«Важны бизнес-подходы к подготовке кадров»: Михаил Погосян рассказал на ПМЭФ о новой модели высшего образования в МАИ.
Ректор Московского авиационного института, член Бюро Союза машиностроителей России Михаил Погосян стал участником панельной дискуссии «Горизонт-2030: переход к новой модели высшего образования», которая состоялась 6 июня в рамках XXVII Петербургского международного экономического форума. В ходе дискуссии руководители вузов, участвующих в пилотном проекте по изменению уровней профессионального образования, представили первые результаты внедрения новых программ, обозначили актуальные вызовы и пути развития системы подготовки кадров в стране.
Помимо Михаила Погосяна участие в обсуждении приняли ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков, проректор по специальным программам Санкт-Петербургского горного университета Марат Рудаков, проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. Канта Ирина Фильченкова. Модератором выступил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
Как отметил в ходе дискуссии ректор МАИ, задача, стоящая сегодня перед российским образованием, заключается в подготовке людей, которые будут обеспечивать технологическое лидерство страны.
— Новая система должна стать эффективной основой для работы молодых людей в индустрии, — подчеркнул Михаил Погосян. — Традиционная система опиралась на подготовку специалистов, которые могут работать по сформированному техзаданию. Сейчас же важной задачей становится подготовка кадров, умеющих управлять проектом.
Ректор МАИ добавил, что при решении этой задачи особое значение приобретает совместная работа университетов с индустриальными партнёрами. В рамках реализации пилотного проекта МАИ удалось добиться существенных успехов в этом направлении. Например, при поддержке партнёров из индустрии в программы подготовки университета был введён модуль, позволяющий на практике освоить такие перспективные технологии, как проектирование композитных конструкций, математическое моделирование, электрификация инженерных систем и другие.
— Большое внимание мы уделяем также модулю бизнес-мышления. Если вы разработали неэффективную конструкцию, то она не будет конкурентоспособна. Поэтому нужно формировать бизнес-подходы к подготовке кадров, — заключил Михаил Погосян.
О необходимости оперативно отвечать на запросы бизнес-сообщества упомянула в своём выступлении и Алевтина Черникова. Она также сделала акцент на важности вовлечения партнёров из индустрии в образовательный процесс, внедрения практикоориентированного и персонифицированного подхода к обучению.
В свою очередь, Марат Рудаков обратил внимание на большую роль профориентационной работы со школьниками, а также возможность для студентов менять специализацию в процессе обучения, осознанно выбирая интересное им направление.
Подводя итоги, эксперты пришли к выводу, что открытость, конкурентность, технологическое лидерство, фундаментальность и практикоориентированность должны стать главными принципами формирования программ в рамках новой системы.