Авторы:
Алена Моргуновская, Юлия Силина,
специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины».
В Перми в этом году отмечается не только 300-летие города, но и 90-летие пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и аэродрома Фролово.
В 30-е годы двадцатого века советская авиация развивалась огромными темпами, и в Перми, как и во многих других городах и посёлках, появился свой авиационно-спортивный клуб. Город, известный своей военной промышленностью, в том числе изготавливал и авиационные моторы – кстати, именно тут делается сейчас двигатель самолёта МС-21.
Наши корреспонденты побывали на аэродроме Фролово и познакомились с жизнью аэродрома, хранящего богатую историю.
Полное название его сейчас – авиационно-спортивный клуб ДОСААФ имени Героя Советского Союза В.Ф. Полуновского. Имя этого летчика было выбрано не случайно для названия аэроклуба – Валерий Федорович Полуновский много лет отдал этому аэродрому. Он родился в 1920 году в городе Прокопьевске, в 1937 году поступил в Батайское авиационное истребительное училище, в 1940-41 годах служил в Пермском учебном полку летчиком-инструктором, где готовил пилотов на самолеты И-16, а с началом войны подал рапорт и отправился на фронт, где летал на ночном бомбардировщике По-2. За годы войны Полуновский сбил 13 самолетов врага, выполнил более 500 вылетов, за свои летные успех был представлен к награде – званию Героя Советского Союза. Но 27 марта 1944 года в неравном бою летчик был сбит и раненым попал в плен, откуда смог бежать только в 1945 году. По возвращении его ждала проверка органов госбезопасности, которую он сумел пройти – но по печальной традиции тех времен дорога в небо оказалась закрытой надолго. В 1946 году Полуновский ушел с военной службы и 12 лет проработал оформителем в Пермском драмтеатре, прежде чем снова вернуться в небо. С 1958 года Валерий Федорович стал летать в Пермском аэроклубе, где был инструктором на нескольких типах самолетов – По-2, Як-18, Як-18А, Як-12М, Z-326. Еще двадцать лет он занимался летной работой, прежде чем выйти на заслуженную пенсию в 1978 году – но и после этого продолжил работу в аэроклубе, теперь уже методистом. Общий налет Валерия Федоровича Полуновского более 3500 часов. Он скончался в 1998 году, а год спустя аэроклуб, которому он отдал добрую половину жизни, был назван его именем.
Алена Моргуновская, Юлия Силина,
специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины».
В Перми в этом году отмечается не только 300-летие города, но и 90-летие пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и аэродрома Фролово.
В 30-е годы двадцатого века советская авиация развивалась огромными темпами, и в Перми, как и во многих других городах и посёлках, появился свой авиационно-спортивный клуб. Город, известный своей военной промышленностью, в том числе изготавливал и авиационные моторы – кстати, именно тут делается сейчас двигатель самолёта МС-21.
Наши корреспонденты побывали на аэродроме Фролово и познакомились с жизнью аэродрома, хранящего богатую историю.
Полное название его сейчас – авиационно-спортивный клуб ДОСААФ имени Героя Советского Союза В.Ф. Полуновского. Имя этого летчика было выбрано не случайно для названия аэроклуба – Валерий Федорович Полуновский много лет отдал этому аэродрому. Он родился в 1920 году в городе Прокопьевске, в 1937 году поступил в Батайское авиационное истребительное училище, в 1940-41 годах служил в Пермском учебном полку летчиком-инструктором, где готовил пилотов на самолеты И-16, а с началом войны подал рапорт и отправился на фронт, где летал на ночном бомбардировщике По-2. За годы войны Полуновский сбил 13 самолетов врага, выполнил более 500 вылетов, за свои летные успех был представлен к награде – званию Героя Советского Союза. Но 27 марта 1944 года в неравном бою летчик был сбит и раненым попал в плен, откуда смог бежать только в 1945 году. По возвращении его ждала проверка органов госбезопасности, которую он сумел пройти – но по печальной традиции тех времен дорога в небо оказалась закрытой надолго. В 1946 году Полуновский ушел с военной службы и 12 лет проработал оформителем в Пермском драмтеатре, прежде чем снова вернуться в небо. С 1958 года Валерий Федорович стал летать в Пермском аэроклубе, где был инструктором на нескольких типах самолетов – По-2, Як-18, Як-18А, Як-12М, Z-326. Еще двадцать лет он занимался летной работой, прежде чем выйти на заслуженную пенсию в 1978 году – но и после этого продолжил работу в аэроклубе, теперь уже методистом. Общий налет Валерия Федоровича Полуновского более 3500 часов. Он скончался в 1998 году, а год спустя аэроклуб, которому он отдал добрую половину жизни, был назван его именем.
Старший авиационный начальник аэродрома – Дмитрий Валерьевич Сазонов. Аэродром по современной классификации относится к категории А, здесь могут принимать ВС по согласованию в светлое время суток, так же, как и совершать вылеты отсюда.
Сейчас здесь, помимо отделения ДОСААФ, находится частный парашютный клуб СкайЦентр, который занимается подготовкой парашютистов-спортсменов, а также предоставляет возможность совершить коммерческий прыжок тем, кто хочет познакомиться с небом.
В СкайЦентре хорошо оборудованная тренировочная наземная зона – причём здесь она крытая, в отличие от многих других дропзон, так что тренироваться можно даже в случае плохой погоды. Система подвесов, на которых расположена парашютная система, позволяет отрабатывать движения в воздухе, тренироваться двигаться в этой системе. Для того, кто впервые готовится совершить прыжок, возможность эта крайне важна – да и спортсменам нужно регулярно проходить тренажи.
Для удобства гостей СкайЦентра здесь организована и возможность перекусить и выпить кофе на аэродроме, а все формальные процедуры можно решить по системе «одного окна», как в шутку (и одновременно совершенно всерьез) назвал это руководитель СкайЦентра Александр Чернышов. Он рассказал и о том, что клуб работает здесь с 2009 года и за 14 лет удалось сделать очень многое. Начинали энтузиасты буквально с двух парашютов, постепенно площадку удалось превратить в отлично организованную дропзону с большим запасом парашютных систем и прыжковых комбинезонов, которые могут арендовать как спортсмены, так и те, кто приезжает сюда совершить коммерческий прыжок.
Кстати, Фролово и расположенный здесь СкайЦентр – по-своему уникальная для парашютистов-перворазников площадка. Первый прыжок здесь можно совершить не с круглым парашютом, как это бывает на многих аэродромах, а сразу с крылом. Правда, в отличие от спортивного или инструкторского парашюта, открытие будет принудительным - так у того, кто впервые оказывается в воздухе, нет риска забыть открыть парашют вовремя. Для того, чтобы совершить самостоятельный прыжок с парашютом, нужно приехать на аэродром практически на целый день – перед прыжком проходят обучение, занимающее несколько часов, и медицинский осмотр. После этого можно переодеваться в прыжковый комбинезон, надевать парашют и подниматься в самолет. Прыжок выполняется с высоты 2500 метров, это меньше, чем обычная высота тандемных прыжков – их выполняют с 4000-4500 метров. Минуты свободного падения не будет, зато будет несколько минут спокойного спуска под крылом парашюта с возможностью любоваться на красоты внизу.
А вот прыжков с круглым парашютом здесь не выполняют – как говорят местные летчики и парашютисты, делать это нельзя по условиям площадки, здесь часто бывает сильный ветер, а территория аэродрома не очень велика, парашютист под почти не управляемым куполом такого парашюта может оказаться вынужденным приземляться в совсем не подходящем для этого месте. А вот крыло можно направить на нужную точку – полосу аэродрома, с которого и взлетает самолет.
Одновременно с работой СкайЦентра, который снискал заслуженную любовь не только у местных парашютистов, но и у гостей региона, на аэродроме Фролово продолжает работу и авиаклуб ДОСААФ. Полеты по подъему парашютистов во многом именно в его ведении – и Ан-2, и летчики тут находятся в этой системе. С парашютистами они дружат, и с удовольствием соседствуют – ведь лётная работа становится объединяющей.
На аэродроме серьезное отношение к истории аэроклуба, хранится памятный альбом, показывающий историю аэродрома с самого начала, с 30-х годов прошлого века, множество исторических и современных фото.
Этот альбом показал нашим корреспондентам старший авиационный начальник аэродрома Дмитрий Валерьевич, дав возможность подробно рассмотреть фото, на которых запечатлена история авиаклуба.
Он же поделился и проектом реконструкции и развития аэродрома Фролова – если удастся реализовать эту задумку, аэродром получит современное оснащение и огромные перспективы развития. Аэродром в случае реализации проекта получит бетонную ВПП и возможность проведения не только дневных, но и ночных полетов, а также выделенные вертолётные точки и удобные рулежные дорожки, а вместо стоящих тут домиков летного состава появится почти настоящий аэровокзал. Правда, для реализации масштабного проекта нужны средства, и, конечно, время – но пока аэродром продолжает работу, и это главное.
В завершении знакомства нашим корреспондентам подарили книгу, написанную одним из летчиков авиаклуба – Александром Александровичем Юдиным. Или, как его тут зовут, Сан Санычем. В своей книге он рассказал как об истории, так и познакомил читателей с теми, кто уже в наши дни летает на пермском аэродроме, продолжая славный путь покорителей прикамского неба. Книга была выпущена 10 лет назад, в 2013 году, к 80-летнему юбилею пермского аэроклуба. Как рассказал в предисловии ее автор, на работу над книгой ушло много лет – заниматься историей родного аэродрома Юдин начал еще в 1983 году, а начало этой работы было положено историком Сергеем Ивановичем Пысиным и его коллегой Иваном Абрамовичем Сокольниковым. Сейчас Сан Саныч Юдин – летчик-инструктор в аэроклубе, а свою работу по сохранению истории он не оставляет – многие тексты и фото, в том числе и не вошедшие в книгу, выкладываются на сайте Пермского аэроклуба.
Но вернемся от истории к современности. Аэродром продолжает жить и работать – вот что действительно важно. Пермяки сохранили свою площадку и в суровые девяностые, продолжают развивать ее сейчас. В аэроклубе ведется серьезная работа не только по сохранению истории, но и по тому, чтобы развивать аэродром.
Уделяют внимание в работе и вопросам безопасности – в небольшом домике, где могут отдохнуть летчики и где находится кабинет руководителя аэроклуба, расположена информационная доска с подбором авиационных происшествий, проводятся их разборы. Дело это в авиации важное, и вовсе не для того, чтобы отругать или тем более наказать тех, кто попал в это происшествие – разбирать такие инциденты крайне важно для самих летчиков, которые узнают о возможных особенностях и проблемах ВС, лучше понимают возможные действия в особых случаях. Разбор авиационных происшествий в аэроклубах когда-то был хорошей и полезной традицией, сохранившейся, к сожалению, не везде. Пермский аэроклуб продолжает эту важную работу, задача которой – повышение безопасности полетов.
Есть на аэродроме сейчас и частная техника. Так, нашим корреспондентам удалось заметить Цессну и вертолет Robinson R44, стоящие тут в ангаре. Для местных поклонников авиации, научившихся пилотировать, Фролово – удобная и оборудованная площадка со своей инфраструктурой и, что не менее интересно, историей. Те, кто летает здесь сейчас, тоже уже часть этой истории.
Сейчас здесь, помимо отделения ДОСААФ, находится частный парашютный клуб СкайЦентр, который занимается подготовкой парашютистов-спортсменов, а также предоставляет возможность совершить коммерческий прыжок тем, кто хочет познакомиться с небом.
В СкайЦентре хорошо оборудованная тренировочная наземная зона – причём здесь она крытая, в отличие от многих других дропзон, так что тренироваться можно даже в случае плохой погоды. Система подвесов, на которых расположена парашютная система, позволяет отрабатывать движения в воздухе, тренироваться двигаться в этой системе. Для того, кто впервые готовится совершить прыжок, возможность эта крайне важна – да и спортсменам нужно регулярно проходить тренажи.
Для удобства гостей СкайЦентра здесь организована и возможность перекусить и выпить кофе на аэродроме, а все формальные процедуры можно решить по системе «одного окна», как в шутку (и одновременно совершенно всерьез) назвал это руководитель СкайЦентра Александр Чернышов. Он рассказал и о том, что клуб работает здесь с 2009 года и за 14 лет удалось сделать очень многое. Начинали энтузиасты буквально с двух парашютов, постепенно площадку удалось превратить в отлично организованную дропзону с большим запасом парашютных систем и прыжковых комбинезонов, которые могут арендовать как спортсмены, так и те, кто приезжает сюда совершить коммерческий прыжок.
Кстати, Фролово и расположенный здесь СкайЦентр – по-своему уникальная для парашютистов-перворазников площадка. Первый прыжок здесь можно совершить не с круглым парашютом, как это бывает на многих аэродромах, а сразу с крылом. Правда, в отличие от спортивного или инструкторского парашюта, открытие будет принудительным - так у того, кто впервые оказывается в воздухе, нет риска забыть открыть парашют вовремя. Для того, чтобы совершить самостоятельный прыжок с парашютом, нужно приехать на аэродром практически на целый день – перед прыжком проходят обучение, занимающее несколько часов, и медицинский осмотр. После этого можно переодеваться в прыжковый комбинезон, надевать парашют и подниматься в самолет. Прыжок выполняется с высоты 2500 метров, это меньше, чем обычная высота тандемных прыжков – их выполняют с 4000-4500 метров. Минуты свободного падения не будет, зато будет несколько минут спокойного спуска под крылом парашюта с возможностью любоваться на красоты внизу.
А вот прыжков с круглым парашютом здесь не выполняют – как говорят местные летчики и парашютисты, делать это нельзя по условиям площадки, здесь часто бывает сильный ветер, а территория аэродрома не очень велика, парашютист под почти не управляемым куполом такого парашюта может оказаться вынужденным приземляться в совсем не подходящем для этого месте. А вот крыло можно направить на нужную точку – полосу аэродрома, с которого и взлетает самолет.
Одновременно с работой СкайЦентра, который снискал заслуженную любовь не только у местных парашютистов, но и у гостей региона, на аэродроме Фролово продолжает работу и авиаклуб ДОСААФ. Полеты по подъему парашютистов во многом именно в его ведении – и Ан-2, и летчики тут находятся в этой системе. С парашютистами они дружат, и с удовольствием соседствуют – ведь лётная работа становится объединяющей.
На аэродроме серьезное отношение к истории аэроклуба, хранится памятный альбом, показывающий историю аэродрома с самого начала, с 30-х годов прошлого века, множество исторических и современных фото.
Этот альбом показал нашим корреспондентам старший авиационный начальник аэродрома Дмитрий Валерьевич, дав возможность подробно рассмотреть фото, на которых запечатлена история авиаклуба.
Он же поделился и проектом реконструкции и развития аэродрома Фролова – если удастся реализовать эту задумку, аэродром получит современное оснащение и огромные перспективы развития. Аэродром в случае реализации проекта получит бетонную ВПП и возможность проведения не только дневных, но и ночных полетов, а также выделенные вертолётные точки и удобные рулежные дорожки, а вместо стоящих тут домиков летного состава появится почти настоящий аэровокзал. Правда, для реализации масштабного проекта нужны средства, и, конечно, время – но пока аэродром продолжает работу, и это главное.
В завершении знакомства нашим корреспондентам подарили книгу, написанную одним из летчиков авиаклуба – Александром Александровичем Юдиным. Или, как его тут зовут, Сан Санычем. В своей книге он рассказал как об истории, так и познакомил читателей с теми, кто уже в наши дни летает на пермском аэродроме, продолжая славный путь покорителей прикамского неба. Книга была выпущена 10 лет назад, в 2013 году, к 80-летнему юбилею пермского аэроклуба. Как рассказал в предисловии ее автор, на работу над книгой ушло много лет – заниматься историей родного аэродрома Юдин начал еще в 1983 году, а начало этой работы было положено историком Сергеем Ивановичем Пысиным и его коллегой Иваном Абрамовичем Сокольниковым. Сейчас Сан Саныч Юдин – летчик-инструктор в аэроклубе, а свою работу по сохранению истории он не оставляет – многие тексты и фото, в том числе и не вошедшие в книгу, выкладываются на сайте Пермского аэроклуба.
Но вернемся от истории к современности. Аэродром продолжает жить и работать – вот что действительно важно. Пермяки сохранили свою площадку и в суровые девяностые, продолжают развивать ее сейчас. В аэроклубе ведется серьезная работа не только по сохранению истории, но и по тому, чтобы развивать аэродром.
Уделяют внимание в работе и вопросам безопасности – в небольшом домике, где могут отдохнуть летчики и где находится кабинет руководителя аэроклуба, расположена информационная доска с подбором авиационных происшествий, проводятся их разборы. Дело это в авиации важное, и вовсе не для того, чтобы отругать или тем более наказать тех, кто попал в это происшествие – разбирать такие инциденты крайне важно для самих летчиков, которые узнают о возможных особенностях и проблемах ВС, лучше понимают возможные действия в особых случаях. Разбор авиационных происшествий в аэроклубах когда-то был хорошей и полезной традицией, сохранившейся, к сожалению, не везде. Пермский аэроклуб продолжает эту важную работу, задача которой – повышение безопасности полетов.
Есть на аэродроме сейчас и частная техника. Так, нашим корреспондентам удалось заметить Цессну и вертолет Robinson R44, стоящие тут в ангаре. Для местных поклонников авиации, научившихся пилотировать, Фролово – удобная и оборудованная площадка со своей инфраструктурой и, что не менее интересно, историей. Те, кто летает здесь сейчас, тоже уже часть этой истории.