Новости

Уроки итальянского.

«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим».

С.П. Королёв


«Роберт Бартини – самый выдающийся человек в истории авиации».

О.К. Антонов


Автор:
Александр Книвель, лауреат премии Правительства России в области науки и техники, заместитель председателя Экспертного совета в области гражданской авиации России, академик Академии наук авиации и воздухоплавания
Прошло 50 лет с тех пор, как в 1974 г. ушёл из жизни, пожалуй, самый загадочный советский авиаконструктор итальянского происхождения, споры о жизни и творческом вкладе которого в развитие отечественной авиации не утихают до сих пор. Звали его Роберто Орожди, а в СССР стал известен под именем Роберта Людовиговича Бартини. Именно Людовиговича, а не Людвиговича, на чём он сам настаивал, поправляя одного из своих учеников.
Роберт Бартини прожил удивительную и, мне кажется, счастливую жизнь. Ведь не каждому трижды приговорённому к смертной казни (один раз в Австро-Венгерской империи, второй раз в Италии при Муссолини и третий раз в СССР) удаётся её счастливым образом избе жать и всё-таки всю жизнь заниматься тем делом, которое являлось его истинным призванием.

Наверное, не только в СССР, но и во всём мире не найдётся человека, чьими учениками, или людьми, на технические подходы которых к созданию новой техники он сыграл огромную роль, считала бы себя целая плеяда ведущих и прославленных конструкторов советской авиационной и ракетно-космической техники. Да ещё каких: Главный конструктор, один из основных создателей советской ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв, Генеральные и главные конструкторы авиационной техники М.П. Симонов, О.К. Антонов, В.М. Мясищев, С.А. Лавочкин, Г.М. Бериев, В.Г. Ермолаев, Г.С. Панатов и огромное количество менее известных учёных и авиастроителей.

Однако, мне довелось увидеть и другое мнение, правда анонимного автора, который доказывал, что ничего нового и оригинального в авиации Р.Л. Бартини за всю свою жизнь так и не создал. Не споря с этим автором по деталям, приведу только высказывание человека, который, на мой взгляд, разбирался в авиастроении всё-таки несколько лучше этого автора – Генерального конструктора самолётов марки «Ан» О.К. Антонова:

«Роберт Людвигович Бартини – человек высокого ума, редкой чело вечности, кристальной души. Я не ошибусь, если скажу, что он был гениальным. Если его не признать гениальным, то кого же?

В его голове рождались оригинальные новые и необыкновенные конструкции, которые трудно осваивались».

Удивительно, но Р.Л. Бартини был не очень известен в широких авиа ционных кругах. Первый раз о нём я услышал только в 1984 г., когда после назначения начальником отдела головных НИИ авиапрома приехал в Новосибирск знакомиться с деятельностью СибНИА. Зайдя в помещение препараторской аэродинамической трубы Т-203 (аналога трубы Т-103 ЦАГИ), я увидел на стене портрет человека с поднятой со сжатой в кулак рукой, рядом с которым было напи сано: «Красные самолёты должны летать быстрее чёрных». Поинтересовавшись, кто это, я услышал совершенно ошарашивающий рассказ об этом уникальном человеке от начальника лаборатории аэродинамики СибНИА С.Т. Кашафутдинова, тесно сотрудничавшего с Р.Л. Бартини во время его работы как в СибНИА, так и после в период его работы в ОКБ в Таганроге и Москве. И во время других моих приездов в Новосибирск он подробно рассказывал мне о его работе с Р.Л. Бартини. А также и с его учеником М.П. Симоновым над революционной для того времени аэродинамикой истребителя Су-27, за участие в разработке аэродинамической компоновки которого он был удостоен Государственной премии России.

Основываясь на его воспоминаниях, а также воспоминаниях других авторов, тесно сотрудничавших с Р.Л. Бартини в разные годы – С.М. Брук, В.П. Воронцова, В.К. Григорова, П.М. Заева, С.Т. Кашафутдинова, А.А. Лощакова, Н.П. Малюшко, В.И. Меркурьева, Б.П. Филимонова, Л.Г. Фортинова, я попробую обрисовать некоторые уроки, которые нам надо бы извлечь из его нелёгкой, но всё таки счастливой судьбы.

Урок 1. Гении, способные массово генерировать оригинальные идеи в технике, рождаются крайне редко. На мой взгляд, возможно я и ошибаюсь, в истории Италии это всего второй случай. Первый – это Леонардо да Винчи, оставивший после себя большое число оригинальных технических конструкций, только небольшая часть которых была реализована при его жизни. Роберто Бартини, – это Леонардо да Винчи нашего времени. Как и Леонардо, Бартини совмещал в себе множество различных талантов – прекрасно рисовал, в том числе писал и картины, знал несколько иностранных языков и мог изучать различные труды в оригинале, пре красно играл на фортепьяно, был интересным рассказчиком, серьёзно занимался вопросами философии и теоретической физики. Однако отношение к Леонардо правителей Италии и Франции того времени было значительно более благоприятным для его творчества, чем отношение руководства СССР к жизни и творчеству Р.Л. Бартини.

Как и Р.Л. Бартини, у Леонардо да Винчи было много разных технических проектов, которые намного опережали его время и далеко не все были реализованы.
А ведь окажи советское правительство необходимую поддержку и внимание реализации многочисленных идей Р.Л. Бартини, глядишь, советская авиация была бы гораздо лучше подготовлена к началу Великой Отечественной войны, да и в послевоенный период находилась бы на более передовых позициях.

Читать полностью...

Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
Новости Академии