Архипов Валерий Владимирович родился в городе Омске 31 августа 1950 года в семье потомственных транспортников.
Отец - Архипов Владимир Витальевич, пилот 1 класса Гражданской авиации CCCР, отличник Аэрофлота, занесен в почетную книгу Аэрофлота за безаварийный налет в качестве командира корабля 26000 летных часов. Мама - Архипова (Карлова) Любовь Ивановна, учитель начальных классов, авторитетный педагог и воспитатель образовательной системы, принятой в СССР.
Архиповы Владимир Витальевич и Любовь Ивановна
Архипов Виталий Иванович - бригадир лучшей паровозной бригады СССР, неоднократный победитель соревнования на звание “Лучший машинист Советского Союза”, делегат VII Всесоюзного съезда Советов, член ВЦИК СССР.
Карлов Иван Тихонович - главный кондуктор Транссибирской железной магистрали (Транссиб), награжден “Орденом Ленина” за многолетнюю безупречную работу на железнодорожном транспорте.
Раннее детство Валерия прошло в Сибири. Обычное детство ребят послевоенного периода, правда частые переезды и перелеты между Омском и Новосибирском были нормой его жизни. Бабушка и дедушка жили в Омске, а родители, младший брат Сергей и Валера переехали в Новосибирск. В среднюю школу № 58 на территории авиагородка аэропорта “Северный” он пошел в Заельцовском районе Новосибирска. Словом, детские и подростковые годы жизни Валерия Архипова сопровождались привычным гулом взлетающих и приземляющихся самолетов, гудками поездов, ожиданием встреч и расставаний, коротко говоря, полный набор всего, что связанно с «аэропортовской» жизнью многих подрастающих граждан нашей необъятной страны.
Слева – Валерий в детстве, справа – с братом Серёжей
Трудовой стаж Архипова В.В. начинался в 1972 году еще в студенческие годы с должности техника, что позволило ему ознакомиться со спецификой работы в подразделении, которое занималось летными испытаниями авиационных двигателей. Ранее пройдя подготовку в аэроклубе он получил важные для последующей работы летные навыки и знания, что значительно расширило диапазон его производственной деятельности. Пройдя этапы роста от техника и ведущего инженера по летным испытаниям самолетов до высококвалифицированного специалиста и руководителя высокого уровня в области летных испытаний, исследований и экспериментальной доводки объектов авиационной и аэрокосмической техники до заданных параметров. Он принимал непосредственное участие в испытаниях самолетов гражданской авиации, а также военной авиационной и аэрокосмической техники (участник более ста программ летных испытаний и натурных экспериментов).
Зам. командира взвода на военных сборах после 5-го курса МГТУ им. Баумана, Урал, 1972 г.
Однако картина будет не полной, если не объяснить, почему была выбрана кандидатура Архипова Валерия Владимировича на роль ведущего инженера по летным испытаниям по указанным выше новым направлениям создания летательных аппаратов. Выбор его кандидатуры можно объяснить перечнем проведенных им ранее ответственных работ, а именно, испытательных полетов на летающих лабораториях Ту-16 ЛЛ в качестве инженера-экспериментатора и управлением в полете опытным двигателем на наружной подвеске; определением в полетах границ устойчивой работы многих экспериментальных двигателей; испытательных полетов отечественных сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144 на больших углах атаки, в условиях естественного обледенения, определении характеристик управляемости самолетов при отказах систем и двигателей, при проведении программ сертификационных государственных и эксплуатационных испытаний самолетов Ту-144 и Ту-144 «Д» и ряда других испытательных работ высшей категории сложности.
В1972 году в США была утверждена национальная программа создания многоразовой космической системы «Спейс Шаттл». Разработка шла достаточно быстрыми темпами и в 1976-1977 годах была завершена сборка первого корабля. Одной из главных задач этой системы было военное использование. В условиях напряженных отношений США и СССР было принято решение о создании аналогичной многоразовой космической транспортной системы «Энергия-Буран» в Советском Союзе. Реализация этого решения была поручена ОКБ «Энергия» (Генеральный конструктор В.П. Глушко). Для создания орбитального корабля в системе МАП СССР в 1979 году было образовано ОКБ «Молния» (Главный конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский). Экипаж такого сложного аэрокосмического летательного аппарата должен был обладать большим объемом научно-инженерных знаний, хорошо ориентироваться в работе бортовых систем «Бурана», который на орбите совершал полет как искусственный спутник Земли, а на участке возвращения на Землю планирующий спуск с изменением скорости в широком диапазоне. Завершение полета летательного аппарата проходило в режиме горизонтальной бездвигательной посадки на ВПП. Было принято решение комплектовать состав отряда космонавтов летчиков-испытателей в летно-испытательном центре Летно-исследовательского института МАП СССР. Командиром отряда назначен заслуженный летчик - испытатель СССР Волк И.П.
В.В. Архипов и И.П. Волк
В середине 1970-х годов, на фоне дефицита мировой добычи нефти и углубления энергетического кризиса, во всем мире и у нас в стране интенсифицировались исследования по применению альтернативных видов топлива в промышленности на транспорте. В Советском Союзе Академией наук совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро была разработана программа НИОКР по широкому внедрению водородной энергетике в народное хозяйство. В области авиации программа получила название - тема «Холод». Работы по применению жидкого водорода в качестве топлива для авиационных ГТД начались согласно приказу министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева от 18 августа 1974 года. К 1980 году Куйбышевский моторостроительный завод(Генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов) продемонстрировал надежную работу ГТД НК-8-2У, НК-22 и НК-144 с турбонасосной системой подачи жидкого водорода в основную и форсажную камеры сгорания. Выполняя принятые решения МАП СССР с инициативой создания экспериментального самолета на базе пассажирского лайнера Ту-154, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил Генеральный конструктор ОКБ им. А.Н. Туполева Алексей Андреевич Туполев. И начиная с 1980 года, предприятие КНПО «Труд» (КМЗ) приступило к созданию целевого водородного ГТД НК-88, предназначенного для летающей лаборатории - самолета Ту-155.
Принимая во внимание опыт работы Архипова В.В. в области летных испытаний летательных аппаратов, его профессиональные навыки и перспективы дальнейшего использования результатов испытаний «водородного» самолета для развития национальной аэрокосмической программы в 1984 году он был рекомендован и назначен в качестве ведущего инженера по летным испытаниям самолета Ту-155 по теме «Холод». На самолете Ту-155 в период с 1984 по 1988 годы был проведен большой и всесторонний комплекс проверок и наземных испытаний новых систем самолета и криогенных двигателей, при этом опытные силовые установки НК-88 работали на жидком водороде, и впоследствии НК-89 на сжиженном природном газе (СПГ). На борту самолета, находившегося в составе наземного заправочного комплекса, Архипов В.В. провел заправки самолета Ту-155 жидким водородом и позднее, вместе с борт-инженерами испытателями произвел запуски опытного двигателя НК-88 на водородном топливе и НК-89 - на СПГ.
Встреча с генеральным конструктором А.А. Туполевым после первого полёта на водороде, 15 апреля 1988 г.
Экипаж самолета Ту-155 после успешного выполнения программы летных испытаний на водороде. На трапе стоят (сверху вниз): Ю.М. Кремлев, В.А. Севанькаев, В.В. Архипов, А.А. Криулин, А.И. Талалакин, 1988 г.
После выполнения первого полёта самолёта Ту-155 на СПГ, 18 января 1989 г. Экипаж самолета слева направо: Ю.М. Кремлев, В.В. Архипов, В.А. Севанькаев, В.В. Павлов, А.А. Криулин
Проведенные в СССР полеты самолета Ту-155 с двигателями НК-88 и НК-89 доказали ведущим мировым производителям авиационной техники принципиальную возможность безопасного выполнения полетов «водородного самолета» в широком диапазоне эксплуатационных условий, подтвердили правильность теоретических расчетов и инженерных решений, твердо обозначили методологические подходы при создании, испытаниях и сертификации криогенной авиационной техники. До настоящего времени подобные работы в мире не были осуществлены и остаются уникальными.
Полет самолёта-лаборатории Ту-155
Международный авиакосмический салон, 1995 г. Слева направо: В.В. Архипов, председатель Госкомоборонпрома России В.К. Глухих и руководители предприятий оборонной промышленности
В рабочем кабинете лётно-испытательного центра ЛИИ им. Громова, 11 ноября 1996 г.
Встреча выпускников группы Э-3 по случаю 30-летия окончания МГТУ им. Баумана, март 2003 г.
Встреча по случаю юбилейной даты проведения авиасалона МАКС, 2012 г. Слева направо: В.В. Архипов; лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик испытатель СССР И.П. Волк; командующий авиацией Войск ПВО СССР, генерал-полковник авиации, заслуженный военный лётчик СССР Н.И. Москвителев
С супругой Галиной Николаевной и сыновьями Артемом (справа) и Дмитрием, 2017 г.
Выступление на открытии памятника легендарному летчику-испытателю страны, Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР Игорю Петровичу Волку, 24 июня 2020 г.
Круглый стол, посвященный 35-летию первого полёта самолёта Ту-155 с водородным двигателем. ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова», 14 апреля 2023 г.
Академия наук авиации и воздухоплавания и Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» поздравляют Валерия Владимировича с 75-летним юбилеем! Желаем здоровья, успехов во всех проектах и новых свершений в деле развития авиации России!