Новости

«Герои науки, создавшие крылья Победы».

«ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ…».
(Социально-значимый проект редакции журнала «Крылья Родины» при поддержке Академии наук авиации и воздухоплавания).
Приближается величественный праздник, когда небосвод озарится яркими огнями салютов, а сердца наполнятся гордостью и благоговением, – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. По истечении многих лет все яснее проявляется неразрывная связь триумфа наших предков с достижениями науки и техники. Идеи и проекты, рожденные в труднейших условиях, общими усилиями воплощались в боевую мощь Рабоче-крестьянской Красной армии и флота. Благодаря самоотверженности ученых, инженеров, конструкторов и рабочих, трудившихся днем и ночью ради общей победы, страна смогла создать оружие, сокрушившее врага. И каждый год, встречая этот светлый майский день, мы вновь осознаем, насколько велика сила знания и сплоченности, объединяющая нас в стремлении к новым свершениям, достойным славы наших предков.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов граждане Советского Союза столкнулись с невообразимыми испытаниями, лишениями и трудностями, которые проверяли на прочность дух и волю нашего народа. Победу приближали не только на фронтах, но и в тылу, где каждый прожитый день становился настоящим подвигом. Миллионы рабочих, ученых и инженеров взяли на себя бремя поддержания и активного развития еще не окрепшей и оказавшейся в тяжелых условиях авиационной промышленности. Важнейший и самый технологичный вид вооруженных сил – военно-воздушные силы, потребовал невероятных усилий со стороны конструкторских и заводских коллективов, которые обеспечивали непрерывную поставку на фронт новых самолетов.

Научное сопровождение разработки авиационной техники в довоенный период и в годы войны осуществляли ведущие центры авиационной науки – отраслевые институты, сохранившие свой значимый статус до настоящего времени. В условиях необходимости обеспечения фронта современными образцами вооружения и военной техники научные сотрудники ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и ВИАМ трудились без устали. Многие существующие на тот момент проекты самолетов не могли быть запущены в серийное производство: либо мощности авиационных завода не позволяли, либо изменения в стратегии ведения воздушного боя диктовали новые требования к авиационной технике. При этом постоянно совершенствовались материалы, конструкции фюзеляжа и крыла, экспериментально подтверждались живучесть и боевая эффективность модернизированных изделий.

Итогом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стала не только победа советского народа над фашизмом, но и ценный опыт боевого применения авиационных комплексов, который позволил выявить сильные и слабые стороны отечественного авиапарка. Были сформулированы основные задачи в рамках повышения технического уровня авиационных систем, которые требовали соответствующего научного обоснования.

После завершения боевых действий руководство страны приняло решение о расширении числа научных организаций авиационной промышленности с целью доработки и устранения недостатков отечественных самолетов, выявленных в ходе войны. Военная практика показала, что успех вооруженного противоборства в воздухе определяется эффективностью авиационного вооружения, поэтому создание лучших образцов такого вооружения было признано задачей стратегической важности и одним из ключевых факторов обеспечения обороноспособности страны.

Для решения этой задачи был создан отраслевой институт, известный сегодня как ГосНИИАС (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, далее – институт, ГосНИИАС), деятельность которого была направлена на «исследования в наземных и высотных условиях стрелкового и бомбардировочного вооружения для скоростной и высотной авиации». В дальнейшем область научных исследований расширилась и включила вопросы автоматизации систем управления летательных аппаратов и разработки новых технологий авиастроения в интересах Министерства авиационной промышленности СССР.

Первыми работниками ГосНИИАС стали научные сотрудники ЛИИ (сегодня – Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова), которые обеспечивали научно-техническое сопровождение создания новых образцов авиационной техники в военное время. В дальнейшем штат института пополнился участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: более 150 фронтовиков, участвовавших в битвах в рядах военно-воздушных сил, а также 120 специалистов, трудившихся в тылу и обеспечивавших фронт авиационной техникой, – смогли применить накопленные за годы войны опыт и знания. Они продолжили активно трудиться и многие из них внесли существенный вклад в создание и развитие в нашей стране современной авиационной науки и техники.

Павел Яковлевич Залесский, организатор и первый начальник Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, 1946-1950 годы

Уникальными компетенциями в области разработки авиационных систем и комплексов обладал организатор и первый руководитель института – генерал-майор авиационно-технической службы П.Я. Залесский. С 1940 года он занимал должность заместителя начальника 7-го Главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности. В числе его заслуг в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – организация выпуска новой авиационной техники, в том числе и на эвакуированных заводах. За успехи в этой деятельности в 1944 году Павел Яковлевич был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Читать полностью...

Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"
Новости Академии