21 ноября 2024 года в пленарном заседании научно-технической конференции «Авиатор» в ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) приняли участие члены научного отделения «Комплексы бортового оборудования» Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) академики Харьков В. П., Давидов А.О., Бондарев В.Г., Буравлев А.И., Ус. Н.А.
С приветственным словом выступил первый вице-президент Академии наук авиации и воздухоплавания Халютин С.П., вручил диплом и удостоверение члена АНАиВ академику Усу Николаю Александровичу.
С приветственным словом выступил первый вице-президент Академии наук авиации и воздухоплавания Халютин С.П., вручил диплом и удостоверение члена АНАиВ академику Усу Николаю Александровичу.
С докладом в честь 90-летия Факультета авиационного вооружения ВУНЦ "ВВА им. Проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" (1934-2024 гг).выступил академик АНАиВ Буравлев А.И.
Сергей Петрович Халютин в рамках пленарного заседания сделал доклад, посвященный деятельности Объединенного молодежного научного конструкторского бюро им. Н.Е. Жуковского.
Объединённое молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского
Объединённое молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского (ОМНКБ) является общественной молодежной организацией, которая создана в октябре 2023 года четырьмя общественными организациями:
− Академией наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ),
− Ассоциацией выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского содействия сохранению исторического и научного наследия ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (Ассоциация ВВИА),
− Ассоциацией «Электропитание»,
− Академией электротехнических наук Российской Федерации (АЭН РФ).
АНАиВ осуществляет научно-экспертное сопровождение деятельности ОМНКБ через Научное отделение «Комплексы бортового оборудования».
Ассоциация ВВИА осуществляет сопровождение операционной деятельности ОМНКБ, в том числе организацию научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, выставок и т.п.).
Ассоциация «Электропитание» осуществляет техническое и технологическое сопровождение ОМНКБ через деятельность ее членов, научных и производственных организаций, в рамках развиваемых платформенных решений, предусмотренных программой «Электродвижение».
Академия электротехнических наук через ее членов осуществляют экспертизу проектов, консультации и помощь в научно-производственных вопросах проектов ОМНКБ, связанных с электротехникой.
Руководителем ОМНКБ является главный конструктор, который назначается на собрании учредителей большинством голосов. На первом этапе руководителем является С.П. Халютин.
Стратегической целью ОМНКБ является формирование системы накопления компетенций, формирования открытой межведомственной базы знаний и подготовки высококвалифицированных кадров, имеющими практические навыки в области проектирования комплексов авиационного оборудования.
Педагогические цели:
− освоение на практике студентами, аспирантами и молодыми специалистами теоретических основ авиационных электросистем и авионики, а также нормативных документов;
− получение навыков конкретной практической работы в проектах;
− обучение работать в научно-производственном коллективе;
− привитие навыков организации и управления проектами.
Организаторы ОМНКБ преследуют и социальные цели – изучение исторического опыта развития авиационного оборудования и истории авиации, профориентация школьников и студентов.
Участниками ОМНКБ по положению являются:
− оператор ОМНКБ – ассоциация ВВИА (Оператор);
− главный конструктор;
− вузы, подписавшие соглашение с Оператором об участии в ОМНКБ;
− члены ОМНКБ – студенты и аспиранты вузов – участников ОБНКБ;
− наставники – представители вузов, научных организаций и промышленных предприятий, осуществляющие научно-практическое руководство членами ОМНКБ;
− научно-конструкторские группы (НКГ), объединяющие членов ОМНКБ и наставников в рамках выполнения частных задач;
− индустриальные партнеры.
Организационная структура ОМНКБ представлена на рисунке 1.
Сергей Петрович Халютин в рамках пленарного заседания сделал доклад, посвященный деятельности Объединенного молодежного научного конструкторского бюро им. Н.Е. Жуковского.
Объединённое молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского
Объединённое молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского (ОМНКБ) является общественной молодежной организацией, которая создана в октябре 2023 года четырьмя общественными организациями:
− Академией наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ),
− Ассоциацией выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского содействия сохранению исторического и научного наследия ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (Ассоциация ВВИА),
− Ассоциацией «Электропитание»,
− Академией электротехнических наук Российской Федерации (АЭН РФ).
АНАиВ осуществляет научно-экспертное сопровождение деятельности ОМНКБ через Научное отделение «Комплексы бортового оборудования».
Ассоциация ВВИА осуществляет сопровождение операционной деятельности ОМНКБ, в том числе организацию научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, выставок и т.п.).
Ассоциация «Электропитание» осуществляет техническое и технологическое сопровождение ОМНКБ через деятельность ее членов, научных и производственных организаций, в рамках развиваемых платформенных решений, предусмотренных программой «Электродвижение».
Академия электротехнических наук через ее членов осуществляют экспертизу проектов, консультации и помощь в научно-производственных вопросах проектов ОМНКБ, связанных с электротехникой.
Руководителем ОМНКБ является главный конструктор, который назначается на собрании учредителей большинством голосов. На первом этапе руководителем является С.П. Халютин.
Стратегической целью ОМНКБ является формирование системы накопления компетенций, формирования открытой межведомственной базы знаний и подготовки высококвалифицированных кадров, имеющими практические навыки в области проектирования комплексов авиационного оборудования.
Педагогические цели:
− освоение на практике студентами, аспирантами и молодыми специалистами теоретических основ авиационных электросистем и авионики, а также нормативных документов;
− получение навыков конкретной практической работы в проектах;
− обучение работать в научно-производственном коллективе;
− привитие навыков организации и управления проектами.
Организаторы ОМНКБ преследуют и социальные цели – изучение исторического опыта развития авиационного оборудования и истории авиации, профориентация школьников и студентов.
Участниками ОМНКБ по положению являются:
− оператор ОМНКБ – ассоциация ВВИА (Оператор);
− главный конструктор;
− вузы, подписавшие соглашение с Оператором об участии в ОМНКБ;
− члены ОМНКБ – студенты и аспиранты вузов – участников ОБНКБ;
− наставники – представители вузов, научных организаций и промышленных предприятий, осуществляющие научно-практическое руководство членами ОМНКБ;
− научно-конструкторские группы (НКГ), объединяющие членов ОМНКБ и наставников в рамках выполнения частных задач;
− индустриальные партнеры.
Организационная структура ОМНКБ представлена на рисунке 1.
Главный конструктор определяет направления деятельности ОМНКБ, общие требования ко всем системам и объектам в целом, осуществляет координацию деятельности НКГ.
Вузы рекомендуют членов ОМНКБ, обеспечивают помещением, необходимым оборудованием и компьютерной техникой для выполнения работ. На начальном этапе работы ОМНКБ в проектах работают 3 вуза – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) и Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС). ОМНКБ открыт для всех вузов, желающих принять участие в его работе.
Один из членов НКГ назначается главным конструктором по направлению и руководит её работой. Главный конструктор по направлению входит в Совет главных конструкторов.
Наставники по личной инициативе на безвозмездной основе осуществляют научно-экспертное сопровождение работы групп, при необходимости проводят с членами ОМНКБ занятия и консультации. Наставники входят в Совет главных конструкторов. Все наставники, участвующие в работе ОМНКБ в настоящее время являются действительными членами АНАиВ, а более половины – членами АЭН РФ, все – доктора технических наук.
Вузы рекомендуют членов ОМНКБ, обеспечивают помещением, необходимым оборудованием и компьютерной техникой для выполнения работ. На начальном этапе работы ОМНКБ в проектах работают 3 вуза – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) и Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС). ОМНКБ открыт для всех вузов, желающих принять участие в его работе.
Один из членов НКГ назначается главным конструктором по направлению и руководит её работой. Главный конструктор по направлению входит в Совет главных конструкторов.
Наставники по личной инициативе на безвозмездной основе осуществляют научно-экспертное сопровождение работы групп, при необходимости проводят с членами ОМНКБ занятия и консультации. Наставники входят в Совет главных конструкторов. Все наставники, участвующие в работе ОМНКБ в настоящее время являются действительными членами АНАиВ, а более половины – членами АЭН РФ, все – доктора технических наук.
Это Харитонов Сергей Александрович, заведующий кафедрой Электроники и Электротехники НГТУ, директор Института силовой электроники НГТУ, специалист в области силовой электроники, член Азиатско-Тихоокеанской Академии материалов (Asia-Pacific Academy of Materials - APAM), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Новосибирской Области, Харьков Виталий Петрович, председатель правления Ассоциации ВВИА, советник генерального директора ООО «НПО НаукаСофт», академик Навигации и управления движением, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, специалист в области авиационных систем управления, Давидов Альберт Оганезович, начальник научно-исследовательского отдела ООО «НПО НаукаСофт», профессор кафедры электротехники и авиационного электрооборудования МГТУ ГА, специалист в области систем электрооборудования воздушных судов, Старостин Игорь Евгеньевич, профессор кафедры электротехники и авиационного электрооборудования МГТУ ГА, специалист в области химических источников электроэнергии, Бондарев Валерий Георгиевич, профессор кафедры ВУНЦ ВВС, специалист в области навигации и управления.
Научно-конструкторские группы формируются решением Совета конструкторов по направлениям работ в рамках действующих проектов.
Определены первые направления работ, обеспечивающие реализацию выбранного проекта – унифицированного многодвигательного конвертоплана:
− электрические приводы с управлением по частоте вращения и позиционным управлением;
− автономные источники электрической энергии:
а) аккумуляторные батареи;
б) высокоскоростные микротурбинные генераторные установки;
в) источники на водородных топливных элементах;
− ряды базовых модулей систем распределения и управления электроприводами;
− унифицированная система управления многодвигательной силовой установкой и система навигации.
Научно-конструкторские группы формируются решением Совета конструкторов по направлениям работ в рамках действующих проектов.
Определены первые направления работ, обеспечивающие реализацию выбранного проекта – унифицированного многодвигательного конвертоплана:
− электрические приводы с управлением по частоте вращения и позиционным управлением;
− автономные источники электрической энергии:
а) аккумуляторные батареи;
б) высокоскоростные микротурбинные генераторные установки;
в) источники на водородных топливных элементах;
− ряды базовых модулей систем распределения и управления электроприводами;
− унифицированная система управления многодвигательной силовой установкой и система навигации.
Участники ОМНКБ – представители МГТУ ГА, НГТУ и ВУНЦ ВВС
Индустриальный партнер (ИП) – научно-производственное предприятие, которое должно осуществлять сопровождение и реализацию на своем предприятии разработанных устройств и агрегатов, финансировать производственные и организационные затраты по выбранному проекту. В настоящее время осуществляется взаимодействие с потенциальными ИП, которые могут стать потребителями продукции ОМНКБ и работодателями его членов.
Для индустриальных партнеров появляется возможность получения готового комплекта конструкторской документации на инвестиционные проекты и опытного образца на заказанную систему или объект при минимальных затратах, подготовки квалифицированных кадров для своего предприятия, использование задела ведущих научных школ вузов для получения новых изделий, выполненных на основе современных технологий.
Органами управления ОМНКБ являются:
− собрание учредителей, которое учреждает ОМНКБ и назначает Главного конструктора;
− общее собрание участников ОМНКБ, которое необходимо при определении новых проектов, формировании планов работы, отчетов НКГ и решения научно-практических вопросов взаимодействия систем;
− совет главных конструкторов осуществляет сопровождение деятельности научно-конструкторских групп, а также координацию их взаимодействия.
Ключевой технологией в работе ОМНКБ является модульная (платформенная) технология создания систем электродвижения на основе унифицированной интеллектуальной системы распределения электроэнергии и технологии цифровых паспортов. Технологический цикл сборки новых средств электродвижения по прогнозу должен сократиться с 4,5…6 до 1,5…2 лет (рисунок 2) благодаря существенному сокращению времени на проведение ОКР и подготовки серийного производства.
Для индустриальных партнеров появляется возможность получения готового комплекта конструкторской документации на инвестиционные проекты и опытного образца на заказанную систему или объект при минимальных затратах, подготовки квалифицированных кадров для своего предприятия, использование задела ведущих научных школ вузов для получения новых изделий, выполненных на основе современных технологий.
Органами управления ОМНКБ являются:
− собрание учредителей, которое учреждает ОМНКБ и назначает Главного конструктора;
− общее собрание участников ОМНКБ, которое необходимо при определении новых проектов, формировании планов работы, отчетов НКГ и решения научно-практических вопросов взаимодействия систем;
− совет главных конструкторов осуществляет сопровождение деятельности научно-конструкторских групп, а также координацию их взаимодействия.
Ключевой технологией в работе ОМНКБ является модульная (платформенная) технология создания систем электродвижения на основе унифицированной интеллектуальной системы распределения электроэнергии и технологии цифровых паспортов. Технологический цикл сборки новых средств электродвижения по прогнозу должен сократиться с 4,5…6 до 1,5…2 лет (рисунок 2) благодаря существенному сокращению времени на проведение ОКР и подготовки серийного производства.
В процессе работы ОМНКБ планируется разработка и сопровождение открытой информационной системы (рисунок 3), включающей методики проектирования отдельных устройств и агрегатов, цифровые модели отдельных узлов, каталоги продукции, комплектующих материалов и технологической оснастки. В перспективе планируется все информационные ресурсы сделать открытыми для студентов и аспирантов вузов и образовательных организаций среднего профессионального образования.
Объединенное молодежное научное конструкторское бюро имени Н. Е. Жуковского открыто для взаимодействия с образовательными и производственными организациями, готово рассмотреть предложения от потенциальных наставников и активных студентов и аспирантов, желающих развивать авиационную науку на благо нашей родины – Российской Федерации.