«Пермские моторы» сегодня
В настоящее время ОДК-Пермские моторы (ОДК-ПМ) вместе с конструкторским бюро ОДК-Авиадвигатель входят в единый Научно-производственный комплекс (НПК) «Пермские моторы». Процесс объединения в рамках оптимизации организационной структуры ОДК стартовал в 2020 году. Для управления НПК была введена новая должность заместителя генерального директора ОДК, на которую назначен управляющий директор - генеральный конструктор ОДК-Авиадвигатель Александр Иноземцев. Исполнительным директором ОДК-Пермские моторы является Сергей Харин. Создание комплекса повысит эффективность взаимодействия ОДК-Пермские моторы и ОДК-Авиадвигатель для реализации программ создания новых двигателей ПД-14, ПД-35 и реализации других проектов.
· Серийное изготовление авиационных двигателей семейства ПС-90А и ПД-14
· Ремонт авиационных двигателей
· Серийное изготовление промышленных газотурбинных установок для газовой промышленности и энергетики в диапазоне мощности от 2,5 до 25 МВт
· Сервисная поддержка производимой продукции
«Визитная карточка» ОДК-Пермские моторы – это семейство турбовентиляторных двигателей четвертого поколения для гражданской, транспортной и специальной авиации ПС-90А. Базовый двигатель ПС-90А был сертифицирован АР МАК в 1992 году. Семейство состоит из двигателей ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3.
Турбовентиляторный двигатель четвертого поколения для гражданской, транспортной и специальной авиации ПС-90А
Первый полет авиалайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14 состоялся 15 декабря 2020 года. В следующем, 2021-м году, самолет поднялся в небо крупнейшей международной авиационной выставки Dubai Airshow.
ПД-14 – это еще и первый в России двигатель, с нуля созданный «в цифре». Это означает безбумажное 3D-моделирование конструкции, создание электронных баз данных инженерных расчетов и характеристик материалов, цифровое сопровождение производства двигателя, его стендовых и летных испытаний, а также разработку эксплуатационных документов.
Двигатель ПД-14 в цехе сборки «ОДК-ПМ»
У ПД-14 есть и «наземные» перспективы». В 2021 году ОДК-Авиадвигатель представило на Пермском инженерно-промышленном форуме газотурбинный двигатель промышленного назначения ПД-14ГП-1/-2 на базе ПД-14.
О значимости проекта ПД-14 для российской авиационной промышленности говорит и то, что в октябре 2023 года генеральный конструктор ОДК-Авиадвигатель Александр Иноземцев доложил о ходе реализации проекта Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
А.А. Иноземцев: «Двигатель очень серьезно развивается. Движемся вперед. Конечно, в начале эксплуатации будут «детские болезни», по-другому не бывает. Наша задача – оперативно их устранять, модернизировать, доводить двигатель. Еще задача ближайших нескольких лет одновременно наращивать объем производства. Вот такая ситуация сегодня по ПД-14: всё движется, всё работает. Я не помню за 30 лет, чтобы такими темпами мы наращивали объемы серийного производства. Поэтому мы настроены, вся моторостроительная отрасль настроена на то, чтобы все проблемы решить».
В 2015 году Владимир Путин заявил, что создание двигателя ПД-14 является "огромным достижением наших двигателестроителей".
Другой перспективный проект – это создание двигателя большой тяги ПД-35. Используя опыт работы по проекту ПД-14, ОДК ведет разработку двигателя-демонстратора технологий - такие силовые установки ни в СССР, ни в Российской Федерации еще не создавались. При реализации программы максимально используется научно-технический задел, созданный в ходе разработки ПД-14.
В октябре 2023 года Ростех сообщил, что в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора ПД-35. Испытания прошли в условиях, имитирующих работу полноразмерного двигателя, и показали хорошую сходимость полученных параметров газогенератора с проектными данными.
«Разрабатываемая Объединенной двигателестроительной корпорацией силовая установка будет настоящим гигантом – в нашей стране таких авиадвигателей еще не было. Диаметр его вентилятора – 3,1 метра, тяга – 35 тонн», – сообщили в Госкорпорации.
При реализации программы ПД-35 ведутся работы по освоению 18 новых «критических» технологий: создание новых материалов, покрытий, конструктивных решений.
Масштабное направление работы пермских моторостроителей – это создание газотурбинных установок промышленного назначения. ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт используются в качестве приводов электрогенераторов переменного тока в составе ГТЭС, а также в качестве приводов компрессоров в составе ГПА.
ГТУ и энергоагрегаты на базе газогенератора Д-30 (2,5-6 МВт):
· Для энергетики: ГТУ-2,5П, ГТУ-4П, ГТУ-6П, ЭГЭС «Урал-2500», ЭГЭС «Урал-4000», ЭГЭС «Урал-6000».
· Для транспорта газа: ГТУ-4ПГ, ГТУ-6ПГ.
· ГТУ и энергоагрегаты на базе газогенератора ПС-90А (10-25 МВт):
· Для энергетики: ГТУ-12ПГ-2, ГТЭ-16ПА, ГТЭ-25П и ГТЭ-25ПА, ЭГЭС-12С, ЭГЭС-16ПА2, ГТЭС-16ПА, ГТЭС-25П, ГТЭС-25ПА.
· Для транспорта газа: ГТУ-10П, ГТУ-12П, ГТУ-16П, ГТУ-16ПМ, ГТУ-25П, ГТУ-25ПМ, ГТНА «Урал-6000».
Масштабное направление работы пермских моторостроителей – это силовые установки промышленного назначения
Обращаясь к учащимся, заместитель генерального директора ОДК по управлению научно-производственным комплексом «Пермские моторы» Александр Иноземцев: «Вы начинаете профессиональный путь в уникальное время, когда стартовала грандиозная государственная программа по возрождению гражданского авиастроения. В ближайшие годы «Пермским моторам» предстоит в разы увеличить объемы производства авиационных двигателей. Поэтому именно сейчас как никогда раньше заводу нужны и талантливые инженеры, и квалифицированные рабочие. Очень ждем вас».
Годы становления
Освоение технологий производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 году. Первым проектом стал мотор М-22, но в полную силу производство развернулось с 1 июня 1934, когда было окончательно принято решение об изготовлении в Перми звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон», выпускавшегося по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Мотор был освоен в рекордно короткий срок. Уже в декабре 1936 коллектив был отмечен первой наградой – орденом Ленина «за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ».
Поршневой двигатель воздушного охлаждения М-25 – первенец пермского авиационного двигателестроения
Из воспоминаний Петра Дмитриевича Ожгибесова, заместителя начальника испытательного цеха («Звезда», 1973 г.): «Итак, 15 января 1932 года начиналась новая страница моей биографии. Не терпелось увидеть уже заводские корпуса, обойти всю территорию. Но кругом стояли пихты и ели, лежал нетронутый снег. Единственное кирпичное здание оказалось школой ФЗО. А высокая железная труба, которая казалась мне главным признаком завода, возвышалась над деревянным зданием с вывеской «Баня». Через некоторое время мне вручили ключ от комнаты, которая пустовала в двухэтажном административном здании».
Пятнадцатого февраля 1932 г. строящийся завод посетил председатель Совета народных комиссаров В.М. Молотов, а 3 июля вышел в свет первый номер заводской газеты «За мотор». В ноябре была организована служба главного металлурга. В следующем году был подписан первый коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом завода. В апреле 1933 г. заключен договор о технической помощи в освоении мотора «Циклон» с фирмой «Кертис Райт» США сроком на 5 лет, в октябре 1936 года завод посетил вице-президент фирмы «Кертис Райт» инженер и конструктор Артур Натт. 9 августа 1933 г. завод посетил нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе.
Восьмого февраля 1934 г. главным конструктором завода назначается ставший впоследствии легендарным в плеяде создателей отечественных авиационных двигателей Аркадий Дмитриевич Швецов, а директором с 11 мая – Иосиф Израилевич Побережский. В июне завод приступил к освоению авиационного мотора «Райт Циклон», а уже в августе ему присваивается название М-25. В ноябре 1935 года на самолете И-15 с мотором М-25А летчик-испытатель В.К. Коккинаки успешно выступил на Миланской авиационной выставке. 16 декабря заводу № 19 присвоено имя И.В. Сталина.
В 1936 г. на предприятии впервые в СССР ввели спецодежду – халаты и куртки (в цехе точного литья и в сборочном – белого цвета). 1 октября Постановлением Совета Труда и Обороны завод № 19 принят в строй действующих предприятий СССР. 28 декабря Постановлением ВЦИК СССР завод № 19 имени Сталина награжден орденом Ленина. Кроме того, ордена и медали получили 36 работников завода.
В 1937 г. на предприятии вводится конвейерный способ сборки авиамоторов. Знаковым событием февраля становится посещение завода Героем Советского Союза, летчиком-испытателем В.П. Чкаловым. Прошел государственное испытание мотор М-62ИР.
В 1938 г. прошел государственное испытание мотор М-63. Начинается строительство ТЭЦ завода. 11 декабря 1939 года на базе опытно-конструкторского отдела образовано ОКБ-19.
Годы войны
В годы Великой Отечественной войны вдвое увеличились производственные мощности предприятия, в три раза объемы производства. Директором завода Анатолием Григорьевичем Солдатовым устанавливается новый порядок работы: теперь все цеха переходят на две 11-часовых смены. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолетным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был отмечен орденом Красного Знамени. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.
Пикирующий бомбардировщик Ту-2 с двигателями А.Д. Швецова
«Сталинец», февраль 1942 года: «Пусть и мой вклад пойдет на постройку боевых машин, на которых Красная Армия раздавит гитлеровскую гадину, напавшую на нашу родину», — заявила Анна Павлова из отдела, где начальник т. Коротнев. Она внесла наличными 1300 рублей. Работники Хлястич и Сенкевич внесли по 2500 рублей, Кузьминов — 2000 рублей. Инженеры Коротнев и Августинович — по 1500 рублей. Техники Балошко и Чухустов — по 1000 рублей и т. п. За первый день на постройку танковой колонны было собрано 27 000 рублей».
Выпускали и стрелковое оружие – так в феврале 1942 года на заводе была собрана партия опытных автоматов Зайцева (ППЗ) для вооружения 159-й стрелковой дивизии, формировавшейся в Молотовской области. 24 января А.Д. Швецову присваивается звание Героя Социалистического Труда.
Генеральный конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов
С 1944 г. меняется маркировка моторов конструкции А.Д. Швецова индекс «М» заменен на инициалы конструктора – «АШ».
В 1945 г. состоялся первый полет пассажирского самолета Ил-12 с мотором АШ-82Ф. В сентябре завод награжден орденом Красного Знамени.
Вступление в реактивную эру
В 1950-е - 1960-е годы на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов, товаров народного потребления. Постоянно осваивая новые технологии и виды продукции, Пермский моторостроительный завод превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева.
В январе 1946 г. началось серийное производство мотора АШ-73 для стратегического бомбардировщика Ту-4. В 1948 г. А.Д. Швецову присвоено звание Лауреата Государственной премии 1 степени, а в 1949 г. – А.Г. Солдатову, А.М. Колосову, И.П. Эвичу, К.Д. Колесникову и В.А. Глушенкову присвоено звание лауреатов государственной премии 1 степени.
А. Васюков, слесарь-электросварщик «Сталинец», июль 1950 года: "Восхищаясь величаво-спокойной, неизменно-миролюбивой сталинской внешней политикой, я исполнен решимости все силы отдать улучшению обороноспособности Родины. В дни стахановской вахты Мира я взял обязательства вдвое перевыполнить производственный план и сэкономить семь килограмм электродной проволоки".
В 1952 г. государственное испытание прошел мотор АШ-82Т. Осваивается и вертолетное направление – редуктор Р-5 для вертолета Ми-4. В 1953 г. госипытание прошел реактивный двигатель ВК-1. Осваивается производство вертолетного редуктора ВР-1 для вертолета Ми-1. В 1955 г. выходит первый серийный турбореактивный двигатель АМ-3М (РД-3М).
«Сталинец», 24 сентября 1955 г.: "Количество личных автомобилей все увеличивается. Уже не единицы, а сотни работников завода имеют собственные машины. Большинство из владельцев машин отлично освоили технику вождения и обходятся без шоферов. Одна сторона площади перед заводом, отведенная под стоянку машин и мотоциклов, уже не вмещает всех приезжающих. Администрация разрешила стоянку и на другой стороне площади".
В 1956 г. на заводе впервые в СССР запущена установка по производству аргона. Осваивается производство пусковых двигателей ПД-10 для сельскохозяйственных тракторов и комбайнов.
В 1958 г. проводится первая плавка в вакууме. Начинается серийное производство турбореактивного двигателя АИ-20.
В 1959 г. началось производство первого двухконтурного турбореактивного двигателя Д-20П и вертолетного турбовального двигателя Д-25В. Запускается производство вертолетных редукторов Р-7 для тяжелых вертолетов Ми-6, Ми-10.
В 1961 г. начинается освоение жидкостного ракетного двигателя РД-253 РН «Протон».
8 января 1962 г. завод им. Сталина постановлением Совета Министров СССР переименован в Пермский машиностроительный завод им. Я.М.Свердлова. Осваивается производство турбовинтового двигателя АИ-20К.
1964 г. – освоение технологии электронно-лучевой сварки. 1965 г. - освоено производство вертолетного турбовального двигателя ТВ2-117 и редуктора ВР-8 для вертолетов Ми-8, а также производство ЖРД Косберга-Конопатова для баллистических ракет УР-200 (главный конструктор В.Н. Челомей).
В 1966 г. стартует производство двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30 (I серии) для пассажирского авиалайнера Ту-134.
Сборка двигателя Д-30
Расцвет советского двигателестроения
На Пермском моторном заводе впервые в стране были освоены и начали серийно производиться двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для самолета Ту-124), экономичные и надежные Д-30 (Ту-134), массовые ТВ2-117 (Ми-8). Предприятие обеспечило до 60% потребности страны в двигателях для гражданской авиации, за что было отмечено вторым орденом Ленина (1970 г.) и орденом Октябрьской революции (1984 г.). В 1980-е годы ППО «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД/МД-90/А) и приступило к его серийному выпуску.
В 1968 г. на предприятии был организован информационно-вычислительный центр. В том же году открывается музей. За создание вертолета Ми-10 с двигателями Д-25В и редуктором Р-7 конструкторы П.А. Соловьев, И.П. Эвич, Г.П. Калашников удостоены Государственной премии.
1969 г. – осуществляется первая плавка титана. Осваивается производство турбореактивного двигателя Д-30 II серии (Д-30Р) с реверсом тяги.
В 1973 г. директором предприятия назначен Борис Георгиевич Изгагин.
1975 г. – осваивается штамповка деталей взрывом. 16 сентября осуществлен первый вылет истребителя-перехватчика МиГ-31 с производимым в Перми двухконтурным двигателем Д-30Ф6. Осваивается и сугубо «мирная» тематика – например, лодочный мотор «Вихрь-30» (30 л.с.).
Двухконтурные двигатели Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31
В 1978 г. стартовала работа над созданием двигателя Д-90А (с 1987 г. – ПС-90А). Осваивается производство двигателя Д-30 3-й серии.
В 1979 г. на базе Пермского моторостроительного завода и Новолядовского агрегатного завода организовано ППО «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова. Освоено газо-термическое напыление деталей.
1982 г. − подготовка производства и освоение двигателя Д-30А. Произведены наладочные работы по внедрению промышленных роботов. Началось серийное производство редуктора ВР-26 для самого мощного вертолета в мире – Ми-26.
В 1983 г. в конкурсе на проект двигателя для Ил-96-30 победил Д-90, в дальнейшем названный ПС-90А в честь П.А. Соловьева. Закончено строительство цеха точного стального литья, организован цех точного литья № 13 Декабрь – получена первая лопатка в цехе № 13, собран первый двигатель Д-90А.
Январь 1984 г. – проведено первое испытание двигателя Д-90А для магистральных самолетов. 23 мая завод награждается орденом Октябрьской Революции. Освоен выпуск мотоблока МБ-1 и навесные орудия к нему. На загородной испытательной станции сдан в эксплуатацию 1-й испытательный стенд.
1985 г. – освоен редуктор ВР-14 для вертолетов Ми-14 и Ми-17. Сдан в эксплуатацию 2-й испытательный стенд на загородной станции. Началось строительство корпуса для пресса цеха холодной штамповки.
В 1986 г. генеральным директором объединения назначается Эдуард Иванович Черкашин. 29 декабря – осуществлен первый испытательный полет самолета Ил-76МФ с двигателями ПС-90А. Декабрь – в службе главного технолога установлены первые персональные компьютеры. Серийно освоен двигатель Д-30Ф6. Впервые в отрасли разработана и внедрена серия установок ультразвукового контроля дисков турбины и компрессоров.
Большое внимание уделяется и социальной сфере.
Сборка двигателя ПС-90А
Время перемен
В непростые для авиационной промышленности 1990-е годы продукция ОАО «Пермские моторы» - так называлось в этот период предприятие – «спустилась с небес на землю», открыв новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовой отрасли. Продуктовая линейка пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций, что позволило обеспечить энергобезопасность страны.
Первого января 1989 г. на предприятии вводится полный хозрасчет. 3 января в небо впервые поднимается Ту-204 с двигателем ПС-90А. В 1990 г. ПС-90 впервые показан на выставке «Авиадвигателестроение-90». Названный инициалами конструктора Павла Соловьева, двигатель ПС-90 определил ключевое место Пермского моторного завода на три десятилетия. В августе началось строительство кирпичного завода в Новых Лядах по контракту с австрийской фирмой «Фукс». В 1991 г. создаются отдел внешнеэкономических связей, а также группа по приватизации.
Первый полет самолета Ту-204 с двигателем ПС-90А
В 1994 г. началась подготовка к изготовлению деталей для фирмы Pratt&Whitnеy. Подписано соглашение о намерениях между АО «Авиадвигатель», АО «Пермские моторы» и United Technologies Pratt&Whitney по созданию совместных предприятий. Осваиваются редукторы ВР-34 и ХР-34, газонагреватели МГБ-1, МГБ-3.
В 1995 г. создается дочернее предприятие ЗАО «Авиационные редукторы и трансмиссии —ПМ». В том же году создано ЗАО «Протон-ПМ».
27 ноября 1997 г. учреждено ОАО «ПМЗ». В 1999 г. презентован двигатель ПС-90А2.
Возрождение
2000-х гг. ознаменовались постепенным возрождением отечественного двигателестроения, что вдохнуло новую жизнь и в пермский моторостроительный комплекс.
В 2004 г. в ЗАО «Авиастар-СП» завершена сборка первого серийного самолета Ту-204-300 с двигателями ПС-90А. Состоялась сертификация пермской электростанции ГТЭС «Урал-4000». В 2005 г. наработка парка пермских ГТУ мощностью 10, 12 и 16 МВт, созданных на базе авиадвигателя ПС-90А, превысила уже 1 миллион часов.
5 августа 2005 года состоялся первый полет нового грузового самолета Ил-76ТД-90ВД, построенного для авиакомпании «Волга-Днепр».
В 2006 г. на компрессорной станции «Игринская» ОАО «Пермтрансгаз» успешно прошли межведомственные испытания опытного образца ГПА-25Р-ПС «Урал» с приводом ГТУ-25П на базе двигателя ПС-90ГП-25 совместного производства ОАО «ПМЗ» и ОАО «Авиадвигатель». В том же году пермские ГТЭС стали победителями тендера на поставку оборудования для электростанций и перекачки сырой нефти по программе «Сахалин-2».
С 2008 года началась новая страница в истории предприятия. Российское государство консолидировало в своей собственности активы ключевых предприятий стратегических отраслей. ОАО «Пермский моторный завод» вошло в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация», созданного в контуре Госкорпорации Ростех.
Летом 2008 г. в учебном центре ПМЗ прошла обучение первая группа специалистов ВВС Индии. 2 октября в торжественной обстановке потребителям передан 300-й двигатель семейства ПС-90А.
В июле 2008 года ОАО «Авиадвигатель» успешно защитило концепцию создания перспективного семейства двигателей. Уже на МАКС-2009 были представлены детали унифицированного газогенератора.
В 2009 г. осуществлены отгрузки первых ГТУ-16П мощностью 16 МВт для Северо-Европейского газопровода.
2010 г. – начало серийного производства ГТУ-25. В октябре собран первый газогенератор-демонстратор для опытного образца двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21.
В 2012 г. на заводе начата сертификация производства двигателя ПД-14. В 2017 году завершилась масштабная реконструкция и обновление загородной испытательной станции. Создан современный универсальный адаптерный стенд для испытаний двигателей типа ПС-90А и ПД-14. В сентябре 2018 года была изготовлена 1000я газотурбинная установка – юбилейной стала ГТУ-25П, изготовленная на АО «ОДК-Пермские моторы».
Сегодня колоссальный опыт ОДК-Пермские моторы позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться вперед в программе двигателя пятого поколения ПД-14 и в других проектах, включая направление газотурбинных установок промышленного назначения.
С использованием материалов заводского альбома «Сквозь гул моторов…»
Авиалайнер МС-21-310 с двигателями ПД-14 на крупнейшей авиационной выставке Dubai Airshow 2021
Академия наук авиации и воздухоплавания искренне поздравляет весь коллектив ОДК-Пермские моторы с 90-летним юбилеем, желает новых успехов и достижений в деле развития авиационного двигателестроения России!