Соавторы (все — сотрудники АО «РПКБ»):
Анохин С.В. — генеральный директор,
Бабиченко А.В., д.т.н. — заместитель директора по НИОКР по научной работе,
Гущеваров М.Ю. — главный конструктор,
Кавинский В.В., д.т.н., профессор — главный конструктор-заместитель генерального директора по самолетной тематике,
Орехов М.И., д.т.н., профессор — главный конструктор,
Прядильщиков А.П. — главный конструктор,
Субботин В.Ю. — главный конструктор-заместитель генерального директора по вертолетной тематике,
Требухов А.В. — заместитель генерального директора-директор по НИОКР.
Анохин С.В. — генеральный директор,
Бабиченко А.В., д.т.н. — заместитель директора по НИОКР по научной работе,
Гущеваров М.Ю. — главный конструктор,
Кавинский В.В., д.т.н., профессор — главный конструктор-заместитель генерального директора по самолетной тематике,
Орехов М.И., д.т.н., профессор — главный конструктор,
Прядильщиков А.П. — главный конструктор,
Субботин В.Ю. — главный конструктор-заместитель генерального директора по вертолетной тематике,
Требухов А.В. — заместитель генерального директора-директор по НИОКР.
АО «РПКБ» – признанный разработчик систем и комплексов БРЭО для ЛА различных типов. Только за предшествующие четверть века комплексами БРЭО, разработанными РПКБ, оснащены более сорока типов самолетов и вертолетов разных поколений (4, 4+, 4++, 5) оперативно-тактической и армейской авиации Российской Федерации и дружественных стран, а также разработано около двадцати наименований наземных систем и комплексов подготовки полетных заданий для таких самолетов и вертолетов. Технический облик комплексов различается реализуемыми функциями, степенью интеграции оборудования и уровнем взаимодействия с экипажем, при этом основными особенностями современных комплексов являются [1, 2, 12]:
- интеграция информационных и функциональных возможностей комплексов и систем бортового оборудования;
- автоматизация решения навигационно-пилотажных и ряда специальных задач применения по назначению;
- обеспечение ситуационной осведомленности и информационной поддержки экипажа методом предоставления ему разнородной информации о состоянии ЛА, бортового оборудования, о внешней обстановке и о ходе выполнения полетного задания;
- автономная федеративная обработка данных от источников информации;
- централизованная комплексная обработка информации датчиков и систем;
- реализация управления верхнего уровня во взаимодействии с экипажем;
- радиально-шинная архитектура аппаратной части;
- модульность на уровне аппаратных блоков и отдельных исполняемых программ;
- горячее резервирование основных вычислителей и других блоков;
- программируемое информационно-управляющее поле кабины (ИУП);
- унификация программного обеспечения (ПО) на уровне алгоритмов и исходных кодов.
Осмысление накопленного опыта разработки и эксплуатации комплексов БРЭО различных типов ЛА поколений 4, 4+, 4++, 5 позволило концептуально сформулировать главные особенности технического облика перспективного БРЭО как интеллектуально-управляющего комплекса, осуществляющего интеграцию информационных и интеллектуальных возможностей экипажа и БРЭО в течение всего срока эксплуатации и обеспечивающего автоматизированное или автоматическое выполнение задач по назначению ЛА с учетом накапливаемого опыта эксплуатации. Основу технического облика такого перспективного интеллектуально-управляющего комплекса БРЭО составляют:
- функционально-ориентированная сетевая (интегрированная) реконфигурируемая модульная архитектура аппаратных средств и программного обеспечения,
- искусственный интеллект,
- технологии эффективной поддержки жизненного цикла.
Разрабатываемый технический облик и технологии БРЭО нацелены на повышение эффективности и безопасности существующих и перспективных авиационных комплексов, а именно на удовлетворение таких требований, как:
- минимизация времени подготовки к вылету;
- минимизация цикла принятия решения и времени реагирования на изменения тактической обстановки;
- обеспечение многофункционального и многоцелевого применения по назначению в составе однородных и разнородных групп (интеграция в сетецентрическую систему);
- минимизация количества отказов и авиационных происшествий, в том числе – влияния «человеческого фактора»,
а также – на повышение эффективности жизненного цикла БРЭО:
- снижение сроков и стоимости разработки, эксплуатации и модернизации БРЭО;
- обеспечение высокого модернизационного потенциала авиационного комплекса.
Основными методами решения этих вопросов являются:
- декомпозиция функций и унификация аппаратных и программных модулей и их интерфейсов;
- интеллектуальная поддержка экипажа при решении тактических задач;
- эффективный учет работоспособности и состояния бортовой аппаратуры и экипажа в полете и в течение срока эксплуатации;
- использование технологии накопления данных, извлечения и использования новых знаний в течение срока эксплуатации.
Главной особенностью при этом является то, что новые функции и качество БРЭО обеспечиваются в основном за счет специального программного обеспечения и наземных средств обновления бортовых баз знаний, что делает возможным внедрение его не только на новых, но и на существующих летательных аппаратах.
Читать полностью...
- в части реализуемых функций и организации взаимодействия с экипажем:
- интеграция информационных и функциональных возможностей комплексов и систем бортового оборудования;
- автоматизация решения навигационно-пилотажных и ряда специальных задач применения по назначению;
- обеспечение ситуационной осведомленности и информационной поддержки экипажа методом предоставления ему разнородной информации о состоянии ЛА, бортового оборудования, о внешней обстановке и о ходе выполнения полетного задания;
- автономная федеративная обработка данных от источников информации;
- централизованная комплексная обработка информации датчиков и систем;
- реализация управления верхнего уровня во взаимодействии с экипажем;
- в части архитектуры и состава аппаратных и программных средств:
- радиально-шинная архитектура аппаратной части;
- модульность на уровне аппаратных блоков и отдельных исполняемых программ;
- горячее резервирование основных вычислителей и других блоков;
- программируемое информационно-управляющее поле кабины (ИУП);
- унификация программного обеспечения (ПО) на уровне алгоритмов и исходных кодов.
Осмысление накопленного опыта разработки и эксплуатации комплексов БРЭО различных типов ЛА поколений 4, 4+, 4++, 5 позволило концептуально сформулировать главные особенности технического облика перспективного БРЭО как интеллектуально-управляющего комплекса, осуществляющего интеграцию информационных и интеллектуальных возможностей экипажа и БРЭО в течение всего срока эксплуатации и обеспечивающего автоматизированное или автоматическое выполнение задач по назначению ЛА с учетом накапливаемого опыта эксплуатации. Основу технического облика такого перспективного интеллектуально-управляющего комплекса БРЭО составляют:
- функционально-ориентированная сетевая (интегрированная) реконфигурируемая модульная архитектура аппаратных средств и программного обеспечения,
- искусственный интеллект,
- технологии эффективной поддержки жизненного цикла.
Разрабатываемый технический облик и технологии БРЭО нацелены на повышение эффективности и безопасности существующих и перспективных авиационных комплексов, а именно на удовлетворение таких требований, как:
- минимизация времени подготовки к вылету;
- минимизация цикла принятия решения и времени реагирования на изменения тактической обстановки;
- обеспечение многофункционального и многоцелевого применения по назначению в составе однородных и разнородных групп (интеграция в сетецентрическую систему);
- минимизация количества отказов и авиационных происшествий, в том числе – влияния «человеческого фактора»,
а также – на повышение эффективности жизненного цикла БРЭО:
- снижение сроков и стоимости разработки, эксплуатации и модернизации БРЭО;
- обеспечение высокого модернизационного потенциала авиационного комплекса.
Основными методами решения этих вопросов являются:
- декомпозиция функций и унификация аппаратных и программных модулей и их интерфейсов;
- интеллектуальная поддержка экипажа при решении тактических задач;
- эффективный учет работоспособности и состояния бортовой аппаратуры и экипажа в полете и в течение срока эксплуатации;
- использование технологии накопления данных, извлечения и использования новых знаний в течение срока эксплуатации.
Главной особенностью при этом является то, что новые функции и качество БРЭО обеспечиваются в основном за счет специального программного обеспечения и наземных средств обновления бортовых баз знаний, что делает возможным внедрение его не только на новых, но и на существующих летательных аппаратах.
Читать полностью...