Автор:
Михаил Опарин, председатель Совета ветеранов Дальней авиации, член Общественного совета при Минобороны РФ, командующий Дальней авиацией и 37 ВА ВГК (1997-2002 гг.). Заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат военных наук, генерал-лейтенант.
23 декабря 2024 года Дальняя авиация России отмечает 110-летие со дня своего образования. Это абсолютно достоверная, исторически обоснованная дата. Об этом приходится говорить потому, что история Дальней авиации, как и история России не только сложна, терниста, но и неоднозначна. XX век – это не только период небывалого технического прогресса, но и время бурных потрясений, переустройства мира. Россия с лихвой хлебнула и первого и второго.
Благодаря техническому прогрессу наша страна уже в начале прошлого века вышла в число ведущих авиационных держав. Творческий гений русского инженера Сикорского И.И. и организатора промышленного производства Шидловского М.В. положили начало отечественному самолетостроению. На Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ), поставлявшем вагоны, сельхозмашины и автомобили в Европу, началась производство небольших летательных аппаратов конструкции Сикорского, а 10 (23) декабря 1913 году в воздух поднялся первый в мире многомоторный самолет-гигант «Илья Муромец».
Михаил Опарин, председатель Совета ветеранов Дальней авиации, член Общественного совета при Минобороны РФ, командующий Дальней авиацией и 37 ВА ВГК (1997-2002 гг.). Заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат военных наук, генерал-лейтенант.
23 декабря 2024 года Дальняя авиация России отмечает 110-летие со дня своего образования. Это абсолютно достоверная, исторически обоснованная дата. Об этом приходится говорить потому, что история Дальней авиации, как и история России не только сложна, терниста, но и неоднозначна. XX век – это не только период небывалого технического прогресса, но и время бурных потрясений, переустройства мира. Россия с лихвой хлебнула и первого и второго.
Благодаря техническому прогрессу наша страна уже в начале прошлого века вышла в число ведущих авиационных держав. Творческий гений русского инженера Сикорского И.И. и организатора промышленного производства Шидловского М.В. положили начало отечественному самолетостроению. На Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ), поставлявшем вагоны, сельхозмашины и автомобили в Европу, началась производство небольших летательных аппаратов конструкции Сикорского, а 10 (23) декабря 1913 году в воздух поднялся первый в мире многомоторный самолет-гигант «Илья Муромец».

Пробный полет аэроплана «Илья Муромец», 1914 год
Скорее всего, этот шедевр русской авиационной мысли готовился к перевозке пассажиров, грузов и стал бы флагманом Российской гражданской авиации. Но начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война продиктовала ему иное предназначение. Самолет затребовало военное ведомство, однако его авиационные специалисты чуть было не забраковали чудо-самолет, подготовив доклад военному министру о невозможности его применения в боевых действиях. Только благодаря усилиям председателя совета директоров РБВЗ Михаила Владимировича Шидловского удалось отстоять воздушный корабль, ставший первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Приняв во внимание убедительные доводы Шидловского о достоинствах «Ильи Муромца» и его применении в боевых действиях, военный совет Российской армии принял решение о создании Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», которое было высочайше утверждено 10 (23) декабря 1914 года.
Это первое в мире соединение тяжелых воздушных кораблей явилось фактическим началом Дальней авиации России. Начальником Эскадры был назначен, призванный в 58 лет на военную службу, с присвоением звания генерал-майор, Михаил Владимирович Шидловский. Этого, поистине выдающегося гражданина и патриота России, мы по праву считаем первым командующим Дальней авиацией.
Это первое в мире соединение тяжелых воздушных кораблей явилось фактическим началом Дальней авиации России. Начальником Эскадры был назначен, призванный в 58 лет на военную службу, с присвоением звания генерал-майор, Михаил Владимирович Шидловский. Этого, поистине выдающегося гражданина и патриота России, мы по праву считаем первым командующим Дальней авиацией.

Учебная 25-пудовая бомба. Третий справа – Михаил Владимирович Шидловский
Эскадра формировалась в районе города Яблонна под Варшавой. На вооружение поступили десять боевых воздушных кораблей и два учебных «Муромца». В последующем штаб эскадры базировался в Лиде, Пскове, Виннице. Первый боевой вылет самолет «Илья Муромец», под командованием штабс-капитана Г.Г. Горшкова, совершил 21 февраля 1915 г. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. Они наносили бомбовые удары по войскам и объектам противника за линией фронта, вели стратегическую воздушную разведку. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено двенадцать истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, насчитывающих два десятка воздушных кораблей.
Первая мировая война, в результате которой родилась Эскадра Воздушных Кораблей «Илья Муромец», явилась её первым и последним боевым триумфом. Революционные потрясения 1917 года стали началом заката этого уникального соединения. Вначале был обвинен Временным правительством в некомпетентности и снят с должности начальник Эскадры генерал-майор Шидловский М.В. Вместе с ним покинул Эскадру, а затем и Россию Сикорский И.И. Впоследствии Шидловский был обвинен большевистской властью в предательстве, шпионаже и расстрелян. А что же Эскадра? В ней, как и во всей Русской армии началось брожение среди низших чинов, их недовольство дворянским происхождением большинства командиров и летчиков Эскадры. Появились случаи вредительства, преднамеренной поломки самолетов, саботажа. Боевая работа фактически прекратилась, причем происходило все это на фоне нового наступления германских войск. В сентябре 1917 г. германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась Эскадра Воздушных Кораблей. Организовывать эвакуацию имущества Эскадры оказалось некому. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.
Попытки возрождения тяжелой авиации начались уже через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом СНК от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц, по данным других источников –пяти единиц. Самолеты достроили на РБВЗ из дореволюционного задела. В 1920 году были получены с завода 13 «Муромцев» из оставшегося дореволюционного задела. В 1921 году авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех отрядов, по два самолета в каждом. Один из отрядов, 51- й тяжелобомбардировочный, за активную боевую деятельность был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Высоких наград удостоены многие авиаторы, в том числе, командир «Ильи Муромца» А.К. Туманский - орденом Красного Знамени. 15 января 1922 ДВК «Илья Муромец» состоял из управления и двух отрядов. 6 марта 1922 года 2-й отряд расформирован, а управление и 1-й отряд переданы в распоряжение начальника учебных заведений Воздушного флота для нужд школы воздушных стрелков и бомбометания в Ступино. 23 мая 1922 года они расформированы постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР. Авиационные специалисты и имущество ДВК стали основой для формирования при школе отдела тяжелой авиации. Один из последних вылетов краснозвездного «Муромца» был совершен в Серпуховской школе в 1922 г.
Читать полностью...
Первая мировая война, в результате которой родилась Эскадра Воздушных Кораблей «Илья Муромец», явилась её первым и последним боевым триумфом. Революционные потрясения 1917 года стали началом заката этого уникального соединения. Вначале был обвинен Временным правительством в некомпетентности и снят с должности начальник Эскадры генерал-майор Шидловский М.В. Вместе с ним покинул Эскадру, а затем и Россию Сикорский И.И. Впоследствии Шидловский был обвинен большевистской властью в предательстве, шпионаже и расстрелян. А что же Эскадра? В ней, как и во всей Русской армии началось брожение среди низших чинов, их недовольство дворянским происхождением большинства командиров и летчиков Эскадры. Появились случаи вредительства, преднамеренной поломки самолетов, саботажа. Боевая работа фактически прекратилась, причем происходило все это на фоне нового наступления германских войск. В сентябре 1917 г. германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась Эскадра Воздушных Кораблей. Организовывать эвакуацию имущества Эскадры оказалось некому. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.
Попытки возрождения тяжелой авиации начались уже через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом СНК от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц, по данным других источников –пяти единиц. Самолеты достроили на РБВЗ из дореволюционного задела. В 1920 году были получены с завода 13 «Муромцев» из оставшегося дореволюционного задела. В 1921 году авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех отрядов, по два самолета в каждом. Один из отрядов, 51- й тяжелобомбардировочный, за активную боевую деятельность был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Высоких наград удостоены многие авиаторы, в том числе, командир «Ильи Муромца» А.К. Туманский - орденом Красного Знамени. 15 января 1922 ДВК «Илья Муромец» состоял из управления и двух отрядов. 6 марта 1922 года 2-й отряд расформирован, а управление и 1-й отряд переданы в распоряжение начальника учебных заведений Воздушного флота для нужд школы воздушных стрелков и бомбометания в Ступино. 23 мая 1922 года они расформированы постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР. Авиационные специалисты и имущество ДВК стали основой для формирования при школе отдела тяжелой авиации. Один из последних вылетов краснозвездного «Муромца» был совершен в Серпуховской школе в 1922 г.
Читать полностью...