Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания о сердцах и моторах. «ОДК-Климов» готовится отметить 110-летний юбилей.

Среди множества прочих эпитетов, которыми наделяют Санкт-Петербург, есть и такой: «столица авиационного двигателестроения». Эту славу городу обеспечивает «ОДК-Климов», одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, которое в октябре отмечает 110-летний юбилей.

АО «ОДК-Климов» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации «Ростех» и является разработчиком и производителем авиационных газотурбинных турбовальных, турбовинтовых и турбореактивных двигателей, вертолетных редукторов, коробок самолетных агрегатов, турбостартеров, а также электронных систем автоматического управления. Исторически предприятие занималось разработкой самых разных типов двигателей — от поршневых моторов до жидкостных ракетных и газотурбинных вертолетных, самолетных и даже танковых двигателей. Были и исключительные заказы — например, трамваи и даже олимпийский факел.

Сегодня «ОДК-Климов» - это передовое конструкторское бюро, современная производственная и испытательная базы и развитая сервисная служба (послепродажное обслуживание двигателей производится в течение всего жизненного цикла).

1910-е–1930-е: НА ЗАРЕ АВИАЦИОННОЙ ЭРЫ

Предприятие ведет свою хронологию с 20 октября 1914 года. В этот день император Николай II подписал высочайшее разрешение на открытие завода «Русский Рено», которое пролоббировало «Французское общество автолюбителей Рено для России».

«Собственною Его Императорского величества рукою…». Высочайшее разрешение на открытие АО «Русский Рено»

Практически сразу задачей нового предприятия стал выпуск продукции для фронта Первой мировой войны. В планах было выпускать по 1 500 автомобилей в год, с готовыми узлами из Франции. Основные мощности расположились в Петрограде, а в 1916 году начали строить завод в Рыбинске. Петроградский завод дал работу 10 тысячам человек.

Завод стал выпускал авиадвигатели Renault 12FE, моторами «Рено» мощностью 220 л.с. оснащался в том числе первый многомоторный бомбардировщик российского изобретателя Игоря Сикорского «Илья Муромец».

Самолет И. Сикорского «Илья Муромец» с 1916 года оснащался двигателями «Русского Рено»

После революции завод «Русский Рено» был национализирован, перепрофилирован и выпуском автомобилей больше не занимался — только ремонтом автотехники. В начале 1920-х гг. образовался Петроградский объединенный государственный авторемонтный завод, в который вошли производственные помещения бывших кузовных мастерских «Иван Брейтигам» и корпуса бывшего завода «Русский Рено». ПОГАРЗ вел капитальный ремонт автомобилей и изготавливал автомобильные двигатели. В 1927 году с ним слился завод «Красный Октябрь», основанный в 1891 году, которому не хватало производственных мощностей. Помещения ПОГАРЗ в корпусах «Русского Рено» стали базой нового завода, который с 1930 по 1939 гг. занимался разработкой и серийным производством легендарного мотоцикла Л-300 (буква «Л» в названии означала Ленинград).

Опытные образцы мотоциклов Л-300 производства завода «Красный Октябрь» участвовали во Всесоюзном пробеге 1931 года и победили в конкурентной борьбе мотоциклы других заводов. Максимальная скорость достигала 80 км/ч. Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году, сейчас они являются редким раритетом. На фото: участник пробега, лучший водитель мотоциклов завода «Красный Октябрь» П. Воротилкин. 1931 год

Большую часть 1930-х годов профиль завода был моторно-тракторным. С 1932 года здесь изготавливали разные узлы и агрегаты — коробки передач, карданы, поворотные механизмы башни — для первых крупносерийных танков Т-26 и других, в том числе опытных Т-34; производились боеприпасы. Помимо основной продукции, выпускались запасные части для тракторов. Но были и задачи, по-прежнему связанные с авиацией, например ремонт авиамоторов М-5.

В 1939 году, когда завод был переведен в ведение Наркомата авиационной промышленности (НКАП) СССР под номером 234 . Сразу же была поставлена задача — освоить производство авиационных моторов М-105. Завод прирос новыми территориями, а штат увеличился до 15 000 человек.

Читать полностью...
Новости Академии