Новости

Сергей Харин: «ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ».

Ноябрь 2020 года. В актовом зале пермского серийного завода АО «ОДК-ПМ» состоялось собрание представителей трудовых коллективов пермского двигателестроительного «куста», посвященное созданию научно-производственного комплекса «Пермские моторы» на базе «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-ПМ». На том же собрании озвучено решение руководства Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех) назначить исполнительным директором завода Сергея Александровича Харина, до того момента – первого заместителя управляющего директора-генерального конструктора, начальника ОКБ АО «ОДК-Авиадвигатель». Так кто же такой С.А. Харин, исполнительный директор «ОДК-ПМ», конструктор газотурбинных двигателей?

В профессиональной судьбе Сергея Харина, казалось, многое было предопределено. Перед глазами был пример родителей, связавших свою жизнь с пермским двигателестроением. Отец, Александр Николаевич, окончив сначала Пермский авиационный техникум, а затем политехнический институт, с 1971 года работал в Моторостроительном КБ (МКБ). Там познакомился с будущей женой Алевтиной. Она, кстати, тоже 30 лет отработала в «Авиадвигателе» программистом в отделе главного технолога. В трудовой биографии Харина старшего – руководство несколькими цехами, а затем корпусом механического и металлургического производства «Авиадвигателя», затем должность директора по производству-заместителя руководителя Пермского моторного завода, активное участие в организации работы кооперации по программе авиационных двигателей семейства ПД.

С детства отец поддерживал увлечение сына авиационным моделированием. Авиамоделизм воспитывал настойчивость в достижении результата, внимание к деталям, колоссальное терпение. Самостоятельное бумажное моделирование в учебном году сменялось летними занятиями в авиамодельном клубе пионерлагеря «Радуга», принадлежавшего «Авиадвигателю». Под руководством Георгия Петровича Панова ребята делали кордовые пилотажные модели самолетов с двигателями внутреннего сгорания. Именно Г.П. Панов привил Сергею любовь к авиамоделям и двигателям – небольшим калильным и компрессорным и посоветовал авиамодельный клуб Иосифа Бронеславовича Згаржельского. По словам С. Харина, со временем он осознал, что можно не только механически повторять за мастерами, но и разрабатывать собственные модели самолетов. И тогда стал делать их сам, дома, без наставников.

Сергей Харин

Рано или поздно все, кто серьезно занимался авиамоделированием, попадали в клуб юных техников «Квант» к маститому пермскому специалисту – Альберту Альбертовичу Киму. Под его руководством Сергей стал кандидатом в мастера спорта. Причем, по двум классам самолетов сразу. В классе копий – с полной копией Як-3, у которого выпускались шасси, светились огни – выступал на российских соревнованиях. А с моделью резиномоторного планера класса Б – на соревнованиях Урала и Сибири.

Очередная модель самолета готова в полет

Окончив 8 класс, Сергей Харин собирался поступать в Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. Этот техникум закончил его отец, друзья-одноклассники подали туда документы, и вообще, авиатехникум всегда был на хорошем счету у пермяков, потому что учили хорошо, профессии давали нужные, с работой у выпускников проблем не было. Сомнения в правильности выбора у Сергея оставались, и отец посоветовал ему перейти в школу № 61, работавшую по экспериментальной программе. Это был первый в регионе проект «Школа-вуз-предприятие», инициированный конструкторским бюро «Авиадвигатель». Интерес к инженерной специальности стремительно падал, и руководство КБ и политехнического института решило создавать кадровый резерв из хорошо образованной молодежи, осознанно выбирающей двигателестроение делом своей жизни. Два года учебы пронеслись стремительно. Часть занятий проходила в «политехе» с институтскими преподавателями. Условия были созданы прекрасные, лучшим ученикам даже платили хорошую стипендию. После окончания школы Сергей поступил на аэрокосмический факультет ППИ на кафедру «Авиационные двигатели и энергетические установки».

Среди преподавателей, сыгравших значимую роль в его профессиональном становлении, Сергей Александрович называет заместителя декана факультета А.Д. Дическула, заведующего кафедрой, профессора В.Г. Августиновича, куратора программы «Школа-вуз-предприятие» Михаила Александровича Нихамкина, преподавателя информатики Владимира Павловича Матюнина, преподавателя сопромата Нину Петровну Плотникову, куратора курса Леонида Васильевича Воронова и др. Учиться в институте было интересно. Еще интересней были поездки по стране для участия в профессиональных конкурсах. Именно это, по признанию Сергея Александровича, добавило широты взглядам, изменило его мировоззрение, постепенно затянуло в интересную изобретательскую деятельность.

На рабочем столе С.А. Харина стоит фотография, запечатлевшая значимое событие в его жизни. На снимке генеральный конструктор МКБ Павел Александрович Соловьев жмет руку мальчику-подростку в белой рубашке. Оба они улыбаются друг другу, а рядом стоят Виктор Михайлович Чуйко, служивший тогда заместителем министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению, девочка в парадной пионерской форме. Их окружают коллеги Соловьева.

Павел Соловьев и Сергей Харин

На снимке запечатлено 26 июня 1987 года – 70-летие Павла Александровича Соловьева, на празднование которого собрался весь коллектив КБ и многочисленные гости. Для поздравления от пионерии выбраны были два школьника, мальчик и девочка, отдыхавшие в это время в загородном лагере «Радуга». Мальчик – Сережа Харин.

Он только что подарил Соловьеву букет цветов и начал читать стихи, но запнулся и смущенно замолчал, а Павел Александрович пожал ему руку и сказал: «Не переживай, самое главное ты мне уже успел сказать». Незначительный эпизод в жизни человека? А может быть, знак судьбы. Не случайно этот день врезался в память Сергея Харина до мельчайших подробностей.

***

В начале 1997 года Сергей Харин, выпускник пермского политеха с красным дипломом, начал свой трудовой путь в КБ «Авиадвигатель» инженером-конструктором отдела компрессоров. В том же году у С. Харина родилась первая дочь, он должен был думать о материальном обеспечении своей семьи и стоял перед выбором: продолжать с друзьями заниматься строительным бизнесом, хорошо зарабатывать или пойти работать в КБ на меньшую зарплату. Решение далось непросто, но доводы были железные: «Я окончил вуз с отличием, четко понимал, что хочу конструировать двигатели, поэтому пошел работать в КБ». Первые 3-4 года материально было очень тяжело, но он не бросил свое дело, целиком посвятил себя работе.

Начинающему конструктору было чему поучиться в отделе компрессоров, были и достойные примеры для подражания. В этом отделе прошли трудовую школу многие талантливые, трудолюбивые, глубоко преданные профессии и фирме люди, которые внесли большой вклад в создание пермских двигателей. Среди них руководитель отдела на протяжении 19 лет И.Т. Ганжа, лауреат Государственной премии СССР В.М. Карпман, ведущий конструктор двигателя Д-30 П.А. Заморин, главный инженер главка, руководитель ПМЗ и МКБ, генеральный конструктор МКБ Ю.Е. Решетников.

В 1997 году конструкторский отдел компрессоров возглавлял И.В. Максимов. Он-то и принимал в ряды «компрессорщика»-новичка. Правда, новичком Сергея Харина можно было назвать с натяжкой – еще учась в институте, в 1993 году он прошел практику в механическом цехе серийного завода. Первой собственноручно выточенной деталью стала гайка компрессора. Она оказалась сложной и не с первого раза далась начинающему конструктору, именно тогда он подумал, что если гайку так сложно делать, то уж спроектировать сам компрессор совсем не просто. Затем была стажировка в отделе компрессоров. И тема его диплома была актуальна: «Компрессор высокого давления ГТУ мощностью 16 МВт со сварным ротором». Спустя годы идея сварного ротора из этого диплома будет реализована в двигателе ПД-14.

Начинающий конструктор

Еще будучи студентом-стажером Сергей Харин познакомился с руководителем бригады КНД В.А. Дылдиным, своим наставником В.Н. Климовым, начальником бригады КВД А.И. Тункиным. Под руководством Климова молодой конструктор начертил на компьютере свою первую деталь компрессора – датчик давления на корпусе вентилятора. Сергей Александрович вспоминает: «Валерий Николаевич уделял мне много внимания. Мне нравилось, что я нужен, делаю реальную работу. В то время в бригаде КНД было немного новых разработок, в основном, шло сопровождение серийного производства ПС-90А. Больше конструкторских проблем тогда решала бригада КВД, и я понял, что хочу работать там, решать сложные задачи, и уже на постоянную работу пришел в бригаду КВД к А.И. Тункину. Анатолий Иванович любил воспитывать молодежь, вырастил немало прекрасных специалистов и на меня оказал большое влияние как профессионал, научил меня мыслить творчески. Еще большую роль в формировании меня как конструктора сыграли первый заместитель генерального директора-начальник ОКБ Н.Л. Кокшаров и генеральный директор-генеральный конструктор А.А. Иноземцев. Удивляло, как они грамотно, порой, неожиданно для многих принимали, как выяснялось позже, правильные технические решения».

Сергей Харин активно включился в работу отдела, преимущественно компоновал воздушные уплотнения компрессора. Чертежи делали уже на компьютерах, электронные. Особенно запомнилась работа над компрессором двигателя ПС-90А2. Другими значимыми узлами, разработкой которых занимался Сергей Александрович, он сам считает заднюю опору КВД ПС-90ГП-25, компоновку лабиринтных уплотнений с утилизацией воздуха двигателя ПС-90ГП-2 (для 24 и 25 позиций), выпуск чертежей среднего и заднего корпусов компрессора двигателя ПС-90А2, лабиринтные уплотнения за 13 ступенью ПС-90А и его модификаций авиационного и промышленного применения, лабиринты с обдувом, переднюю опору КВД, двусторонний подвод масла на переднюю опору КВД, графитовые и перспективные щеточные уплотнения.

В сентябре 2003 года С.А. Харин возглавил свой конструкторский отдел. Казалось бы, руководить коллективом, частью которого ты только что был сам, комфортно: есть взаимопонимание с коллегами, работа налажена, как говорится, место насижено. Но реальная ситуация была иная. Отдел по разным причинам лишился примерно трети своего состава, в основном опытных, знающих работников, основы подразделения. Молодежь отдела пока еще не выросла до нужного профессионального уровня, образовался временной и кадровый провал. Но постепенно работа пошла, пришли новые специалисты, отдел заработал в полную силу, реализовав множество проектов. В 2009 году, уходя в отделение перспективных двигателей, С.А. Харин оставил в отделе компрессоров крепкую команду.

И так потом будет всегда: как только работа в подразделении налажена, коллектив планомерно и эффективно трудится, когда приоритеты в работе смещаются от администрирования в сторону конструкторского творчества, Харина перебрасывают на новый, трудный участок.

***

В 2009 году С.А. Харин назначен заместителем главного конструктора-начальником отделения газотурбинных двигателей ПД. «На вопрос, жалко ли было оставлять отделение компрессоров, в котором работал 12 лет, отвечаю – жалко. На вопрос, мог ли отказаться от нового предложения, отвечаю – нет. И не из карьерных соображений. Как можно отказаться, если руководство мне такое доверие оказывает? Когда меня просят возглавить новое направление, потому что это нужно для предприятия? Я всегда был и остаюсь человеком команды, и в интересах команды сделаю все.

Во время торжественной церемонии присвоения истребителю МиГ-31 имени П.А. Соловьева

Поначалу я сомневаюсь, правильно ли руководством принято это решение, смогу ли я, оправдаю ли доверие. «Каждый человек способен на многое, но не каждый знает, на что он способен» – я иду с этой фразой по жизни. Действительно, не попробовав, не поймешь, можешь или нет. Каждый раз принимая решение, я закрываю за собой дверь в прошлое и открываю дверь в будущее. Но если решился, назад пути нет, только вперед. Только победить, добиться поставленной цели. А для этого сначала нужно разобраться в ситуации, понять проблемы, найти пути их решения и двигаться системно в этом направлении.

Проект ПД-14 для КБ «Авиадвигатель» стал настоящей боевой схваткой с теми, кто не верил в этот проект, с многолетним отставанием от западных конкурентов, с собственной боязнью, что взятый груз окажется не по силам. Итог этой схватки мог быть только одним – нужно было создать двигатель, и создать в кратчайшие сроки.

И мы совместно с широкой кооперацией справились, с поддержкой отраслевых институтов и РАН. На реальном проекте учились, набивая шишки, постоянно сомневаясь: правильно ли выбраны параметры, материалы, технологии, успеем ли в срок. Проектом руководил Александр Александрович Иноземцев, который верил в успех сам и вселял уверенность в коллектив. Без Иноземцева создать двигатель ПД-14 с заявленными характеристиками в такие сжатые сроки было невозможно, такого высокого уровня проект может реализовать только незаурядная личность».

По мнению коллег, работавших с Хариным бок-о-бок, Сергей Александрович придерживается демократического стиля руководства, стимулирует командную работу, активно привлекает своих заместителей, начальников бригад к принятию важных решений относительно общей работы по проекту, делегирует часть полномочий, доверяет принимать самостоятельные решения. Он поддерживает сильный командный дух, проводит совещания, на которых царит атмосфера творчества, полного доверия и открытости – все делятся информацией, ничего не утаивая про запас. Подобное общение всегда приводит к быстрому росту и развитию коллег. Не бояться выращивать рядом с собой сильных помощников, а может, и потенциальных конкурентов – отличительная черта Харина-руководителя. При этом он берет на себя всю ответственность за вверенный ему коллектив, вселяет уверенность в успех, никогда не растягивает принятие решения, а «дожимает» проблему здесь и сейчас.

Считается, что конструктор должен обладать шестым чувством – способностью предугадывать, интуицией. Сегодня ее заменяют компьютерные программы, математические модели и т.д. Но и без нее, порой, не обойтись. Сергей Александрович, по признанию его коллег, в обычной, рутинной, четко спланированной работе умудряется почувствовать и вытащить наружу незамеченные всеми проблемы. Умеет находить их там, где никто не ожидал. И делает это в нужный момент, чтобы потом не возвращаться и не переделывать, тратя время и ресурсы. Как у него это получается? Почему не все это могут сделать? А потому что из разных, порой, отрывочных сведений, даже минимальной информации он умеет складывать правильную цельную картину и принимать нужные решения.

С. А. Харин с заместителем Председателя Правления-начальником Департамента (перспективное развитие) О.Е. Аксютиным

Как первый заместитель генерального конструктора Сергей Александрович Харин руководил разработкой конструкции и технологии изготовления облегченной широкохордной лопатки из титанового сплава с применением сверхпластического деформирования и диффузионной сварки, курировал изготовление полой титановой лопатки в ПАО «ОДК-УМПО». Участвовал в становлении кооперации по разработке и изготовлению двигателя ПД-14. Руководил организацией разработки конструкторской документации и изготовлением демонстрационного газогенератора двигателя ПД-14 и самого двигателя-демонстратора техно[1]логий. Принимал участие в разработке сертификационного базиса и плана сертификации ПД-14, а также в организации процесса доведения двигателя до сертификации. При непосредственном участии С.А. Харина в «ОДК-Авиадвигатель» освоена новая профессиональная область – управление проектами.

С участием С. А. Харина и при его поддержке внедрены новые технологии проектирования, разработки изделий, производства и создания экспериментальных образцов узлов, газогенератора и двигателя-демонстратора. Проведен колоссальный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и освоению новых конструкционных материалов. Харин участвовал в выборе ключевых технологий производства на предприятиях кооперации и в организации успешного освоения этих технологий для ПД-14.

С членом Совета федерации РФ по обороне и безопасности А. Пушковым

По словам специалистов отделения газотурбинных двигателей ПД, у Сергея Александровича можно было поучиться взаимодействию с кооперантами, его умению организовывать работу на выезде. Для решения ключевых вопросов, касающихся всех членов кооперации, нужно было проводить совещания в Москве, Уфе, других городах. Там, на месте в течение нескольких дней обсуждали наиболее сложные общие проблемы и искали пути их решения, подписывали соглашения. Возникали трудности – ведь действовать приходилось в гостях, не на своей территории. Харин умел организовать процесс так, чтобы все работали эффективно, с полной отдачей, оперативно.

Проект ПД-14 очень сложен с точки зрения соблюдения экологических норм и выполнения требований по обеспечению параметров компрессора, турбины высокого давления, камеры сгорания и др. узлов. Объединив усилия всех школ, создатели двигателя преодолевали возникающие проблемы, и благодаря поступательному движению вперед и только вперед проект развивался. Кому-то могло показаться, что пермская конструкторско-технологическая школа растворилась в этой синергии, подрастеряла свои традиции. В действительности же она обогатилась новыми знаниями, новой информацией и стала еще сильней. С.А. Харин: «Мы не растворились, а скорей, пропитались опытом друг друга, овладели лучшими практиками друг друга. Ведь себе берешь только лучшее, прогрессивное, инновационное. Всем предприятиям работа в кооперации добавила только положительного опыта и новых знаний».

Как руководителю конструкторского отделения двигателей ПД С.А. Харину были одинаково важны все вопросы, касающиеся перспективного двигателя. Но были более близкие и, может быть, важные. Например, конструкция ротора. Помните тему дипломного проекта Сергея Харина? «Компрессор высокого давления ГТУ мощностью 16 МВт со сварным ротором». Традиционно в пермских двигателях использовались роторы так называемого «шашлычного» типа, когда несколько дисков с лопатками крепятся на вал, как шашлык. В начале 90-х в КБ был спроектирован КВД со сварным ротором, который позволял решить множество проблем, связанных с долговечностью дисков компрессора, стабильностью его характеристик, улучшением вибрационного состояния двигателя и т.д. Проектированием сварного ротора занимались опытные конструкторы В.А. Кузнецов и Н. М. Ошканов, а руководил процессом А.И. Тункин. Большой интерес к этой работе проявлял П.А. Соловьев. К сожалению, финансовые проблемы перестроечного периода не позволили реализовать спроектированную конструкцию в металле.

Вновь к этому вопросу пермяки вернулись в связи с проектом ПД-14. С. Харин был убежден – ротор должен быть только сварным, и отстаивал свою позицию в борьбе со сторонниками традиционной конструкции. В итоге, генеральный конструктор А. Иноземцев принял решение в пользу сварного ротора.

С. Харин вспоминает: «Подобных споров и сложных решений при реализации проекта было немало. По каждому проводили научно-технические советы, шли бурные обсуждения, было очень интересно работать. И вот когда все основные решения были приняты, двигатель-демонстратор создан, испытан и получены первые параметры, от сердца отлегло: двигатель будет. Но круг нерешенных проблем тогда был еще широк, и работы с ПД-14 было еще очень много». Сверхзадача создателей перспективного двигателя – сделать его по-настоящему конкурентоспособным на крыле МС-21-310: надежным, дешевле своего американского оппонента, с более низкой стоимостью жизненного цикла. Тогда у ПД-14 будут действительно хорошие маркетинговые перспективы на крыле самолета.

Первый газогенератор двигателя ПД-14 создан!

***

В 2017 году Сергей Александрович принял предложение возглавить ОКБ и продолжил работу в качестве первого заместителя управляющего директора-генерального конструктора-начальника ОКБ. С вступлением в новую должность прибавилось административно-хозяйственных вопросов, но, как говорит Сергей Харин, бывших конструкторов не бывает. А для него самого нет и бывших проектов.

Кроме того, Харин как первый заместитель генерального конструктора получил в свое ведение и вопросы двигателей семейства ПС-90А, и «наземку». И по всем направлениям нужно было быть «в теме», проводить оперативные совещания, координировать деятельность «Авиадвигателя». Оказавшись как бы над схваткой, не в центре отдельного проекта, С.А. Харин получил возможность увидеть деятельность КБ в целом, оценить профессиональный, интеллектуальный уровень коллектива, сравнить с коллегами «по цеху». Расширение сферы деятельности и увеличение ответственности повлекли за собой неизбежные изменения в стиле руководства.

Доля коллегиальности и демократизма уменьшилась, доля авторитарности увеличилась. Да и как иначе? Коллектив предприятия более трех тысяч человек, разные направления работы, которыми ранее и не занимался, хозяйство, ремонты, ответственность буквально за все. В таких условиях нужно уметь находить компетентных, надежных помощников, чтоб опереться на них, поставить задачу и быть уверенным в ее исполнении.

Как первый заместитель управляющего директора-генерального конструктора-начальник ОКБ С. Харин участвовал в разработке мотогондолы двигателя SAM146 для модернизации самолета Бе-200, в организации сертификационных испытаний и получении Сертификата типа двигателя ПД-14, в организации работ по двигателю большой тяги ПД-35.

С.А. Харин с Н.Л. Кокшаровым и А.А. Иноземцевым на производстве

***

Ноябрь 2020 года. Решением руководства Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех) С.А. Харин назначен исполнительным директором серийного завода «ОДК-ПМ». Конечно, переход из КБ на серийный завод был сложным: иная специфика производства, его структура, особенности коллектива. Все нужно осознать, при необходимости усовершенствовать. А еще решить сверх-задачу, ради которой и произошел этот переход: устранить отставание завода в обязательствах перед заказчиками, обеспечить необходимый рост уровня производства серийных и перспективных двигателей, повысить качество выпускаемой продукции.

По мнению С. Харина, начиная новое дело, нужно самому разобраться в ситуации, а не судить с чьих-то слов. Харин посвятил некоторое время личному знакомству с предприятием, его коллективом, с рабочими, начальниками цехов, техсоветами участков. Это помогло узнать ситуацию на заводе изнутри, осознать существующие проблемы и попытаться найти пути их решения.

Вместе с топ-менеджерами предприятия проанализировали реальные возможности производства, определили «узкие места», мешающие наращивать его объемы и попытались найти пути решения проблем. Это позволило сократить отставание от производственного плана.

Удалось поменять психологию управления производством. Теперь оно подчинено принципу: главное – не процесс, а конечный результат. Только он является мерилом всей работы предприятия.

Самым ценным достоянием завода С.А. Харин считает его людей, их производственный и жизненный опыт, высокий профессионализм, преданность предприятию и гордость за честь заводской марки. Да, существует дефицит квалифицированных кадров для работы на современном оборудовании. Да, большая текучка на предприятии, которая не дает людям стать специалистами высокого класса. А ведь сборка двигателя – это искусство, и овладеть им за 2-3 месяца невозможно. Значит, нужно бороться за кадры, поддерживать династии, удерживать лучших специалистов и не только рублем, но и интересной работой, учебой, новыми станками, профессиональными перспективами.

Для себя и для всего коллектива «ОДК-ПМ» Сергей Харин сформулировал, как должен работать завод. Во-первых, быть честными по отношению к заказчику и выполнять свои обязательства вовремя и в полном объеме. Во-вторых, реально оценивать возможности производства. Иными словами, не можешь выполнить заказ – не берись, а если взялся, выполняй в срок. В-третьих, выпускаемая продукция должна быть качественной, надежной в эксплуатации, соответствующей всем техническим требованиям заказчика. В-четвертых, производство должно быть рентабельным, эффективным, оперативным. И наконец, нужно привлекать инвестиции, перевооружать производство.

Обладая яркими лидерскими качествами, С. Харин большое внимание уделяет формированию команды единомышленников, работе с молодежью, подготовке и обучению молодых специалистов.

Сергей Александрович удачно сочетает профессиональные качества руководителя, изобретателя, конструктора. Кандидат в мастера спорта по авиамоделизму. Рационализатор и автор 15 патентов на изобретения в разных областях авиадвигателестроения, многие годы он являлся постоянным участником технических конкурсов. Сегодня он также поддерживает изобретательство, развитие патентной деятельности на предприятии.

Профессиональные достижения С.А. Харина получили достойную оценку руководства отрасли. В 2006 году за большие успехи в развитии металлургии гранул для газотурбостроения он награжден медалью «Им. Академика А.Ф. Белова» Федерации космонавтики России. В 2009 году – Благодарственным письмом губернатора Пермского края. В 2015 году награжден Благодарственным письмом генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель». В 2020 году за особые заслуги в развитии отечественного двигателестроения, высокий профессионализм и добросовестный труд, а также значительный личный вклад в создание нового российского авиационного двигателя ПД-14 награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Сергей Харин – человек последовательный и настойчивый, убежденный – единственное, за что в жизни стоит сражаться – это цель, и цели нужно выбирать правильно. Успеха добивается только тот, кто верит в себя, и не сдается. А цель у директора Харина непростая – в кратчайшие сроки довести все намеченные производственные проекты до реализации, создать полное цифровое производство со всеми принципами современного управления. Все это определит задел серийным производителям пермских моторов на будущие 50-60 лет.

На вопрос: «Способны ли пермские двигателестроители реализовать все эти планы?» – С.А. Харин ответил: «Конечно. Коллективы наших предприятий – высокопрофессиональные, сплоченные, настроенные на выполнение сверх-сложных задач. Успех завода, в первую очередь, – в командной работе. Мы не раз доказывали, что способны разрабатывать и производить лучшие в стране и в мире двигатели. С таким коллективом, такой командой профессионалов нам по плечу любое дело, мы сможем успешно завершить все начатые проекты и приступить к новым. Я верю в это. Вообще, нужно верить в то, что ты делаешь. Иначе не стоит и начинать».

25 апреля 2024 года Сергей Александрович Харин отмечает свой

50-летний юбилей!


Уважаемый Сергей Александрович!


Правление и коллектив Генеральной дирекции ассоциации “Союз авиационного двигателестроения” (АССАД), Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) искренне поздравляют Вас, кадрового работника авиационной промышленности, Академика АНАиВ с пятидесятилетием со дня рождения.
В этот торжественный день мы с признательностью отмечаем Ваш многолетний плодотворный труд в авиационной промышленности – более 25 лет Вы отдали ведущим российским моторостроительным предприятиям – АО «ОДК - Авиадвигатель» и АО «ОДК - Пермские моторы».

С детства Вы грезили авиацией. И, благодаря упорному труду, Ваша мечта сбылась. Пройдя нелегкий трудовой путь от инженера-конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» до Исполнительного директора АО «ОДК — Пермские моторы» Вы внесли большой вклад в создание и освоение в производстве авиационных двигателей нового поколения.

Ваши деловые и человеческие качества, высокий профессионализм и порядочность, постоянная готовность и способность оказать помощь в самых трудных и ответственных ситуациях создали Вам высочайший авторитет и глубокую признательность у нашего коллектива и многочисленных специалистов авиационного двигателестроения.

Дорогой Сергей Александрович!


Сегодня мы искренне поздравляем Вас с юбилеем, желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, счастья и дальнейших успехов в трудовой деятельности на благо нашего Отечества. Уверены в продолжении и укреплении нашего сотрудничества.
С уважением, Чуйко Виктор Михайлович.
Президент Академии наук авиации и воздухоплавания,
доктор технических наук, профессор,
заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991 гг.),
Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (1991г. – н.в.).
Новости Академии