Развитие гражданской авиации сегодня предполагает внедрение новых интеллектуальных технологий на борт воздушного судна. Интеллектуализация бортового оборудования тесно взаимосвязана с направлением исследований по созданию цифровых помощников пилота. Предполагается, что такие помощники смогут заменить второго пилота в будущем.
Поскольку переход к одночленному экипажу невозможен без предупреждения угроз, вызванных человеческим фактором, интеллектуализация бортового оборудования должна способствовать уменьшению функциональной нагрузки на пилота и повышению безопасности полетов.
Специалисты Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС», входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в настоящее время активно занимаются исследованиями в области создания программно-аппаратных средств поддержки пилота. Работы по данной тематике были представлены на XX Международной конференции по голографии и прикладным оптическим технологиям HOLOEXPO 2023. Мероприятие проходило с 12 по 14 сентября 2023 года в г. Сочи.
Конференция HOLOEXPO на своей площадке собрала представителей научно-исследовательских институтов и бизнеса, предоставив возможность узнать о тенденциях развития оптических технологий, обсудить перспективные разработки и профессиональные вопросы с коллегами и экспертами.
На конференции в числе экспертов круглого стола «Актуальные вопросы и перспективы развития систем дополненной реальности» выступил начальник подразделения ГосНИИАС, д.т.н. Е.Ю. Зыбин. Доклады специалистов института были представлены в рамках темы «Применение AR-технологий в гражданской авиации: особенности и перспективы».
Заместитель начальника подразделения ГосНИИАС М.А. Леликов представил результаты исследования о возможностях применения очков дополненной реальности (ОДР) пилотами воздушных судов гражданской авиации. В своем докладе Максим Алексеевич выделяет области, в которых можно достичь качественных результатов при использовании ОДР. Однако введение очков дополненной реальности в действующую практику требует тщательной подготовки, как самих пилотов, так и нормативной документации.
Начальник лаборатории Г.А. Платошин представил доклад о способах оценки психофизиологического состояния пилота воздушного судна. В своем выступлении он отметил, что мониторинг функционального состояния пилота позволит спрогнозировать момент потери дееспособности и принять соответствующие меры. С помощью разрабатываемых в ГосНИИАС технических средств контроля физиологических и поведенческих параметров предлагается собирать данные о сердечном ритме, эргономике движений и глазодвигательной активности. На основе этих показателей возможно составить отчет о стрессе, снижении концентрации внимания, потере сознания и других (менее критических) состояниях.
Автоматизация процессов, позволяющая снизить нагрузку на пилота и обеспечить требуемый уровень безопасности транспортной системы, является одним из этапов перехода к концепции управления воздушным судном посредством одночленного экипажа. Сегодня, при двучленном экипаже, также важно проводить исследования и работы в области снижения рисков, связанных с человеческим фактором. Минимизация рисков и повышение уровня безопасности полетов одна из главных задач для специалистов ГосНИИАС.