Новости

Дуглас XCG-17 – планёр, переделанный из самолёта. История мировой авиации.

Планёр XCG-17, созданный на основе самолёта С-47, номер 41-18496 в полёте на буксире


Автор:
Константин Александрович Кузнецов
В 1944 году потребовалось перевозить большое количество грузов в Китай через так называемый Бирманский хребет. К тому времени на фронте было достаточное количество четырёхмоторных транспортных самолётов Дуглас С-54 Скаймастер. Но они могли сесть не на все площадки, а буксировка ими имеющихся планеров CG-4A, была признана не эффективной - мощность моторов использовалась не полностью. Поэтому возникла мысль быстрой переделки транспортного самолёта Дуглас С-47 Дакота в тяжёлый планер. При этом вес полезного груза достигал 6800 кг. Можно было перевозить до 40 солдат, или 3 джипа или 2 гаубицы, кал 105 мм. Идею быстро проверили на серийном самолёте С-47: выполнили несколько посадок с выключенными двигателями. Самолёт планировал отлично. Переделку в планёр, получивший обозначение XCG-17, выполнили быстро: – Сняли двигатели, а моторамы закрыли обтекателями. Для обеспечения заданной центровки, установили балансировочный груз. В баках можно было перевозить горючее. Удалили рабочие места штурмана и радиста. Сняли некоторое вспомогательное оборудование и усилили пол, в некоторых местах. При проведении модификации, предусматривалась возможность обратной переделки планёра в самолёт.

Планёр XCG-17, созданный на основе самолёта С-47 (военного варианта знаменитого DC-3). Моторы сняты, а моторамы закрыты алюминиевыми обтекателями. Буксировочный замок крепился снизу, к переднему лонжерону крыла

Наконец 14 июня 1944 г, планёр впервые поднялся в небо. Так как самолёт DС-3 сам по себе был хорош, то и планёр получился удачным. По сравнению с другими тяжёлыми планёрами, у него была выше допустимая скорость буксировки, а скорость сваливания, наоборот – ниже. Меньше был и угол планирования. Буксировать XCG-17 предполагалось транспортником С-54, или переделанным бомбардировщиком В-17 или двумя С-47, «запряжёнными» цугом. Но в этом случае, положение среднего самолёта было самым опасным. Единственным недостатком было то, что планёр мог сесть не на каждую площадку, доступную другим планёрам.

Пока шли испытания, ситуация на фронте изменилась в пользу американцев, и потребность в XCG-17 отпала. Работы остановили, а планёр переделали обратно в самолёт, который после войны продали на гражданском рынке.

Планёр XCG-17 с собственным именем NEZ PERCE – вторая попытка создать планёр, на основе самолёта С-46 (1946 г)

После войны, в 1946 году, идея модернизации вновь возникла на Филиппинах. Там, в полевых условиях, самолёт переделали в планёр по концепции XCG-17, получивший собственное название Nez Perce. Другое обозначение планёра было XCG-47. Предполагалось с помощью переоборудованных планеров организовывать «Воздушные грузовые поезда». Лётные испытания XCG-17 (XCG-47) начались 17 июля 1946 г, на буксире за С-54. Полёты проходили нормально, поэтому решили провести рекламный перелёт с о. Лусон (Филиппины) до г. Токио (Япония). В конце июня 1946 г. перелёт был выполнен: расстояние 2900 км покрыли на буксире за С-54, за 11 лётных часов, с одной промежуточной посадкой на о. Окинава. Не смотря на хорошие результаты и удачный перелёт, планёр не нашёл применения, и в августе 1946 г, был вновь переоборудован в самолёт.

Источник: журнал "Крылья Родины"
2023-06-27 14:20 Новости партнеров АНАВ