Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Малоизвестные проекты" в журнале "Крылья Родины".

Автор:
Сергей Дмитриевич Комиссаров,
главный редактор журнала "Крылья Родины", академик АНАиВ.

У всех на слуху пассажирский самолёт Ил-14, в своё время широко применявшийся в ГВФ, военно-транспортной и полярной авиации и в виде спецвариантов. Менее известен его «однофамилец» – бомбардировщик Ил-14 (первый самолёт с этим названием), начатый разработкой в конце Великой Отечественной войны.

Этот проект хорошо освещён в капитальной работе по истории ОКБ им. С.В.Ильюшина, принадлежащей перу Ю.А.Егорова и Г.В.Новожилова [1]. В данной статье уже известные сведения допо-лнены ранее не публиковавшимися материалами из РГАЭ.

Весной 1944 г. в ОКБ Ильюшина было начато проектирование скоростного бомбардировщика на замену самолёту Ил-4. Самолёт, получивший обозначение Ил-14, представлял собой высокоплан с крылом большого удлинения. Облик самолёта был довольно необычен. Четыре двигателя жидкостного охлаждения АМ-43НВ А.А.Микулина устанавливались в тандем на концах центроплана: два с тянущими и два с толкающими винтами. Такая схема позволяла сделать «чистыми» консоли крыла и уменьшить разворачивающий момент в случае отказа одного из двигателей. В удлиненном носке центроплана крыла размещались водо- и маслорадиаторы системы охлаждения и смазки двигателей. Трёхопорное шасси включало носовую стойку, убиравшуюся назад по полёту, и носовые стойки, убиравшиеся в отсеки мотогондол между двигателями. Задеванию концами задних воздушных винтов за поверхность земли при взлёте должна была помешать дополнительная стойка шасси с колесом в хвостовой части фюзеляжа. Конструкторы решили обойтись без оборонительного вооружения, полагаясь на большую скорость (свыше 700 км/час).

В июле 1944 г. с проектом ознакомилось руководство и специалисты НКАП и ВВС. В соответствии с их замечаниями ОКБ произвело уточнение проекта. В новом варианте на самолёте было предусмотрено оборонительное и наступательное пушечное вооружение. Экипаж теперь состоял из 4 чел. вместо прежних двух. Пилот и штурман располагались друг за другом под одним фонарём: пилот впереди, а штурман сзади несколько правее. В средней части фюзеляжа оборудовалась кабина стрелка-радиста и воздушного стрелка с верхней и нижней подвижными пушечными установками. Переднюю полусферу самолёта защищала неподвижная пушка, огонь из которой вёл пилот. Бомбоотсек вмещал до 2500 кг бомб. Предусматривалась наружная подвеска двух бомб по 1000 кг. Максимальная масса бомбового груза составляла 4000 кг.

Ил-14 сохранил ту же схему высокоплана с 4 двигателями АМ-43НВ (с непосредственным впрыском топлива, взл. мощн. по 2460 л.с.), установленными попарно в тандем. В ходе развития проекта их место заняли АМ-45 (они же МФ-45 или М-45), которые отличались от АМ-34НВ наличием двухскоростного двухступенчатого нагнетателя и изменённой редукцией. Оба эти двигателя разрабатывались в 1943-1946 гг. в КБ завода №24 под руководством М.Р.Флисского. Как АМ-43, так и АМ-45 существовали лишь в опытных образцах. Значение 2460 л.с. для АМ-43НВ, видимо, проектное. Фактически он (по Р.Котельникову) выдавал 2300 л.с. при номинальной мощности 2150 л.с. АМ-45 показал на заводских испытаниях первого варианта взлётную мощность 2450 л.с. вместо 2500 л.с. по заданию и номинальную мощность 1750 л.с. вместо проектных 2200 л.с.
Автором данной статьи обнаружен в фондах РГАЭ документ от 10 июня 1946 г. за подписью зам. начальника Седьмого Главного Управления МАП В.Алексеева, озаглавленный Справка по основным расчётным данным четырёхмоторных самолётов конструкции тов. С.В.Ильюшина [2], в котором представлены ЛТХ двух самолётов – бомбардировщика с моторами М-45 и дальнего истребителя на его базе (о нём речь пойдёт ниже). Эти данные, явно относящиеся к Ил-14, приведены в сводной таблице характеристик всех проектных вариантов этого самолёта. Пока же отметим, что с четырьмя АМ-34НВ самолёт должен был иметь следующие основные ЛТХ: нормальный взлётный вес – 22400 кг; максимальная скорость – 760 км/ч на высоте 9300 м; дальность полёта 2000 км с бомбовым грузом 2000 кг при крейсерской скорости полёта 500 км/ч.

Читать полностью...
Новости Академии