Студенты Московского авиационного института (национального исследовательского университета) и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в ходе практического занятия в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС», входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в исследованиях человеко-машинного взаимодействия.
Практические занятия проводились на универсальном стенде прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа перспективного воздушного судна, разработанном под руководством заместителя генерального директора ГосНИИАС, д.т.н. профессора Н.И. Сельвесюка, начальника лаборатории В.И. Златомрежева и начальника сектора к.т.н. И.И. Грешникова.
При разработке кабин перспективных самолетов необходимо применять системные методологии проектирования, а также объективные показатели для оценки различных способов управления. Поэтому актуальны экспериментальные исследования, заключающиеся в выполнении экипажем различных задач с фиксацией их физиологических параметров.
Занятия со студентами проводили руководитель научно-образовательного центра ГосНИИАС, д.т.н. профессор О.Н. Корсун и инженер 1 категории, аспирант Э.Д. Глухова. В качестве эксперта в исследовании принял участие ветеран гражданской авиации, летчик-инструктор М.П. Безмен. Техническую поддержку эксперимента осуществляли аспиранты ГосНИИАС А.Д. Козырев и И.А. Махортов, участвовавшие в разработке программно-аппаратного комплекса.
В ходе исследований одна группа студентов стала испытуемыми – они выполняли заход на посадку. Другая группа осуществляла управление экспериментом с места оператора стенда и занималась сбором данных с биометрического оборудования.
Для проведения экспериментальных исследований было использовано специализированное оборудование – биометрические датчики, предназначенные для регистрации показателей кожно-гальванической реакции и фотоплитезмограммы. Также производилась видеосъемка изображений лица и регистрация данных глазодвигательной активности с помощью айтрекера.
По результатам эксперимента были получены данные о психофизиологическом состоянии пилота при выполнении задач посадки, в том числе в сложных погодных условиях. В перспективе эти методы планируется использовать для оценки различных способов управления в перспективной мультимодальной кабине воздушного судна.
Исследования человеко-машинного взаимодействия и методов проектирования перспективных интерфейсов – одно из важных направлений научной деятельности института. Специалисты ГосНИИАС проводят работы в этой области совместно с коллективом учёных из московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которыми руководит декан факультета информационных технологий, д.т.н Л.С. Куравский. Основная цель исследований - определение текущей и прогнозной дееспособности пилота по информации, получаемой от биометрических и окулографических датчиков. Для решения данной задачи используется разработанный специалистами ГосНИИАС и МГППУ и интегрированный в стенд прототипирования специализированный программно-аппаратный комплекс.
Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»
Практические занятия проводились на универсальном стенде прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа перспективного воздушного судна, разработанном под руководством заместителя генерального директора ГосНИИАС, д.т.н. профессора Н.И. Сельвесюка, начальника лаборатории В.И. Златомрежева и начальника сектора к.т.н. И.И. Грешникова.
При разработке кабин перспективных самолетов необходимо применять системные методологии проектирования, а также объективные показатели для оценки различных способов управления. Поэтому актуальны экспериментальные исследования, заключающиеся в выполнении экипажем различных задач с фиксацией их физиологических параметров.
Занятия со студентами проводили руководитель научно-образовательного центра ГосНИИАС, д.т.н. профессор О.Н. Корсун и инженер 1 категории, аспирант Э.Д. Глухова. В качестве эксперта в исследовании принял участие ветеран гражданской авиации, летчик-инструктор М.П. Безмен. Техническую поддержку эксперимента осуществляли аспиранты ГосНИИАС А.Д. Козырев и И.А. Махортов, участвовавшие в разработке программно-аппаратного комплекса.
В ходе исследований одна группа студентов стала испытуемыми – они выполняли заход на посадку. Другая группа осуществляла управление экспериментом с места оператора стенда и занималась сбором данных с биометрического оборудования.
Для проведения экспериментальных исследований было использовано специализированное оборудование – биометрические датчики, предназначенные для регистрации показателей кожно-гальванической реакции и фотоплитезмограммы. Также производилась видеосъемка изображений лица и регистрация данных глазодвигательной активности с помощью айтрекера.
По результатам эксперимента были получены данные о психофизиологическом состоянии пилота при выполнении задач посадки, в том числе в сложных погодных условиях. В перспективе эти методы планируется использовать для оценки различных способов управления в перспективной мультимодальной кабине воздушного судна.
Исследования человеко-машинного взаимодействия и методов проектирования перспективных интерфейсов – одно из важных направлений научной деятельности института. Специалисты ГосНИИАС проводят работы в этой области совместно с коллективом учёных из московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которыми руководит декан факультета информационных технологий, д.т.н Л.С. Куравский. Основная цель исследований - определение текущей и прогнозной дееспособности пилота по информации, получаемой от биометрических и окулографических датчиков. Для решения данной задачи используется разработанный специалистами ГосНИИАС и МГППУ и интегрированный в стенд прототипирования специализированный программно-аппаратный комплекс.
Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»