Новости 2025

В.Д. Кузнецов: «ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА – ВОПРЕКИ ВСЕМУ».

20 мая исполнится 80 лет со дня рождения Виктора Дмитриевича КУЗНЕЦОВА (20.05.1945 – 08.01.2022) – заместителя начальника ГУПиКС Минавиапрома СССР (1988 – 1992), генерального директора АО «Авиапром» в 2008-2019 годах и в дальнейшем председателя совета директоров Общества, который почти за 60 лет плодотворной работы в отрасли внёс большой вклад в развитие материально - технической и технологической базы отечественной авиационной промышленности, а также в сохранение исторической памяти о славных традициях и выдающемся наследии авиастроителей России разных эпох.

Он был из плеяды высококлассных советских профессионалов и талантливых руководителей авиационной промышленности с врождёнными качествами лидера, бойца и новатора, для которых национально-государственные интересы имели абсолютный жизненный приоритет, сделавшими Советский Союз выдающейся авиационно-космической державой и стойко боровшимися вопреки всему за сохранение и возрождение отечественного авиастроения в смутные годы общественно-политических перемен.

Виктор Дмитриевич родился в Москве в победном 1945 году в семье потомственных авиастроителей. Его родители и многие близкие родственники работали на авиазаводе №41 (сейчас ММЗ «Авангард» - часть концерна «Алмаз-Антей»). Он также начал свой трудовой путь электромонтёром на этом прославленном заводе. По путёвке предприятия в 1964 году он был направлен на учёбу в институт.

В 1969 году Виктор Дмитриевич окончил факультет промышленного и гражданского строительства МИСИ им. В.В. Куйбышева и продолжил работу на родном оборонном предприятии по полученной специальности «инженер-строитель». В 1974 году Виктора Дмитриевича назначили начальником строительного цеха, а в 1976 – начальником ОКС завода.

По решениям коллегии Минавиапрома СССР Виктор Дмитриевич Кузнецов руководил строительными подразделениями и других крупных предприятий отрасли: на одном из первых трёх авиазаводов в нашей стране и в мире МАПО имени П.В. Дементьева (АО «Дукс»,.. ММЗ «Знамя Труда») – в 1982-1986 годах, в том числе под его руководством там был построен огромный производственный корпус №123 для кратного увеличения серийного выпуска истребителей МиГ-29. Потом в НПО «Наука» (1986-1987 гг.) за короткий период также обеспечил строительство нового производственного корпуса и впервые в этом научно-производственном объединении организовал эффективное жилищное строительство для семей сотрудников...

С учётом глубоких профессиональных знаний, богатейшего практического опыта и организаторского таланта, в 1987 году Виктор Дмитриевич Кузнецов был переведен на работу в аппарат Министерства авиационной промышленности СССР: заместителем начальника 6 Главка, где обеспечивал координацию проектно-строительных работ в ОКБ и на серийных заводах тяжёлого самолётостроения и вертолётостроения, а с 1988 по 1992 год - заместителем начальника Главного управления проектирования и капитального строительства (ГУПиКС) Минавиапрома СССР, где фронт работ по развитию производственной базы и социальной инфраструктуры охватывал все многочисленные подотрасли авиапромышленности страны. В компетенцию В.Д. Кузнецова входило всё, что строило отраслевое министерство для предприятий IV и I главков, обеспечивавших создание и серийный выпуск военных и гражданских самолётов и вертолётов.

Как вспоминал Виктор Дмитриевич, «Работать было интересно. Наша авиационная промышленность была на взлёте, создавались всё новые типы летательных аппаратов, уже не только авиационных, но и авиационно-космических (запущенный в серию МКК «Буран», опытный образец ракетоплана «Молния-1»…), которые закрепляли статус СССР в качестве великой авиационно-космической державы. Вместе с решением серьёзных задач росли и люди, которые, конечно же, только в деле могут в полной мере реализовать свои способности».

Масштабное строительство Минавиапром СССР вёл в разных регионах от Дальнего Востока до западных границ.

«Именно в ГУПиКС министерства я сумел ощутить значение, размах деятельности и место авиационной промышленности в экономическом потенциале страны, - отмечал Виктор Дмитриевич. - … И когда я слышу разговоры о какой-то дискриминации бывших союзных республик, то вспоминаю оборудованный по последнему слову техники Ферганский завод, мощный Тбилисский завод, куст авиационных предприятий Украины, предприятия отрасли в Молдавии, Прибалтике.., и просто удивляюсь. Но ведь не только цеха и предприятия возводились там. Сколько же мы построили жилья!.. Во всех городах, где были предприятия отрасли, возводили всю «социалку»: по новейшим технологиям, помимо ведомственного жилья, строили общедоступные детские сады, школы, пионерские лагеря, поликлиники, базы отдыха, Дома культуры…».

С 1994 года Виктор Дмитриевич Кузнецов работал в АО «Авиапром». Вместе с другими бывшими руководителями и ведущими специалистами Минавиапрома СССР, в тесном взаимодействии с научными и производственными предприятиями авиапромышленности и постоянно реформируемыми органами государственной власти России, он активно участвовал в решении большого комплекса задач в целях сохранения и развития отечественного авиастроения в условиях полного развала отрасли, острейшего системного кризиса в стране и не сформированной промышленной политики.

«Надежды на возрождение отечественного авиастроения и его былой славы мы никогда не теряли, - говорил Виктор Дмитриевич. – И на переломе эпох в 1991 году, когда руководители и ведущие специалисты Министерства авиационной промышленности А.Н. Геращенко, Ю.А. Бардин, А.С. Сысцов, В.Т.Иванов, А.М. Батков, Н.М. Орлов, К.Н. Казённов, В.М. Фадеев, В.М. Зеленов, Р.Б. Урманов, В.Г. Поносов, В.В. Апакидзе… консолидировали все предприятия и организации отрасли в Россоюзе «Авиапром» для координации их деятельности и совместного решения общеотраслевых задач, и в последующие годы».

В 2008 году генеральный директор АО «Авиапром» Константин Николаевич Казённов, один из основателей Россоюза - АО «Авиапром», предложил В.Д. Кузнецову возглавить акционерное общество в связи с его уходом на пенсию. Совет директоров единодушно поддержал это предложение. На этом посту Виктор Дмитриевич Кузнецов с полной отдачей трудился 11 лет, а с 2019 года до самой смерти продолжал руководить предприятием в качестве председателя совета директоров.

Под его руководством АО «Авиапром» организационно перестроилось с учётом новых задач и значительно нарастило объёмы выполняемых работ по всем основным направлениям, в том числе регулированию авиационной деятельности в экспериментальной авиации, научно-исследовательским работам по развитию отрасли, совершенствованию её структуры и системы управления, и особенно - в оказании полного комплекса услуг по проектированию, капитальному строительству, техническому и технологическому переоснащению научных и производственных предприятий отрасли. Виктор Дмитриевич провёл планомерное омоложение коллектива АО «Авиапром» квалифицированными специалистами, обеспечив преемственность поколений и перспективы устойчивой деятельности Общества.

В.Д. Кузнецов проводит очередное заседание Проблемного совета №1А НТС Минпромторга России, 2011 г.

За время почти 60-летней работы в авиационной промышленности В.Д. Кузнецов принимал активное участие и руководил строительством и модернизацией отраслевых научных центров и промышленных комплексов по выпуску авиационной техники в Москве и Московской области, Ульяновске, Ташкенте, Киеве, Казани, Комсомольске-на-Амуре и других городах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья; обеспечивал создание производственных мощностей по выпуску космического корабля «Буран». Активно участвовал в разработке и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации, связанных с развитием материально-технической и технологической базы научных и производственных предприятий авиационной промышленности.

Активная гражданская и профессиональная позиция по отстаиванию стратегических национально-государственных интересов в отечественном авиастроении и в целом в авиационной деятельности нашей страны ярко проявилась в деятельности Виктора Дмитриевича Кузнецова в качестве председателя Проблемного совета №1А (по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы авиационной промышленности) НТС Минпромторга России, члена Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, а также в его выступлениях на Съездах авиапроизводителей России и других крупных отраслевых форумах, в глубоких аналитических статьях, регулярно публиковавшихся в российской прессе, в том числе в журналах «Крылья Родины» и «АвиаСоюз».

В.Д. Кузнецов среди участников организованной им научно-практической конференции в честь 110-летия легендарного министра авиапромышленности СССР П.В. Дементьева, 2017 г.

Особо необходимо отметить большой вклад Виктора Дмитриевича Кузнецова в сохранение исторической памяти о деятельности всех поколений отечественных покорителей неба - учёных, конструкторов, организаторов производства воздухоплавательной, авиационной и авиационно-космической техники.

По его инициативе АО "Авиапром" при активном участии научных и производственных предприятий отрасли и ветеранов авиационной промышленности подготовило и издало за свой счёт четырехтомную серию книг по истории авиастроения России. Документальные материалы книг на основе архивных данных, в том числе из заводских музеев, а также воспоминаний непосредственных участников событий, позволили развеять многие устоявшиеся стереотипы и мифы об отечественном авиастроении в разные исторические периоды и извлечь уроки. Они на цифрах, фактах и живых примерах показывают, что наш талантливый и стойкий народ способен в любых самых экстремальных условиях добиваться высочайших результатов в научно-техническом и технологическом развитии, проявляя дух творчества и подвижничества во имя Отечества.

«Ваши издания являются очень важным подспорьем в воспитании молодых авиастроителей», - отмечали руководители высших учебных заведений авиационной направленности, в библиотеки которых АО «Авиапром» безвозмездно передал комплекты этого уникального четырёхтомника по истории авиационной промышленности России от её зарождения до наших дней.

Виктор Дмитриевич пользовался заслуженным авторитетом и большим уважением в авиационном сообществе страны, среди акционеров и деловых партнёров АО «Авиапром». Его профессионализм и деловые качества также высоко ценились в Военно-промышленной комиссии РФ и Департаменте авиационной промышленности Минпромторга России, в отраслевом профсоюзе ПРОФАВИА...

Все, кто с Виктором Дмитриевичем работал и взаимодействовал, отмечали его высокие человеческие качества: порядочность, доброжелательность, готовность помочь словом и делом.

Пресс-центр АО «Авиапром»
Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"
2025-05-18 18:55 Новости партнеров АНАВ