26 сентября на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей под председательством Александра Шохина состоялось очередное заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Члены Нацсовета обсудили вопросы совершенствования системы профессиональных стандартов, внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение независимой оценки квалификации, формирования национальных рейтингов образовательных организаций и др.
По вопросу «О правовых, организационно-методических и финансовых условиях масштабирования результатов пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в т.ч. путем проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования» выступил генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.
Руководитель Национального агентства отметил, что в 2022-2023 гг. прошли две волны пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК), участниками которых стали 29 университетов и 9 советов по профессиональным квалификациям (СПК).
Профэкзамены были проведены по 22 квалификациям. Всего в объединенном экзамене за два года приняли участие 830 студентов, 72% из которых успешно прошли независимую оценку квалификации.
«Проект стал стимулом для актуализации содержания образовательных программ университетов, исходя из требований профстандартов, включая теоретического, так и практико-ориентированного обучения востребованным знаниям и умениям»,– подчеркнул Шадрин.
По вопросу «О правовых, организационно-методических и финансовых условиях масштабирования результатов пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в т.ч. путем проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования» выступил генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.
Руководитель Национального агентства отметил, что в 2022-2023 гг. прошли две волны пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК), участниками которых стали 29 университетов и 9 советов по профессиональным квалификациям (СПК).
Профэкзамены были проведены по 22 квалификациям. Всего в объединенном экзамене за два года приняли участие 830 студентов, 72% из которых успешно прошли независимую оценку квалификации.
«Проект стал стимулом для актуализации содержания образовательных программ университетов, исходя из требований профстандартов, включая теоретического, так и практико-ориентированного обучения востребованным знаниям и умениям»,– подчеркнул Шадрин.
Руководитель Национального агентства обрисовал программу дальнейших действий по тиражированию проекта, включающую такие пункты, как:
● проведение информационных мероприятий для специалистов образовательных организаций по реализации проекта ГИА-НОК;
● повышение квалификации преподавателей;
● корректировка образовательных программ в соответствии с содержанием профстандартов;
● отработка финансовой модели совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил ценность выполненной работы в рамках пилотного проекта ГИА-НОК и в своем выступлении раскрыл перспективные направления развития механизмов внешней оценки качества подготовки обучающихся.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Пышный также поддержал результаты пилотного проекта ГИА-НОК, отметив, что он реализуется Минобрнауки России, Рособрнадзором и Национальным агентством развития квалификаций в рамках выполнения пункта 4 е) перечня поручений Президента РФ от 28 марта 2020 года № Пр-589.
По вопросу о результатах рассмотрения предложений сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов выступила директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова.
«Общее в этих предложениях то, что система профстандартов должна быть более гибкой, с более четким объединением видов профессиональной деятельности. Эти изменения нужно проводить в связке с проходящей сейчас реформой в сфере высшего образования», – подчеркнула она.
Заместитель председателя Национального совета, руководитель Рабочей группы по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям Федор Прокопов отметил необходимость формирования целевой модели Национальной системы квалификаций (НСК), и развитием информационных систем, ориентированных на конечного потребителя.
Руководитель рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов отметил целесообразность распространения практики предоставления в вузах микростепеней в контексте обсуждающихся направлений развития НСК.
Руководитель Временной рабочей группы Национального совета по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего применение механизмов независимой оценки квалификации, председатель СПК в электроэнергетике Аркадий Замосковный сделал доклад о подготовленном рабочей группой пакете изменений в нормативные правовые акты.
Национальный совет, заслушав по данному вопросу также выступления Марины Масловой и заместителя председателя ФНПР Нины Кузьминой, принял решение направить разработанные проекты законодательных и нормативных правовых актов для рассмотрения в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Пышный сообщил, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам XXVI Петербургского международного экономического форум Минтруд России и Минобрнауки России разработали общие подходы к формированию национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования по характеристикам, отражающим уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы.
Заместитель директора Департамента госполитики в сфере СПО Минпросвещения России Маргарита Скворцова отметила, что в рейтинге организаций СПО предполагается учитывать также два дополнительных показателя: участие образовательной организации в чемпионатном движении и результаты государственной итоговой аттестации и демонстрационного экзамена. При этом планируется сформировать отраслевые рейтинги техникумов и колледжей, учитывая, что отрасли экономики значительно различаются по уровню средней заработной платы работников.
Директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Михаил Кирсанов также отметил целесообразность учета отраслевой и региональной специфики при формировании рейтинга образовательных организаций.
Проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин представил экспертную оценку возможных походов к формированию рейтингов образовательных организаций.
Национальный совет рекомендовал Минтруду России, Минобрнауки России и Минпросвещения России совместно с Национальным агентством развития квалификаций, советами по профессиональным квалификациям, экспертами образовательных организаций и объединениями работодателей рассмотреть вопрос о целесообразности формирования предметных (отраслевых) рейтингов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки.
Михаил Кирсанов также представил доклад об обеспечении формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период с учетом необходимости технологического развития экономики и реализации инвестиционных проектов, предусматривающего его ежегодную актуализацию с учетом изменения состояния рынка труда, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума.
Александр Шохин отметил необходимость вовлечь в работу по формированию прогноза кадровой потребности отраслей экономики советы по профессиональным квалификациям, для которых мониторинг рынка труда является одной из основных профильных задач.
Также Национальный совет заслушал следующие вопросы:
● Об утверждении состава Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 10-летию Национальной системы квалификаций, и предложениях по плану мероприятий, посвященных 10-летию НСК. С сообщением выступил Александр Шохин.
● О ходе деятельности Рабочей группы по введению в Российской Федерации профессиональных степеней. Заслушано выступления председателя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России Владимира Филиппова.
● О предложениях по созданию на основе базовой информационной системы Национальной системы квалификаций кроссдоменной государственной информационной системы с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». С докладом выступила президент АО «Национальные квалификации» Марина Борисова.
● О рассмотрении обращений о создании Совета по профессиональным квалификациям в области экологии. Докладчик – Федор Прокопов.
Новыми членами Национального совета, согласно Указу Президента РФ от 25 августа 2023 года №637, стали: директор Университета Банка России Андрей Афонин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин, ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров и генеральный директор Ассоциации «Национальное агентство контроля сварки» Андрей Прилуцкий.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Пресс-служба АНО НАРК
● проведение информационных мероприятий для специалистов образовательных организаций по реализации проекта ГИА-НОК;
● повышение квалификации преподавателей;
● корректировка образовательных программ в соответствии с содержанием профстандартов;
● отработка финансовой модели совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил ценность выполненной работы в рамках пилотного проекта ГИА-НОК и в своем выступлении раскрыл перспективные направления развития механизмов внешней оценки качества подготовки обучающихся.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Пышный также поддержал результаты пилотного проекта ГИА-НОК, отметив, что он реализуется Минобрнауки России, Рособрнадзором и Национальным агентством развития квалификаций в рамках выполнения пункта 4 е) перечня поручений Президента РФ от 28 марта 2020 года № Пр-589.
По вопросу о результатах рассмотрения предложений сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов выступила директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова.
«Общее в этих предложениях то, что система профстандартов должна быть более гибкой, с более четким объединением видов профессиональной деятельности. Эти изменения нужно проводить в связке с проходящей сейчас реформой в сфере высшего образования», – подчеркнула она.
Заместитель председателя Национального совета, руководитель Рабочей группы по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям Федор Прокопов отметил необходимость формирования целевой модели Национальной системы квалификаций (НСК), и развитием информационных систем, ориентированных на конечного потребителя.
Руководитель рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов отметил целесообразность распространения практики предоставления в вузах микростепеней в контексте обсуждающихся направлений развития НСК.
Руководитель Временной рабочей группы Национального совета по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего применение механизмов независимой оценки квалификации, председатель СПК в электроэнергетике Аркадий Замосковный сделал доклад о подготовленном рабочей группой пакете изменений в нормативные правовые акты.
Национальный совет, заслушав по данному вопросу также выступления Марины Масловой и заместителя председателя ФНПР Нины Кузьминой, принял решение направить разработанные проекты законодательных и нормативных правовых актов для рассмотрения в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Пышный сообщил, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам XXVI Петербургского международного экономического форум Минтруд России и Минобрнауки России разработали общие подходы к формированию национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования по характеристикам, отражающим уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы.
Заместитель директора Департамента госполитики в сфере СПО Минпросвещения России Маргарита Скворцова отметила, что в рейтинге организаций СПО предполагается учитывать также два дополнительных показателя: участие образовательной организации в чемпионатном движении и результаты государственной итоговой аттестации и демонстрационного экзамена. При этом планируется сформировать отраслевые рейтинги техникумов и колледжей, учитывая, что отрасли экономики значительно различаются по уровню средней заработной платы работников.
Директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Михаил Кирсанов также отметил целесообразность учета отраслевой и региональной специфики при формировании рейтинга образовательных организаций.
Проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин представил экспертную оценку возможных походов к формированию рейтингов образовательных организаций.
Национальный совет рекомендовал Минтруду России, Минобрнауки России и Минпросвещения России совместно с Национальным агентством развития квалификаций, советами по профессиональным квалификациям, экспертами образовательных организаций и объединениями работодателей рассмотреть вопрос о целесообразности формирования предметных (отраслевых) рейтингов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки.
Михаил Кирсанов также представил доклад об обеспечении формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период с учетом необходимости технологического развития экономики и реализации инвестиционных проектов, предусматривающего его ежегодную актуализацию с учетом изменения состояния рынка труда, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума.
Александр Шохин отметил необходимость вовлечь в работу по формированию прогноза кадровой потребности отраслей экономики советы по профессиональным квалификациям, для которых мониторинг рынка труда является одной из основных профильных задач.
Также Национальный совет заслушал следующие вопросы:
● Об утверждении состава Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 10-летию Национальной системы квалификаций, и предложениях по плану мероприятий, посвященных 10-летию НСК. С сообщением выступил Александр Шохин.
● О ходе деятельности Рабочей группы по введению в Российской Федерации профессиональных степеней. Заслушано выступления председателя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России Владимира Филиппова.
● О предложениях по созданию на основе базовой информационной системы Национальной системы квалификаций кроссдоменной государственной информационной системы с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». С докладом выступила президент АО «Национальные квалификации» Марина Борисова.
● О рассмотрении обращений о создании Совета по профессиональным квалификациям в области экологии. Докладчик – Федор Прокопов.
Новыми членами Национального совета, согласно Указу Президента РФ от 25 августа 2023 года №637, стали: директор Университета Банка России Андрей Афонин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин, ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров и генеральный директор Ассоциации «Национальное агентство контроля сварки» Андрей Прилуцкий.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Пресс-служба АНО НАРК