Новости

Технический облик перспективных интеллектуально-управляющих комплексов бортового радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов.

Соавторы (все — сотрудники АО «РПКБ»):

Анохин С.В. — генеральный директор,

Бабиченко А.В., д.т.н. — заместитель директора по НИОКР по научной работе,

Гущеваров М.Ю. — главный конструктор,

Кавинский В.В., д.т.н., профессор — главный конструктор-заместитель генерального директора по самолетной тематике,

Орехов М.И., д.т.н., профессор — главный конструктор,

Прядильщиков А.П. — главный конструктор,

Субботин В.Ю. — главный конструктор-заместитель генерального директора по вертолетной тематике,

Требухов А.В. — заместитель генерального директора-директор по НИОКР.
АО «РПКБ» – признанный разработчик систем и комплексов БРЭО для ЛА различных типов. Только за предшествующие четверть века комплексами БРЭО, разработанными РПКБ, оснащены более сорока типов самолетов и вертолетов разных поколений (4, 4+, 4++, 5) оперативно-тактической и армейской авиации Российской Федерации и дружественных стран, а также разработано около двадцати наименований наземных систем и комплексов подготовки полетных заданий для таких самолетов и вертолетов. Технический облик комплексов различается реализуемыми функциями, степенью интеграции оборудования и уровнем взаимодействия с экипажем, при этом основными особенностями современных комплексов являются [1, 2, 12]:

  • в части реализуемых функций и организации взаимодействия с экипажем:

- интеграция информационных и функциональных возможностей комплексов и систем бортового оборудования;

- автоматизация решения навигационно-пилотажных и ряда специальных задач применения по назначению;

- обеспечение ситуационной осведомленности и информационной поддержки экипажа методом предоставления ему разнородной информации о состоянии ЛА, бортового оборудования, о внешней обстановке и о ходе выполнения полетного задания;

- автономная федеративная обработка данных от источников информации;

- централизованная комплексная обработка информации датчиков и систем;

- реализация управления верхнего уровня во взаимодействии с экипажем;

  • в части архитектуры и состава аппаратных и программных средств:

- радиально-шинная архитектура аппаратной части;

- модульность на уровне аппаратных блоков и отдельных исполняемых программ;

- горячее резервирование основных вычислителей и других блоков;

- программируемое информационно-управляющее поле кабины (ИУП);

- унификация программного обеспечения (ПО) на уровне алгоритмов и исходных кодов.

Осмысление накопленного опыта разработки и эксплуатации комплексов БРЭО различных типов ЛА поколений 4, 4+, 4++, 5 позволило концептуально сформулировать главные особенности технического облика перспективного БРЭО как интеллектуально-управляющего комплекса, осуществляющего интеграцию информационных и интеллектуальных возможностей экипажа и БРЭО в течение всего срока эксплуатации и обеспечивающего автоматизированное или автоматическое выполнение задач по назначению ЛА с учетом накапливаемого опыта эксплуатации. Основу технического облика такого перспективного интеллектуально-управляющего комплекса БРЭО составляют:

- функционально-ориентированная сетевая (интегрированная) реконфигурируемая модульная архитектура аппаратных средств и программного обеспечения,

- искусственный интеллект,

- технологии эффективной поддержки жизненного цикла.

Разрабатываемый технический облик и технологии БРЭО нацелены на повышение эффективности и безопасности существующих и перспективных авиационных комплексов, а именно на удовлетворение таких требований, как:

- минимизация времени подготовки к вылету;

- минимизация цикла принятия решения и времени реагирования на изменения тактической обстановки;

- обеспечение многофункционального и многоцелевого применения по назначению в составе однородных и разнородных групп (интеграция в сетецентрическую систему);

- минимизация количества отказов и авиационных происшествий, в том числе – влияния «человеческого фактора»,

а также – на повышение эффективности жизненного цикла БРЭО:

- снижение сроков и стоимости разработки, эксплуатации и модернизации БРЭО;

- обеспечение высокого модернизационного потенциала авиационного комплекса.

Основными методами решения этих вопросов являются:

- декомпозиция функций и унификация аппаратных и программных модулей и их интерфейсов;

- интеллектуальная поддержка экипажа при решении тактических задач;

- эффективный учет работоспособности и состояния бортовой аппаратуры и экипажа в полете и в течение срока эксплуатации;

- использование технологии накопления данных, извлечения и использования новых знаний в течение срока эксплуатации.

Главной особенностью при этом является то, что новые функции и качество БРЭО обеспечиваются в основном за счет специального программного обеспечения и наземных средств обновления бортовых баз знаний, что делает возможным внедрение его не только на новых, но и на существующих летательных аппаратах.

Читать полностью...
Новости партнеров АНАВ