Совет по профессиональным квалификациям расформировал ранее созданную Комиссию по беспилотным авиационным системам (БАС), не согласившись с подходом участников рынка к построению эффективной системы развития квалификаций.
КАДРЫ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Подготовка квалифицированных специалистов для беспилотной авиации является одной из приоритетных задач развития отрасли.
В условиях активного роста работодатели нуждаются, прежде всего, в специалистах, профпригодных сразу по результатам качественного обучения.
Среди востребованных в отрасли профессий находятся не только и не столько внешние пилоты и техники, сколько конструкторы и технологи по разработке планера, несущей части и роботизированной мехатроники воздушного судна, радиосвязи, авионике, инженеры по сертификации авиационной техники и авиационной безопасности БАС, весьма специфичной с учетом возможности вмешательства в полет БВС через киберуязвимые линии передачи данных, рабочие кадры на производственные и сборочные участки, специалисты по разработке геоинформационных систем для обработки и анализа цифровых геопространственных данных.
Именно обучение, его практико-ориентированность, подготовка под заказ конкретных предприятий по согласованным программам является целевой моделью развития квалификаций и, очевидно, не только для беспилотной отрасли.
Новые качественные программы, формы и методы обучения являются первостепенной задачей развития человеческого капитала для беспилотной авиации. Успешно сданный квалификационный экзамен, законодательно предусмотренный в любой форме обучения, должен означать для работодателя и регулятора безусловное соответствие будущего работника требованиям к профессии.
Таким образом, любая дополнительная оценка квалификации имеет смысл только когда квалификация, во-первых, была как-либо получена и, во-вторых, если метод или место ее получения не вызывают доверия работодателя.
ОЦЕНКА
В Российской Федерации с 2016 года действует Федеральный закон от 16.07.2016 № 283-ФЗ "О независимой оценке квалификаций".
По сути, такая оценка квалификации является дублирующим экзаменом, проводимым за дополнительную плату, призванным подтвердить или опровергнуть соответствие уровня подготовки, указанного в документе, выдаваемого по результатам обучения в образовательной организации, усредненным запросам работодателей, формализованным в профессиональных стандартах.
Вместе с тем производственные процессы высокотехнологичных предприятий и трудовые действия работников могут различаться так значительно и обновляться настолько динамично, что ни один универсальный тест не будет актуален уже в момент его разработки.
Собственно, даже профессиональный стандарт является лишь примерным, усредненным описанием набора знаний и умений работника для выполнения базового набора трудовых функций, и в большинстве случаев носит рекомендательный характер для работодателей.
Более того, с оценкой профпригодности каждый из работодателей БАС справляется быстрее, лучше и дешевле, чем любая кабинетная структура.
Именно поэтому и абсолютно справедливо Федеральный закон № 283-ФЗ предполагает добровольность этой процедуры, оказываемой за плату по инициативе работника или организации.
КОМИССИЯ
На реализацию положений данного Федерального закона исходя из действительных потребностей отрасли и была направлена работа Комиссии БАС в период с даты ее утверждения Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 18 апреля 2020 года.
Важно отметить, что Комиссия состояла преимущественно из представителей прямых работодателей индустрии БАС, включая членов Ассоциации "АЭРОНЕКСТ".
За время работы Комиссией выполнен значительный объем работы:
РАСХОЖДЕНИЕ
Расхождение в подходах Комиссии и руководства Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (СПК ВТ) наметилось в самом начале 2022 года.
Последовательно отстаивая интересы эксплуатантов БАС Комиссия и, соответственно, Ассоциация "АЭРОНЕКСТ" формировали предложения по снятию избыточных административных барьеров подготовки внешних пилотов "легких" БВС путем исключения обязательного прохождения подготовки в сертифицированных Росавиацией авиационных учебных центрах.
По мнению руководителей СПК ВТ, альтернативой такому упрощению должна стать теперь уже не добровольная, а обязательная и, напомним, дорогостоящая, процедура независимой оценки квалификации.
На заседаниях Комиссии представителями компаний-эксплуатантов БАС неоднократно выражалась позиция о нецелесообразности наделения неопределенного круга лиц и организаций дополнительными контрольными функциями, оплачивать которые должны сами же контролируемые лица.
Предложения руководства СПК ВТ об установлении независимой оценки в качестве обязательной через включение в ФАП-494 было рассмотрено на расширенном заседании Совета Ассоциации "АЭРОНЕКСТ", выводы которого о коррупциогенности и избыточности вводимого регулирования приняты во внимание Миэкономразвития и Минюстом России.
Не согласную с таким предприимчивым подходом Комиссию просто "отменили".
С весны 2022 года ни одно обращение или протокол заседания Комиссии не были рассмотрены со стороны СПК ВТ, все протоколы и само упоминание о Комиссии удалены с сайта СПК ВТ в нарушение всех установленных Национальным агентством развития квалификаций процедур и существующих правил деловой этики.
По факту недостижения понимания с представителями рынка Исполкомом СПК ВТ объявлена новая рабочая группа по развитию квалификаций исключительно "легких" БАС, без согласования с членами СПК ВТ и утверждения состава группы.
Официально Комиссия БАС расформирована на заседании СПК ВТ 21 февраля 2023 года.
Безусловно, примененная в отношении Комиссии БАС технология "отмены", хорошо известная нашей стране по событиям двух последних лет является провалом руководства СПК ВТ.
Исключение любого мнения, не совпадающего с мнением отдельных руководителей или чиновников, работа вне правового поля "по понятиям" воспринимается отраслевым сообществом, в конкретном случае, как неспособность Национальной системы квалификаций обеспечить кадровое развитие такой специфичной высокотехнологичной сферы, как беспилотная авиация.
БУДУЩЕЕ
Возвращаясь к началу этого материала, еще раз подчеркнем остроту и масштаб задачи подготовки и поддержания квалификации кадров для сферы разработки и применения беспилотных авиационных систем.
Сегодня мы видим акцентированное внимание первых лиц государства к вопросам развития спроса, упрощения выхода беспилотников в практическое рыночное применение, устранения избыточных процедур, препятствующих массовому выпуску надежных и экономически выгодны БАС и, конечно, подготовки кадров для отрасли.
Очевидно, будущая траектория развития квалификаций в отрасли беспилотной авиации, в силу ее динамики и специфики, будет развиваться по новой логике, и именно поэтому в перечне поручений Президента от 30.12.2022 №2548 задача выработки новых подходов к подготовке кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем выделена отдельной строкой.
Источник: Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"
КАДРЫ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Подготовка квалифицированных специалистов для беспилотной авиации является одной из приоритетных задач развития отрасли.
В условиях активного роста работодатели нуждаются, прежде всего, в специалистах, профпригодных сразу по результатам качественного обучения.
Среди востребованных в отрасли профессий находятся не только и не столько внешние пилоты и техники, сколько конструкторы и технологи по разработке планера, несущей части и роботизированной мехатроники воздушного судна, радиосвязи, авионике, инженеры по сертификации авиационной техники и авиационной безопасности БАС, весьма специфичной с учетом возможности вмешательства в полет БВС через киберуязвимые линии передачи данных, рабочие кадры на производственные и сборочные участки, специалисты по разработке геоинформационных систем для обработки и анализа цифровых геопространственных данных.
Именно обучение, его практико-ориентированность, подготовка под заказ конкретных предприятий по согласованным программам является целевой моделью развития квалификаций и, очевидно, не только для беспилотной отрасли.
Новые качественные программы, формы и методы обучения являются первостепенной задачей развития человеческого капитала для беспилотной авиации. Успешно сданный квалификационный экзамен, законодательно предусмотренный в любой форме обучения, должен означать для работодателя и регулятора безусловное соответствие будущего работника требованиям к профессии.
Таким образом, любая дополнительная оценка квалификации имеет смысл только когда квалификация, во-первых, была как-либо получена и, во-вторых, если метод или место ее получения не вызывают доверия работодателя.
ОЦЕНКА
В Российской Федерации с 2016 года действует Федеральный закон от 16.07.2016 № 283-ФЗ "О независимой оценке квалификаций".
По сути, такая оценка квалификации является дублирующим экзаменом, проводимым за дополнительную плату, призванным подтвердить или опровергнуть соответствие уровня подготовки, указанного в документе, выдаваемого по результатам обучения в образовательной организации, усредненным запросам работодателей, формализованным в профессиональных стандартах.
Вместе с тем производственные процессы высокотехнологичных предприятий и трудовые действия работников могут различаться так значительно и обновляться настолько динамично, что ни один универсальный тест не будет актуален уже в момент его разработки.
Собственно, даже профессиональный стандарт является лишь примерным, усредненным описанием набора знаний и умений работника для выполнения базового набора трудовых функций, и в большинстве случаев носит рекомендательный характер для работодателей.
Более того, с оценкой профпригодности каждый из работодателей БАС справляется быстрее, лучше и дешевле, чем любая кабинетная структура.
Именно поэтому и абсолютно справедливо Федеральный закон № 283-ФЗ предполагает добровольность этой процедуры, оказываемой за плату по инициативе работника или организации.
КОМИССИЯ
На реализацию положений данного Федерального закона исходя из действительных потребностей отрасли и была направлена работа Комиссии БАС в период с даты ее утверждения Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 18 апреля 2020 года.
Важно отметить, что Комиссия состояла преимущественно из представителей прямых работодателей индустрии БАС, включая членов Ассоциации "АЭРОНЕКСТ".
За время работы Комиссией выполнен значительный объем работы:
- актуализирован Профессиональный стандарт №1196 для внешних пилотов "легких" БВС;
- разработаны две квалификации, отличающиеся максимальной взлетной массой, условиями применения и количеством БВС, одновременно управляемых одним внешним пилотом, для внедрения дифференцированного (риск-ориентированного) подхода к регулированию порядка подготовки членов экипажа "легких" БВС;
- разработана типовая основная программа профессионального обучения внешних пилотов БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, учитывающая утвержденные в РФ уровни квалификаций и положения профстандарта №1196;
- проведен анализ проекта актуализации ФГОС 25.02.08;
- подготовлен и согласован перечень из четырех профессиональных стандартов для востребованных в отрасли БАС профессий;
- обеспечена разработка структуры областей и видов профессиональной деятельности для в области БАС для их дальнейшего использования при разработке профстандартов специалистов по летной и технической эксплуатации БАС в составе с БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг, а также для разработки отдельного перечня авиационных работ с применением БАС, выполнение которых требует сертификации эксплуатанта.
РАСХОЖДЕНИЕ
Расхождение в подходах Комиссии и руководства Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (СПК ВТ) наметилось в самом начале 2022 года.
Последовательно отстаивая интересы эксплуатантов БАС Комиссия и, соответственно, Ассоциация "АЭРОНЕКСТ" формировали предложения по снятию избыточных административных барьеров подготовки внешних пилотов "легких" БВС путем исключения обязательного прохождения подготовки в сертифицированных Росавиацией авиационных учебных центрах.
По мнению руководителей СПК ВТ, альтернативой такому упрощению должна стать теперь уже не добровольная, а обязательная и, напомним, дорогостоящая, процедура независимой оценки квалификации.
На заседаниях Комиссии представителями компаний-эксплуатантов БАС неоднократно выражалась позиция о нецелесообразности наделения неопределенного круга лиц и организаций дополнительными контрольными функциями, оплачивать которые должны сами же контролируемые лица.
Предложения руководства СПК ВТ об установлении независимой оценки в качестве обязательной через включение в ФАП-494 было рассмотрено на расширенном заседании Совета Ассоциации "АЭРОНЕКСТ", выводы которого о коррупциогенности и избыточности вводимого регулирования приняты во внимание Миэкономразвития и Минюстом России.
Не согласную с таким предприимчивым подходом Комиссию просто "отменили".
С весны 2022 года ни одно обращение или протокол заседания Комиссии не были рассмотрены со стороны СПК ВТ, все протоколы и само упоминание о Комиссии удалены с сайта СПК ВТ в нарушение всех установленных Национальным агентством развития квалификаций процедур и существующих правил деловой этики.
По факту недостижения понимания с представителями рынка Исполкомом СПК ВТ объявлена новая рабочая группа по развитию квалификаций исключительно "легких" БАС, без согласования с членами СПК ВТ и утверждения состава группы.
Официально Комиссия БАС расформирована на заседании СПК ВТ 21 февраля 2023 года.
Безусловно, примененная в отношении Комиссии БАС технология "отмены", хорошо известная нашей стране по событиям двух последних лет является провалом руководства СПК ВТ.
Исключение любого мнения, не совпадающего с мнением отдельных руководителей или чиновников, работа вне правового поля "по понятиям" воспринимается отраслевым сообществом, в конкретном случае, как неспособность Национальной системы квалификаций обеспечить кадровое развитие такой специфичной высокотехнологичной сферы, как беспилотная авиация.
БУДУЩЕЕ
Возвращаясь к началу этого материала, еще раз подчеркнем остроту и масштаб задачи подготовки и поддержания квалификации кадров для сферы разработки и применения беспилотных авиационных систем.
Сегодня мы видим акцентированное внимание первых лиц государства к вопросам развития спроса, упрощения выхода беспилотников в практическое рыночное применение, устранения избыточных процедур, препятствующих массовому выпуску надежных и экономически выгодны БАС и, конечно, подготовки кадров для отрасли.
Очевидно, будущая траектория развития квалификаций в отрасли беспилотной авиации, в силу ее динамики и специфики, будет развиваться по новой логике, и именно поэтому в перечне поручений Президента от 30.12.2022 №2548 задача выработки новых подходов к подготовке кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем выделена отдельной строкой.
Источник: Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"