Проект «Как медведь полярным стал». Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала рубрику "История отечественной авиации" в журнале "Крылья Родины".
Экипаж самолета-разведчика АНТ-7 СССР-H166
Авторы:
Федор Вадимович Пущин, ученый секретарь Наро-Фоминского историко-краеведческого музея; Евгений Александрович Дмитриев, исследователь жизни Павла Георгиевича Головина.
«Мы не видели ни одного годного для спуска самолёта места в течении всего нашего долгого пути от Сальвадора до Аляски… Наш совет таков: не летайте в глубь этих ледяных полей, пока аэропланы не станут на столько совершенными, что можно будет не боятся вынужденного спуска». «Ледовитый океан» Руаль Амудсен.
5 мая 1937 года в 11 часов 23 минуты с острова Рудольфа направлении Полюса вылетает двухмоторный АНТ-7, самолёт - разведчик первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс – 1». Руководит экспедицией Отто Шмидт. Доставка полярников и оборудования для будущей станции возложено на авиазвено из четырёх четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика», флагманский самолёт вёл Михаил Водопьянов.
Экспедиция была необходима для получения данных, которые позволили бы продолжить освоение Северного морского пути и Арктики в целом. Кроме того, сама по себе советская станция у Северного полюса утверждала приоритет СССР в исследовании и освоении этого края. Мы снова делали то, чего не делал никто в мире, — такие вещи всегда укрепляют престиж державы. Правда, провал экспедиции или, того хуже, гибель её членов могла обернуться серьёзными потерями для того же престижа. Но кто не рискует, тот первопроходцем не становится.
Рассказывает писатель Артамонов: «Остров Рудольфа, куда прилетела экспедиция, был окутан серой мглой. Изредка показывались светлые окна в небе, но надежда на взлет иссякла, когда синоптик предупредил: скоро должен пройти мощный циклон. Поэтому много раз приходилось откладывать старт в конечную точку следования. То и дело не давал покоя вопрос: полетит ли в разведку Головин, чтобы потом открыть путь на полюс другим? Но погода не шла на уступки совершенно. Но вот синоптик предсказывает хорошую погоду на ближайшие дни. Значит, можно Головину лететь. У всех заметно поднимается настроение. Вполне возможно, что вскоре полетят и все остальные. Ночь проходит в работе: осмотр моторов, очистка крыльев и фюзеляжа от снега, выравнивание взлетной полосы...»
Интересно, что во всех газетах было объявлено о начале большого арктического перелета, но… только одного экипажа – П.Г. Головина на самолете АНТ-7 «Н-166». Такой ход, вполне объясним – опыт предварительной широкой рекламы неудавшегося перелета Сигизмунда Леваневского в 1935 году навсегда отучил советских руководителей от слишком самоуверенных заявлений. В случае же с таким масштабным проектом, каким являлась полярная экспедиция Шмидта, объявлять об отлете самолетов из Москвы к полюсу, зная, что весь путь может занять не один месяц, было бы вдвойне неразумно. За долгие дни и недели ожидания благоприятной погоды на промежуточных аэродромах, интерес к этой попытке покорения Северного полюса, со стороны советской и мировой общественности, стремительно бы угасал, и кульминационный момент высадки советских людей на полюсе получился бы «вымученным». Поэтому заранее подготовленные статьи о перелете Москва – остров Рудольфа появились на страницах советских газет лишь после того, как самолет Водопьянова с Отто Шмидтом и четверкой Папанина приземлился в районе Северного полюса 21 мая.
Фотопортрет П.Г.Головина. Фотограф Э.С. Виленский
Начнём с того, что Головину изначально не суждено было стать «первым советским лётчиком достигшем Северного полюса». Достигнуть его было можно, но вернуться уже нет. Топливные баки позволяли дотянуть максимум до 87 параллели. Что делать, если нельзя, но очень хочется?! Правильно, пожертвовав частью спасательного оборудования (тайно) поставить дополнительный бак на час полёта. Об этой «военной хитрости» догадывался Анатолий Алексеев, пилот одного из тяжёлых самолётов, друг Головина открывший перед ним двери полярной авиации. «Не иначе, как дополнительный бак ставят» догадался Алексеев, наблюдая как Терентьев с Кекушевым старательно хлопотали возле своего АНТ-7. Любопытный разговор перед стартом был у Головина с командиром лётного отряда экспедиции Водопьяновым, о котором рассказал Михаил Васильевич в своей книге «Дважды на Северном полюсе»:
«Если долечу до 88-го градуса и выяснится, что у меня горючего хватит до полюса и обратно, что мне тогда делать? – спросил меня Головин.
Я немного подумал и сказал:
- Если бензина хватит и начальник экспедиции не вернёт тебя, дуй прямо до самого полюса.
- А если я там сяду?
- Твоё дело, решай сам.
- А ты бы как поступил? – не отставал Головин.
- Откровенно говоря, - ответил я ему, - если на полюсе льдина ровная, я бы, не задумываясь сел там.
- И сообщал бы погоду, - добавил он.
-Да, и сообщал бы погоду. Только смотри, я об этом ничего не знаю – предупредил я.
Головин крепко пожал мне руку и весело направился к своему самолёту.»