Новости

24 марта в России отмечается День штурманской службы ВВС РФ.

Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ - https://anav.ru/ ) выступила партнёром историко-краеведческого, патриотического интернет-проекта «Ахтубинск. Земляки. Судьбы», который направлен на популяризацию знаний в том числе по истории отечественной авиации. Проект рассказывает о лётчиках, ветеранах ВВС, прославленных земляках Астраханского края. https://vk.com/museum.avia (авторы проекта - Владимир Сениченко и Максим Коновской). Информационный партнер - национальный авиационный журнал «Крылья Родины» - http://kr-magazine.ru/.

В рамках знаменательной даты журнал "Крылья Родины" публикует интервью с Героем России, лётчиком-штурманом 368-го авиаполка, Главой Приморско-Ахтарского городского поселения Иваном Владимировичем Нечаевым.

Иван Владимирович, Вы родились в Ахтубинске в семье кадрового офицера ВВС. Расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Какую школу окончили и кто из учителей оказал на Вас влияние по жизни?

- Я родился в Ахтубинске в семье кадрового офицера ГЛИЦ им. В.П. Чкалова и медсестры Ахтубинского военного госпиталя. Детство мое прошло со сверстниками. В нашем дворе играли в войнушку, бегали возле лесопарка реки Ахтуба, ездили на рыбалку и отдыхали на городском пляже. Учился 8 классов в СОШ №4 города Ахтубинска. Атмосфера в школе оказала достойное влияние на наше воспитание.

Вы окончили несколько военных заведений для того, чтобы стать лётчиком? Скажите, пожалуйста, а помните ли Вы свой первый полёт и при каких обстоятельствах он был совершен?

- После 8 класса поступил в Казанское суворовское училище. В 1997 году в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, но в связи с реорганизацией училища, в 1998 году был переведен в Армавирское ВВАУЛ, а в 2000 году переведен в Борисоглебское ВВАУЛ. Защита диплома и окончание обучения производилась в четвертом учебном заведении за 4 года учёбы – в Краснодарском ВВАУЛ, которое я окончил в 2002 году. Первый свой полёт я помню до сих пор. Это яркое воспоминание останется навсегда в моей жизни. Помню, когда мы летели с инструктором и я ему по СПУ сказал о том, что у меня текут слёзы, а он мне в ответ засмеялся и сказал, что это хорошо. Прошло несколько десятков лет, а это воспоминание до сих пор трогает за душу и становится опять волнительно.

Что для Вас, как потомственного военного, Героя России, значит ГЛИЦ им. В.П. Чкалова? Это научно-исследовательский институт с центром лётных испытаний или что-то больше? И согласны ли Вы с утверждением о том, что военные, которые прошли через службу в 929-ом ГЛИЦ им. В.П. Чкалова - люди особенные, закаленные высоконравственными принципами и умеющие находить единственное правильное решение при пилотировании самой современной авиационной техники?

- ГЛИЦ им. В.П. Чкалова в моей жизни значит многое. С детства меня окружали военные люди с голубыми просветами на погонах. Люди с чистой душой, стремящиеся к романтической и героической профессии. С детства я ходил с отцом на все воздушные парады и показы авиатехники. Именно все это дало мне четкий фундамент для выбора профессии и направление моего жизненного пути.

8 августа 2008 года капитан 368-го авиационного полка Иван Нечаев поднялся в воздух на самолете Су-25 с аэродрома Буденновска и совершил несколько боевых вылетов в район дислокации грузинских войск у южноосетинского Цинхвала. Какая картина предстала перед Вами, уже повидавшего в небе много боевых заданий? Вы верите в удачу, что Вам помогло выжить 11 августа 2008 года, когда по Су-25 ударила вражеская ракета? С учётом оценки военных экспертов (согласно сведениям документального фильма Первого канала) ваш самолёт не должен был дотянуть до земли.

- По окончанию училища направлен на службу в г. Будённовск в 4-ю воздушную армию, служил в 368-м штурмовом авиаполку, который выполнял задачи контртеррористической операции на Северном Кавказе. Попал я служить по профилю штурмовой авиации и на самолёты СУ-25 («Грач»). В 2008 году моя служба проходила согласно курсу боевой авиации, и я повышал навыки профессионального уровня, как лётчика-штурмовика, где меня окружали люди зрелые, готовые передать свой опыт в технике пилотирования тех задач, которые необходимы лётчику-штурмовику. Именно тут меня научили достигать своей цели, выполняя рабочие задачи, вернуться живым и здоровым домой. До осетинских событий в августе 2008 года по принуждению Грузии к миру, я выполнял задачи при проведении спецоперации на Северном Кавказе.

8 августа 2008 года я и сейчас помню. Среди ночи поступил сигнал тревоги, мы прибыли на аэродром Буденновска. И ранним утром первое звено авиаполка, в котором был и я, приступило к выполнению задач по защите южноосетинского народа и миротворческих сил, которые базировались в пункте г. Цхинвали от грузинской агрессии. Перед глазами 8 августа была наглядная картина обстрела грузинской артиллерии и танками, которые стояли на близлежащих высотах населенного пункта Цхинвали. Небо было испещренное трассерами и по нам велся активный огонь. В этой связи вспомнилась документальная хроника Великой Отечественной войны. Понимание у нас было четкое, что нам противостоят боевые части иностранного государства, поэтому иллюзий о легкости боев и быстрого решения вопроса не стояло. От нас требовалось четко выполнять стоящие задачи – нанести максимальный урон противнику и вернуться живыми на аэродром вылета.

Во время службы в авиации. Фото Смотрим.ру

11 августа при выполнении очередного боевого вылета, я выполнял задачи в ведущем составе пары по поддержке сухопутных войск, которые являются основными задачами штурмовой авиации. В этот вылет по моему самолёту было выпущено 6-7 ракет с земли, благодаря противоракетным маневрам я ушел от попадания ракет, но при заходе на цель я увидел пуск и шлейф с земли, начал выполнять противоракетный маневр и тут ощутил удар в хвостовую часть фюзеляжа. По командам передового наводчика мне сообщили, что наблюдается попадание в самолет, так как все событие происходило над ним. Поступила команда катапультироваться, но я отказался, потому что самолёт был управляем. Была резкая потеря тяги, возник пожар на борту самолета, но с помощью противопожарной системы пожар был ликвидирован. Мне очень жалко было бросать своего боевого товарища и огромным желанием было дотянуть до аэродрома. Повреждения самолета оказались серьезными и по заключениям экспертов еще во время выполнения боевого задания самолет должен был развалиться, а лётчик погибнуть. Без веры в удачу и успех в данной профессии жить нельзя. Отдельная благодарность конструкторам данного типа самолета, огромная благодарность всем тем, кто принимал участие в строительстве и конструировании самолета. И спасибо тем, кто обучал меня военному делу благодаря чему и сложился мой профессионализм. Все эти навыки помогли справиться с задачами. Плюс морально-психологическая подготовка сыграла ключевую роль.
Вы себя считаете медийным лицом? О Вас сняты ряд видеорепортажей центральных каналов, взяты интервью военных СМИ, а также Вы побывали в гостях у Леонида Аркадьевича Якубовича на передаче «Поле Чудес». Это какой-то определенный формат общения с людьми или просто интерес к персоне Героя России?

Участие в Поле Чудес, 2015 год. Фото Первого канала

- Медийным лицом себя не считаю, не особо люблю освещать свою деятельность. Мне ближе слова лётчика Титаренко из кинофильма «В бой идут одни старики»: «Я говорить не мастак, лучше в бою себя показать, а обо мне пусть кто-то другой рассказывает». Инаугурация Президента России Владимира Путина мне очень запомнилась в Кремле, где я был среди приглашенного офицерского состава. В рамках Олимпиады в Сочи-2014 года я среди факелоносцев был с факелом на Красной площади вдоль Городов-Героев у Вечного огня. В конце 2015 года я побывал на съемках программы «Поле Чудес», где вышел в финал и выиграл суперигру. Для меня победа была неожиданной, но больше удивлением было получить 150 звонков с поздравлениями, что дало понимание, насколько эта игра до сих пор популярна у нас в стране.

В сентябре 2022 года Вы сменили на посту мэра Приморско-Ахтарска молодого коллегу и сами возглавили город в 40 лет. Помогает ли Вам ваш молодой возраст и боевой накопленный опыт в работе градоначальника?

- В прошлом году я сменил главу Приморско-Ахтарска и вступил в должность градоначальника городского поселения. Работа очень тяжелая, требующая полной самоотдачи. В данной работе мне очень помогает служба в армии. Мне близки слова главного героя фильма «Небо», который говорил, что не работает на Россию, а служит ей. Для меня работа главой - это ответственная служба 24/7. Чувство патриотизма, Родины и любви народа, собственно за это я воевал. Все это мотивирует в работе.

Глава Приморско-Ахтарска Иван Нечаев. Фото пресс-службы Приморско-Ахтарска

Ахтубинск в это сложное время живет, как и всегда, своими насущными проблемами, которые уверен есть и у Вас в городе. Расскажите, пожалуйста, как Администрация Приморско-Ахтарска помогает бойцам СВО и что лично для Вас значит тема защиты Родины в нынешних реалиях?

- Сейчас нашу страну затронула тема со Специальной военной операцией. В нынешнее время Россия является тем авангардом, той стрелой, которая борется с однополярным миром, где потеряны все морально-нравственные принципы. Россия защищает в этой ситуации себя и свой народ. Наша Родина всегда славилась тем, что никогда не была агрессором, а защищала и помогала дружественным странам в разных ситуациях. Я горд, что живу в такой стране. Администрация города оказывает всяческую помощь семьям военных и мобилизованных, а также гуманитарную помощь в СВО.

Вы готовы рассмотреть для себя на будущее участие в выборах мэра родного города Ахтубинска, если земляки и командование ГЛИЦ им. В.П. Чкалова в этом желании Вас поддержат?

- В данный момент не могу ответить на этот вопрос, так как не знаю, что будет через 4 года. Одному Богу известно. Пока я глава города Приморско-Ахтарск и моя задача служить жителям, которые меня избрали тут.

Возложение цветов. Памятное мероприятие. Фото пресс-службы Приморско-Ахтарска

24 марта 2023 года в России отмечается День штурманской службы ВВС РФ. Чтобы Вы могли бы пожелать в эту знаменательную дату всем тем, кто связал жизнь с небом?

- Я всегда вспоминаю историю авиации и как раз штурманами всегда назначались наиболее опытные лётчики, поэтому штурманскую службу я ценю. Это тот навигатор, тот расчёт для тех людей, которые работают в авиации. Штурманская служба - это такие глаза и путеводитель для лётчиков, которые выполняют все необходимые расчеты, начиная навигацией, заканчивая техникой пилотирования, все завязано на штурманах. Хочется пожелать сослуживцам ГЛИЦ им. В.П. Чкалова и Приморско-Ахтарского авиаполка добра в душе, любви в сердце, неугасаемой энергии и поблагодарить за службу в рядах наших прославленных ВКС. Это наша элита России. Не каждому дано летать. А тем более становится штурманами, которые имеют острый ум и хорошую память.

Глава города с ветеранами ВОВ. Фото пресс-службы Приморско-Ахтарска

Три главных постулата жизни ахтубинца и мэра Приморско-Ахтарска людям.

- 1. Помогай людям, не требуй ничего взамен. 2. Рассчитывай только на себя и смотри прежде всего на себя. 3. Главное – любовь в сердце и все будет хорошо.

Отец Иван Нечаев. Фото из личного архива

Беседовал Владимир Сениченко
Новости партнеров АНАВ