Новости

Уральская "Ладога": на пути к покорению региональных авиалиний России.

Все больше перспектив открывается у создаваемого Уральским заводом гражданской авиации регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 "Ладога". На полях Девятнадцатого Красноярского экономического форума АО "УЗГА" подписало с красноярской авиакомпанией АО "КрасАвиа" соглашение о намерениях, предполагающее приобретение красноярским авиаперевозчиком 20 самолетов ТВРС-44 "Ладога" в период с 2026 по 2030 годы и организацию опытной эксплуатации "Ладоги". Новый отечественный авиалайнер призван заменить на внутренних российских авиалиниях морально и физически устаревшие самолеты советской и западной разработки.

Согласно соглашению, подписанному временным генеральным директором АО "УЗГА" Сергеем Федоровым и генеральным директором АО "КрасАвиа" Андреем Егоровым, стороны рассчитывают не позднее июня 2024 года согласовать и подписать предварительный договор поставки воздушных судов, который будет включать график поставки самолетов, индикативные цены и пр. Предполагается, что воздушные суда будут поставлены в конвертируемой грузопассажирской компоновке, позволяющей изменять конфигурацию салона самолёта силами эксплуатирующей организации. Приборное оснащение самолета позволит эксплуатировать самолет днем и ночью, в сложных метеоусловиях, а наличие современного салонного оборудования обеспечит для пассажиров высокий уровень комфорта.

Большое значение для реализации проекта "Ладога" имеет и достижение договоренности о проведении подконтрольной эксплуатации третьего опытного образца самолета ТВРС-44 "Ладога" в реальных географических и климатических условиях Сибири и Арктической зоны Российской Федерации.
"Подконтрольная эксплуатация позволит ускорить завершение летных сертификационных испытаний и будет способствовать успешному вводу в эксплуатацию серийных самолетов "Ладога", востребованных в Сибирском федеральном округе", - заявил генеральный директор АО "УЗГА" Сергей Федоров.

Гендиректор АО "КрасАвиа" Андрей Егоров, со своей стороны, отметил, что намерение приобрести крупную партию ТВРС-44 – это часть стратегического плана, который также включает участие в создании Центра послепродажного обслуживания (ППО) в аэропорту Красноярска.

"Нельзя представить Красноярский край, да и всю Россию, без современного эффективного регионального самолета. Мы сделали ставку на "Ладогу", мы хотим быть первыми в ее освоении. Связка базового эксплуатанта и Центра ППО обеспечит скорейшее освоение и выход на эффективную эксплуатацию "Ладоги", - заявил Андрей Егоров.

По его словам, "Ладога" – это "единственная на сегодняшний день альтернатива для регионального лайнера".

"На импортную технику мы в перспективе не рассчитываем и поэтому жаждем скорее опробовать на практике новые качественные российские разработки. Мы не пассивно ждем, а движемся навстречу нашим конструкторским бюро и промышленности, чтобы всем, чем мы можем, ускорить рождение и выход в серию новых самолетов, Красноярский край станет первым в России в смысле освоения нового регионального самолета и это важно не только для нашего региона, но и для всей страны. Нам здесь предстоит на практике убедиться во всех качествах нового самолёта, прежде чем он начнет поступать в массовую эксплуатацию", – добавил Егоров.

АО "КрасАвиа" является региональной авиакомпанией, базирующейся в Красноярском крае. Парк авиакомпании включает 50 воздушных судов, в том числе самолёты ATR-72, ATR-42, Ан-24, Ан-26, L-410, Як-42 и вертолёты Ми-8Т, Ми-8МТВ-1.

Соглашение с "КрасАвиа" – не единственный результат участия УЗГА в Красноярском экономическом форуме. В рамках форума был подписан меморандум о сотрудничестве в части создания Центра послепродажного обслуживания отечественных региональных воздушных судов на базе международного аэропорта Красноярск. Участие в церемонии подписания приняли первый заместитель губернатора Красноярского края Юрий Лапшин, временный генеральный директор АО "УЗГА" Сергей Федоров и генеральный директор красноярского аэропорта "Емельяново" Андрей Метцлер.

Новый Центр ППО станет участником Единого оператора сервисной поддержки (ЕОСП) – якорного резидента будущего центра ППО. Среди задач ЕОСП – обучение персонала, поставка запасных частей, выполнение технического обслуживания самолетов ЛМС-901 "Байкал" и ТВРС-44 "Ладога". Как ожидается, до 2030 года в зоне тяготения ЕОСП, простирающейся от Западной Сибири до Забайкалья, будет эксплуатироваться не менее 100 самолетов "Байкал" и "Ладога". Партнёрами УЗГА по организации Единого оператора выступят авиакомпания "КрасАвиа" и аэропорт "Емельяново".

ТВРС-44 "Ладога" – турбовинтовой региональный самолет в классе 40-50 мест, предназначенный для замены парка устаревших самолётов как советской (Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40), так и западной (Dash 8-200, Dash 8Q-300) разработки. Самолет рассчитан на перевозку до 44 пассажиров. Может использоваться в комбинированном или грузовом варианте. Разработан с учетом возможности базирования на грунтовых аэродромах. Служит основой для разработки семейства самолетов, в том числе рамповой версии.
Уральский завод гражданской авиации сегодня является компанией, с которой во многом связывают надежды на развитие отечественной гражданской авиации в ближайшие годы и десятилетия, на реализацию программ импортозамещения в этой стратегически значимой для России сфере. Сегодня УЗГА специализируется на разработке, производстве, испытаниях, ремонте и обслуживании авиационной техники, узлов и агрегатов. В компанию входят производственный центр по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, авиастроительные мощности, инженерный центр, а также ряд дочерних, зависимых и обособленных компаний. В соответствии с критериями Минпромторга УЗГА входит в перечень системообразующих организаций авиационной отрасли.

УЗГА активно совершенствует свою технологическую базу – так, предприятие уже использует "распечатанные" на 3D-принтере детали. В 2021 году УЗГА подписал с Правительством Ульяновской области, АО "Корпорация развития Ульяновской области", АО "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск" соглашение о сотрудничестве по созданию производства авиационных агрегатов из композитных материалов.

Полностью оригинальной разработкой УЗГА является легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал". Созданная на замену легендарному Ан-2, машина в базовом варианте будет рассчитана на перевозку девяти пассажиров, однако салон будет предусматривать установку до 14 кресел, либо доставку полезной нагрузки массой до двух тонн. Премьера ЛМС-901 "Байкал" состоялась на МАКС-2021.

К летным испытаниям ЛМС-901 приступил в январе 2022 года.
Как и ТВРС-44 "Ладога", ЛМС-901 "Байкал" уже привлекает интерес потенциальных заказчиков. Подписан ряд соглашений о намерениях с российскими авиаперевозчиками. Так, в январе этого года УЗГА и Авиационный альянс "Аэрохимфлот" заключили соглашение о намерениях, предполагающее поставку в интересах авиакомпаний – участников альянса 120 самолетов ЛМС-901 "Байкал" в период с 2026 по 2030 год. Кроме того, в январе был подписан предварительный договор на поставку трех ЛМС-901 "Байкал" авиационной компании "Витязь-Аэро".

Источник: журнал "Крылья Родины" (генеральный информационный партнёр АНАиВ)
Новости партнеров АНАВ