Сибирская Авиабаза "Белая". История и современность.
Автор:
Евгений Александрович Арчаков
Автор:
Евгений Александрович Арчаков
Авиабаза белая - это военный аэродром в Иркутской области, имеющий давнюю историю. В разные годы на данном аэродроме дислоцировались различные авиационные соединения, об истории которых речь пойдет в статье.
Зарождение аэродрома
Строительство аэродрома началось в середине 1930-х годов, после того, как в 1934 году стал функционировать авиационный завод в Иркутске. До начала Великой Отечественной войны завод производил бомбардировщики СБ, и аэродром в поселке Cреднем служил местом заводских испытаний построенных самолетов. С началом Великой Отечественной войны Иркутский Авиационный завод увеличил свои производственные мощности, и на аэродроме проходили заводские испытания новейшего бомбардировщика Пе-2, а также с 1943 года дальнего бомбардировщика Ил-4.
Зарождение аэродрома
Строительство аэродрома началось в середине 1930-х годов, после того, как в 1934 году стал функционировать авиационный завод в Иркутске. До начала Великой Отечественной войны завод производил бомбардировщики СБ, и аэродром в поселке Cреднем служил местом заводских испытаний построенных самолетов. С началом Великой Отечественной войны Иркутский Авиационный завод увеличил свои производственные мощности, и на аэродроме проходили заводские испытания новейшего бомбардировщика Пе-2, а также с 1943 года дальнего бомбардировщика Ил-4.

Пе-2 перед заводским облетом. 1943 год
Формирование полноценного военного аэродрома и история дислокации 350-го ИАП
По окончании Великой Отечественной войны аэродром выводят из подчинения Иркутскому Авиационному заводу, и начинается полноценное строительство военного гарнизона и развитие аэродромной инфраструктуры. Одним из первых на аэродром прибывает 350-й Истребительный Авиационный полк, об истории которого очень важно поведать.
350-й истребительный авиационный полк был сформирован на основании директивы Заместителя Народного комиссара НКО СССР 3 сентября 1941 года в ВВС 17-й армии Забайкальского фронта на аэродроме Чойбалсан по штату 015/13 на истребителях И-16 и И-153. Полк обеспечивал безопасность СССР и Монголии и находился в состоянии повышенной боевой готовности, т.к. японская армия постоянно устраивала провокации. [1]
В 1944 году полк был перевооружен на новейшие истребители Ла-5, а в мае 1945 г. на истребители Ла-7. Перед началом войны с Японией 2 августа 1945 года полк был выведен из состава 246-й иад и оперативно подчинён командованию конно-механизированной группы генерала-полковника Плиева. Имел в боевом составе 37 Ла-7, 6 Ла-5, 2 По-2, а также приданные из других авиачастей самолёты: 3 Пе-2, 2 Ту-2 и 1 Р-5.
[1] Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. Приказ Командующего ЗабФ № 0048 от 28.08.1941 г.. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
Читать полностью...
По окончании Великой Отечественной войны аэродром выводят из подчинения Иркутскому Авиационному заводу, и начинается полноценное строительство военного гарнизона и развитие аэродромной инфраструктуры. Одним из первых на аэродром прибывает 350-й Истребительный Авиационный полк, об истории которого очень важно поведать.
350-й истребительный авиационный полк был сформирован на основании директивы Заместителя Народного комиссара НКО СССР 3 сентября 1941 года в ВВС 17-й армии Забайкальского фронта на аэродроме Чойбалсан по штату 015/13 на истребителях И-16 и И-153. Полк обеспечивал безопасность СССР и Монголии и находился в состоянии повышенной боевой готовности, т.к. японская армия постоянно устраивала провокации. [1]
В 1944 году полк был перевооружен на новейшие истребители Ла-5, а в мае 1945 г. на истребители Ла-7. Перед началом войны с Японией 2 августа 1945 года полк был выведен из состава 246-й иад и оперативно подчинён командованию конно-механизированной группы генерала-полковника Плиева. Имел в боевом составе 37 Ла-7, 6 Ла-5, 2 По-2, а также приданные из других авиачастей самолёты: 3 Пе-2, 2 Ту-2 и 1 Р-5.
[1] Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. Приказ Командующего ЗабФ № 0048 от 28.08.1941 г.. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
Читать полностью...