Новости

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания В.М.Чуйко: в будущее путем соединения традиций и инноваций.

27 февраля 2024 года в ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» состоялось общее собрание Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ), на котором были подведены итоги работы в 2023 году, принят ряд структурных решений, определены планы на будущее. Академия стремится стать одной из главных научных площадок в авиационной отрасли, своего рода связующим звеном между фундаментальной наукой и непосредственно реальным сектором. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что после непростого периода, деятельность АНАиВ целиком восстановлена, планы научной работы Академии и научных отделений выполняются в полном объеме, в государственные инстанции направляются предложения по актуальным вопросам развития отечественного авиастроения.

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко рассказал в интервью «Крыльям Родины» о настоящем и будущем АНАиВ, о ее стратегических целях и стоящих перед ней вызовах. Виктор Михайлович - один из ведущих организаторов и руководителей советской и российской авиационной промышленности, доктор технических наук, профессор, в прошлом заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению, лауреат премий Совета министров СССР, премии Правительства РФ и Государственной премии Украинской ССР. Бессменный президент Международной Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), а также председатель редакционного совета Национального авиационного журнала «Крылья Родины».

Виктор Михайлович Чуйко, президент Академии наук авиации и воздухоплавания


- Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, об итогах недавнего общего собрания АНАиВ, о современном состоянии Академии?

- На состоявшемся 27 февраля общем собрании АНАиВ мы подвели итоги ее работы за прошлый год. Была выражена благодарность членам Академии, внесшим вклад в развитие авиационной науки. Основной вывод: деятельность Академии наук авиации и воздухоплавания не только полностью восстановлена, но и динамично наращивает темп. Работа ведется активно и в соответствии с утвержденными планами.

Сегодня научные отделения укомплектованы действующими академиками и членами- корреспондентами. Проведены общие собрания отделений по итогам работы в 2023 году, планы работы всех отделений выполнены. Разработаны и утверждены планы на 2024 год. Мы существенно обновили состав Академии, избрано 127 новых членов. Как Вы видите, создан и активно работает сайт АНАиВ (www.anav.ru).

Приведу примеры тем расширенных заседаний нашего Президиума в прошлом году – они отражают широту проблематики, с которой мы работаем. Это - применение водорода в качестве топлива; дирижаблестроение; НТС «Проблемы испытания вертолетной техники»; научное наследие Н.Е. Жуковского; детонационное горение в газотурбинных двигателях.

Утверждены сразу восемь Положений, регламентирующих ее работу: "О членах АНАиВ", "О научных отделениях", "О первом вице-президенте", "О вице-президенте", "О главном ученом секретаре", "О Совете ученых секретарей", "О реестре", "О поощрениях". Состоялись довыборы руководящего состава Академии и состава Президиума. Первым вице-президентом был избран академик С.П. Халютин, руководителем научного отделения «Летная годность и безопасность на воздушном транспорте» и членом Президиума – академик Ю.М. Чинючин, руководителем научного отделения «Воздухоплавание» и членом Президиума – академик Т.В. Грумондз, главным ученым секретарем - член-корреспондент С.М. Мужичек. Завершена организация работы Президиума АНАиВ, назначены бухгалтер и секретарь-делопроизводитель.

Сергей Петрович Халютин, первый вице-президент Академии наук авиации и воздухоплавания

А еще относительно недавно Академия находилась в таком состоянии, что была включена Минюстом РФ в число ликвидируемых организаций, поскольку она четыре года не отчитывалась. 10 ноября 2022 года было проведено общее собрание и началась реализация нашего плана по восстановлению работы Академии. Могу сказать, что на сегодня вопросы, связанные с деятельностью Академии, решены – ее работа возобновлена. Была восстановлена налоговая отчетность, счет в Сбербанке, разработана и утверждена на Президиуме структура АНАиВ, возобновлена деятельность научных отделений как основных научных подразделений АНАиВ.

Участники общего собрания Академии наук авиации и воздухоплавания. 27 февраля 2024 года

В рамках заседания были вручены дипломы, удостоверения и знаки Академии наук авиации и воздухоплавания

- Виктор Михайлович, что было в основе Вашего решения принять предложение возглавить Академию? Какие задачи Вы ставите перед собой на этом посту?

- Главное - это личный мотив. Мы были друзьями с Генрихом Васильевичем Новожиловым, вторым президентом Академии. Нас многое связывало, в том числе совместные работы в ОКБ Ильюшина. И из чувства глубочайшего уважения к нему, к его памяти, я подумал, что будет очень нехорошо, если на Генрихе Васильевиче Академия закончится. И когда ко мне пришел один из учредителей АНАиВ, Николай Петрович Семинихин, и предложил возглавить Академию, в итоге я согласился. Прежде всего, это память о Генрихе Васильевиче. А вторая причина – необходимо, чтобы у нас была научная организация, объединяющая ученых авиационной промышленности. И поэтому я взялся за это дело. Для меня руководство Академией ничего не дает, никаких материальных благ, потому что это общественная организация, я работаю здесь на общественных началах. Но для меня на первом месте находится развитие науки в авиационной отрасли.

- Каковы, на Ваш взгляд, предназначение и роль Академии в авиационной отрасли?

- Прежде всего, Академия не должна быть оторвана от жизни. Для внедрения научных разработок членов Российской академии наук и Академии наук авиации и воздухоплавания в авиационной отрасли нами предложена система индустриальных партнеров научных отделений АНАиВ. Данная система нацелена на ускорение внедрения научных разработок в экономику. При этом научные достижения ученых РАН, АНАиВ и других научных организаций рассматриваются в профильных научных отделения АНАиВ и при положительном заключении направляется индустриальному партнеру с целью разработки необходимых мероприятий по внедрению данного научного предложения на предприятии индустриального партнера. При положительных результатах внедрения индустриальный партнер, совместно с АНАиВ предлагает для внедрения этого достижения другим предприятиям по договорам. Если мы (АНАиВ) в процессе внедрения увидели, что где-то в какой-то области не хватает теоретических разработок, мы обращаемся к коллегам в РАН с предложением продолжить тематику в этом направлении. Соответственно, задачи АНАиВ – это, прежде всего, прикладные вопросы. Хотя и глубокие фундаментальные исследования тоже могут иметь место, но с результатами практического внедрения. В результате Академия должна стать одной из главных научных площадок в авиационной отрасли, своего рода связующим звеном между фундаментальной наукой и непосредственно реальным сектором. Если выразить в двух словах основную миссию Академии, то наша цель – соединить задел великого прошлого с новейшими инновационными разработками, обеспечив прорыв в будущее.

- Планируется ли взаимодействие АНАиВ и Российской академии наук?

- РАН – это главный центр нашей фундаментальной науки, и, конечно же, мы нуждаемся в сотрудничестве и кооперации с РАН. Для обеспечения связи с РАН на общем собрании 2022 года мы избрали в состав президиума АНАиВ двух академиков РАН: Александра Александровича Иноземцева, Героя Труда Российской Федерации, заместителя генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», Евгения Владимировича Шахматова, научного руководителя Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева и члена-корреспондента РАН Евгения Ювенальевича Марчукова, генерального конструктора-директора ОКБ им. А. Люльки – филиала ПАО «ОДК-УМПО».

При этом, на мой взгляд, нуждается в доработке механизм внедрения научных результатов на практике.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о структуре Академии наук авиации и воздухоплавания?

- Стратегию работы и развития АНАиВ, руководителем которой является Президент, определяет Общее собрание (конференция). Основной исполнительный орган – Президиум, а контрольный – Ревизионная комиссия. Президент управляет деятельностью АНАиВ совместно с первым вице-президентом, вице-президентом, главным ученым секретарем. Действуют Аппарат управления, Совет ученых секретарей, Сектор коммуникаций.

Перейдем к научным отделениям – их в Академии семь. Это, прежде всего, «Летательные аппараты», куда входят научные направления, связанные с самолетами, вертолетами и БПЛА; «Двигатели авиационные и их промышленное применение»; «Комплексы бортового оборудования»; «Цифровизации и инновационные технологии в авиации»; «Воздухоплавание» (дирижабли и воздушные шары); «История авиации и воздухоплавания». Впервые мы организовали научное отделение «Летная годность и безопасность на воздушном транспорте». Раньше в Академии не было данного отделения. Конечно, это был нонсенс, и мы исправили ситуацию. В составе этого отделения – два сектора: "Летная годность" и "Безопасность на воздушном транспорте". В качестве восьмого научного отделения можно считать региональное самарское.

Добавлю, что в составе научного отделения «Комплексы бортового оборудования» работают четыре сектора – "Авиационная электроэнергетика", "Системы управления и навигации", "Робототехнические и интеллектуальные системы в авиации", "Радиоэлектронное оборудование". Отделение "Двигатели авиационные и их промышленное применение" имеет региональный сектор: пермский.

По утвержденному реестру членов АНАиВ в Академии (вместе с самарским отделением) состоят 203 академика и членов-корреспондентов. Наиболее многочисленные научные отделения – "Комплексы бортового оборудования", "Двигатели авиационные и их промышленное применение" и "Летательные аппараты".

- Большая работа, как известно, проводится АНАиВ с целью сохранения, развития и популяризации наследия великого Н.Е. Жуковского. Расскажите, пожалуйста, о том, что удалось сделать АНАиВ по данному направлению.

- Забота о наследии Н.Е. Жуковского – это важная задача, многое сделано, и еще больше будет сделано. Так, в июле прошлого года в музее-усадьбе Н. Е. Жуковского в сельце Орехово Владимирской области мы провели специальное расширенное заседание Президиума по вопросу сохранения и развития исторического наследия Н.Е. Жуковского.

Выездное заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания в Мемориальном Доме-музее – усадьбе Н.Е. Жуковского. Июль 2023 года

Разработаны и изготовлены знаки членов АНАиВ с барельефом Н. Е. Жуковского и календари с фотографией Н.Е. Жуковского, которые мы вручаем на мероприятиях, проводимых Академией. При поддержке Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и холдинга «Вертолёты России» мы выпустили 2 сборника Трудов АНАиВ (на обложке - фото Н.Е. Жуковского).
Труды Академии наук авиации и воздухоплавания — это новый научный журнал, в котором публикуются оригинальные статьи по всем научным направлениям деятельности АНАиВ, научно-технические советы научных отделений проводят рецензирование всех поступающих статей. Тематика журнала соответствует научным специальностям ВАК Минобрнауки России по авиационной отрасли, поэтому планируется включение этого журнала в перечень рецензируемых изданий ВАК.

Организованы научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского. Возобновлено взаимодействие с Военно-воздушной академией имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Совместно с ВУНЦ ВВС ВВА был проведен семинар, посвященный 100-летию кафедры электрооборудования академии.

Проведение совместно с ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина семинара, посвященного 100-летию кафедры Электрооборудования ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Объединенное молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского. Участники ОМНКБ – представители МГТУ ГА, НГТУ и ВУНЦ ВВС


Образовано Объединенное молодёжное научное конструкторское бюро имени Н.Е. Жуковского, учредителями которого являются Академия наук авиации и воздухоплавания, Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. Н.Е. Жуковского, Ассоциация «Электропитание», Академия электротехнических наук РФ, а участниками – Московский государственный технический университет гражданской авиации, Новосибирский государственный технический университет, ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Сформированы научно-конструкторские группы по тематическим направлениям под руководством наставников - академиков АНАиВ Давидова А.О., Старостина И.Е., Харитонова С.А., Харькова В.П., Бондарева В.Г., главным конструктором является первый вице-президент АНАиВ Халютин С.П. Налажено взаимодействие с потенциальными партнерами ОМНКБ, которые должны оказать помощь при производстве и испытаниях разработанных изделий. ОМНКБ работает в рамках единой платформенной технологии, разработанной в рамках программы «Электродвижение» ассоциацией «Электропитание». Главной задачей ОМНКБ является вовлечение молодежи в конкретную разработку авиационной техники еще на этапе их обучения и привитие навыков научно-практической деятельности.

- Какие мероприятия, проведенные в 2023 году, стали наиболее запоминающимися?

- Среди наших ключевых мероприятий я бы, конечно, выделил расширенное заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященное 35-летию полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде. Наша страна в 1980-е гг. добилась колоссального продвижения на этом новаторском пути, по существу опередила по испытаниям водородных технологий все остальные государства. Да, американцы раньше нас попробовали двигатель, работающий на водороде. Но это было ручное управление. А у нас был самолет Ту-155, полностью на автоматическом управлении. И мы совершили 30-40 полетов. Мы тогда шли впереди всей планеты, потом немного притормозили. Кроме того, были подготовлены кадры, были построены станции по выработке водорода из воды. В этом круглом столе участвовало два академика Российской академии наук, один член-корреспондент, вице-президент РАН.

Расширенное заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященное 35-летию полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде

По итогам было подготовлено решение и направленно в правительственные структуры. Мы предлагаем дополнить стратегию развития авиационной промышленности пунктом о разработке самолетов и вертолетов, работающих на водородном топливе. И второе, мы считаем целесообразным провести большую конференцию под руководством РАН, поскольку полагаем, что это надо внедрять не только на самолетах и вертолетах, но и на всех двигателях. Необходимо обсудить научные проблемы и разработать программу развития криогенных технологий до 2050 года. Необходимо к этому сроку все отработать и внедрить в эксплуатацию.

Другим, не менее важным направлением, стала дирижабельная тематика. Академией были подготовлены и направлены предложения в правительство Российской Федерации по использованию дирижаблей в Арктике и малодоступных регионах России.

Особо отмечу XX научно-техническую конференцию «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е. Жуковского», расширенное заседание Президиума АНАиВ, посвященное вопросам детонационного горения в ГТД, выездное заседание Президиума АНАиВ в Мемориальном доме-музее – усадьбе Н.Е. Жуковского, научно-практическую конференцию «Цифровые технологии в авиации. Теория, практика, история", круглый стол "Современные технические решения для испытаний вертолетной техники". Как видите, тематика – очень широкая, глобальная – от истории до технологий еще только наступающего будущего.

XX научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е. Жуковского»

Президиум практической конференции «Цифровые технологии в авиации. Теория, практика, история"

Визит президента Академии В.М. Чуйко и первого вице-президента С.П. Халютина на ПАО «ОДК-Кузнецов»

Президент АНАиВ Виктор Чуйко и Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин на круглом столе, посвященного 100-летию гражданской авиации

Расширенное заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания, посвященного вопросам детонационного горения в ГТД

Участие в мероприятиях, посвященных дню рождения Н.Е. Жуковского. Сельцо Орехово, 17 января 2024 года


- Активизировалась работа Академии в информационном поле – каковы усилия прилагает АНАиВ по этому направлению?

- В рамках работы Академии наук авиации и воздухоплавания был сформирован Сектор информационных коммуникаций. Во-первых, мы запустили сайт Академии, на котором ежедневно размещаются текущие новости авиационной отрасли России, все новости о деятельности АНАиВ, обзор основных авиационных мероприятий авиационной отрасли. Академия широко представлена в социальных сетях «Телеграм», «ВКонтакте», «Одноклассники». Генеральным информационным партнером АНАиВ выступил Национальный авиационный журнал «Крылья Родины».

Выстроено сотрудничество с профильными СМИ: международным авиационно-космическим журналом «АвиаСоюз», авиационным порталом Авиа.ру, аналитическим агентством АвиаПорт. С 2024 года достигнуты договоренности об информационном сотрудничестве с целым рядом федеральных СМИ: телеканалами "Россия-24", "ЗВЕЗДА", ОТР, МИР, информационными агентствами ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, с газетой «Московский комсомолец».

Я принял участие в съемке фильма для канала Россия 24 «Илья Муромец» и другие воздушные богатыри» и дал интервью телеканалу "Звезда" о Н.Е. Жуковском и А.М. Люльке.
- Что бы Вы могли выделить среди наиболее значимых мероприятий, запланированных на этот год?

- 18-19 апреля состоится XXI научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е. Жуковского».
На май/июнь запланировано проведение круглого стола «Электрические и гибридные летательные аппараты. Технологические возможности и перспективы». На июль – в Музее-усадьбе Жуковских – расширенное заседание Президиума АНАиВ, посвященное истории авиации и воздухоплавания. В августе проведем круглый стол по теме «Беспилотные авиационные системы и сопутствующие производственные и организационные проблемы». На 24 октября намечена научно-практическая конференция «Цифровые технологии в авиации. Теория, практика, история» с организацией мини-выставки. Конечно же, примем самое активное участие в 5-м Международном форуме двигателестроения (МФД-2024).

Отдельно хочу остановиться на работе с авиационными корпорациями Ростеха. В наших планах приглашать руководителей Корпораций на наши заседания, с целью определения научных направлений, в которых Академия наук авиации и воздухоплавания оказывала бы поддержу.

Вручение знаков членов АНАиВ академикам Пермского сектора


- Виктор Михайлович, в завершение хотелось бы затронуть вопрос стратегического характера для нашей авиационной промышленности. Какова Ваша оценка вопроса реализации импортозамещения в авиационной отрасли?

- Если говорить по существу, то, прежде всего, необходимо постоянное повышение профессионализма кадров. Нужны специалисты во всех сферах, необходимо, чтобы человек представлял, чем он занимается.

В проблематике импортозамещения, на мой взгляд, есть две крайности. Одна, преобладавшая еще в недавнее время: полная интеграция, 80% самолета делается из зарубежных комплектующих. Естественно, это неприемлемо. Но есть и другая крайность. Наука и техника развиваются в разных регионах мира по-разному. И где-то она идет впереди. Если мы сосредотачиваемся только на импортозамещении, то другие наши конкуренты, которые идут впереди, будут двигаться вперед, а мы будем отставать. Поэтому, к процессам импортозамещения надо подходить разумно. Ответственный подход к импортозамещению сегодня – это, прежде всего, учет всех рисков во всем диапазоне и выработка мер по их купированию. При этом сказать, что все сводится только к импортозамещению – это будет неправильно.

В любом случае я уверен в том, что российская авиационная наука способна полностью обеспечить выполнение всех задач, поставленных государством.

- Виктор Михайлович, большое спасибо за всесторонний обзор настоящего и будущего Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ)! Редакция журнала "Крылья Родины" искренне желает Вам, Академии и всей российской авиационной науке дальнейших успехов и реализации всего задуманного!
Новости Академии