Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания: Жизнь – авиации: к 130-летию С.В. Ильюшина.

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения великого советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Будучи творческой натурой, всегда стремящийся к новому и неизведанному, он создавал легендарные крылатые машины самого разного класса и назначения. Многие ильюшинские самолеты положили начало чему-то новому. ДБ-3 показал дальнейший путь развития бомбардировочной авиации, совместив в себе невозможные для того времени большую дальность полета с большой скоростью и хорошей маневренностью. Ил-2 стал родоначальником класса штурмовой авиации. Торпедоносец ДБ-ЗТ стал причиной создания нового вида авиации Военно-морского флота – минно-торпедной. Самолеты Ил-12 и Ил-14 способствовали развитию в стране массовых воздушных сообщений и транспортной системы. Турбореактивный лайнер Ил-18 привел к повышению скорости и комфортабельности перелетов, их доступности широкому кругу граждан. Ил-62 положил начало массовым регулярным сообщениям на дальних международных линиях, связав столицу нашей Родины со многими городами различных континентов. Сегодня ПАО «Ил», который входит в ПАО «ОАК» ГК Ростех, продолжает славные ильюшинские традиции, занимаясь разработкой и производством современной авиационной техники.
Будущий великий авиаконструктор родился в многодетной крестьянской семье 31 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии Березниковской волости. В шесть лет научился читать, в девять пошел в земскую школу. Здесь он пристрастился к чтению и частенько, когда друзья разбегались по полям да перелескам, сидел у школьного книжного шкафа, выбирая книги по своим любимым предметам — математике, географии, русскому языку.

С детства Сергей приучался к труду. В своей автобиографии он писал: «Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 г., когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю».

В 15 лет Сергей отправляется на заработки Работал чернорабочим на фабрике, копал землю, косил сено, подрабатывал разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома. В сентябре-октябре 1910 г. здесь же прошел первый всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения зарождавшейся отечественной авиации. Именно этот эпизод, сыграет ключевую роль в судьбе авиаконструктора. Спустя много лет он напишет: «С тех пор у меня огромная любовь появилась к авиации».

В конце 1911 г. он поехал на строительство Амурской железной дороги, откуда спустя год переехал на строительство судостроительного завода в г. Ревель.

С началом Первой мировой войны его призывают в армию, По стечению обстоятельств Ильюшин был направлен для прохождения службы в авиацию, на Комендантский аэродром. На аэродроме, поначалу охранял ангары, а затем становится помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом. Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота, окончив школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба.

Февральская, а затем Октябрьская революции в России и последующие события привели к демобилизации С.В. Ильюшина. Но уже в 1919 г. он был призван в Красную Армию, проходил службу механиком 6-го авиаремонтного поезда на Северном фронте.

В 1919 г. старшему механику С.В. Ильюшину поручили выехать в район Петрозаводска, где приземлился подбитый белогвардейский самолёт английского производства «Авро». Ильюшин и пять красноармейцев добрались до места вынужденной посадки самолёта, разобрали его, вытащили через непролазную грязь и увезли в Москву. Впоследствии английский биплан стал прототипом первого советского учебного самолета У-1.

С.В. Ильюшин (стоит второй слева в третьем ряду) среди слушателей Академии участников Первых Всесоюзных планерных испытаний и его первый планер АВФ-3 «Мастяжарт». Коктебель, 1923 год

С февраля 1920 г. С.В. Ильюшин был переведен в г. Саратов старшим механиком, комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В феврале – июне 1921 г. – начальник 15-го поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

В сентябре 1921 года С.В. Ильюшин поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, который был создан из организованного Н. Е. Жуковским Московского авиатехникума.
Новости Академии