Россия имеет все необходимые ресурсы и навыки для создания сверхзвукового пассажирского самолёта II-го поколения. По оценкам экспертов, он может появиться уже к 2040 году. Общение с экспертами состоялось на площадке Московского авиационного института — участника Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» — в рамках Десятилетия науки и технологий и реализации национального проекта «Наука и университеты».
НЦМУ «Сверхзвук» — консорциум научных и образовательных организаций, инициатором и координатором которого является Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача, которая была поставлена перед российскими инженерами и учёными, — достижение качественно новых лётно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения за счёт решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полёта, а также обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований таких перевозок.
Как рассказал ректор МАИ Михаил Погосян, первый прототип нового сверхзвукового пассажирского самолёта может появиться в промежутке 2035–2040 годов. По его словам, технологически есть все возможности для создания такого аппарата, но решать будет рынок.
— Если мы говорим о бизнес-авиации, то потребность в таких самолётах составляет примерно 600 штук. Такого рода прорывные проекты появляются на фоне бурного развития экономики. Здесь больше ограничений связано не с технологиями. Самыми критическими частями являются: силовая установка самолёта, экономика полёта и расход топлива, — пояснил ректор МАИ.
Он также отметил, что проект «Сверхзвук» направлен на разработку фундаментальных основ проектирования сверхзвукового самолёта нового поколения. Например, полёт самолёта «Конкорд» на сверхзвуковой скорости был запрещен над сушей из-за слишком высокой силы звукового удара. Также остро встают экологические вопросы, связанные с эмиссией двигателей.
— Ключевой проблемой сверхзвуковых самолётов II-го поколения является их экономическая эффективность. В рамках НЦМУ создана большая команда, сейчас реализуется достаточно много проектов, и МАИ принимает в них активное участие, — добавил Михаил Погосян.
У России есть все необходимые компетенции и накопленный опыт для создания сверхзвуковых самолётов гражданского назначения. Такое мнение высказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачёв. По его словам, первыми пользователями таких судов будут частные лица, после чего технология будет масштабирована на авиакомпании.
— Более 50 лет назад был создан Ту-144, который в 1968 году совершил первый полёт. Это был первый сверхзвуковой пассажирский самолёт во всем мире. Сейчас технологии ушли вперёд, разрабатываются новые материалы, схемы, проектируются новые двигатели. Понятно, что о появлении полноценного сверхзвукового пассажирского самолёта в ближайшие годы речи не идёт. Сначала технология, на мой взгляд, пройдет апробацию на тех, для кого «время — деньги». Это будет частный и правительственные секторы, для которых максимально важно в короткие сроки добраться в нужную точку, — сказал он.
Позитивно на создание сверхзвукового самолёта смотрит и ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев.
— Сейчас у российских инженеров и конструкторов есть все необходимые ресурсы, возможности и финансирование для создания экономически выгодных моделей использования таких судов. Необходимо решить задачу технического обеспечения самолётов и грамотно рассчитать стоимость одного лётного часа на пассажира. Я думаю, что сначала технология пойдет в VIP-сегмент для бизнеса и государства. Потому что позволить себе такие перелёты «на старте» обычные граждане не смогут. Уже в дальнейшем, когда стоимость производства и обслуживания будет снижаться, сверхзвуковые перелёты будут доступны всем по приемлемой цене, — отметил эксперт.
Источник: пресс-служба МАИ
НЦМУ «Сверхзвук» — консорциум научных и образовательных организаций, инициатором и координатором которого является Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача, которая была поставлена перед российскими инженерами и учёными, — достижение качественно новых лётно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения за счёт решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полёта, а также обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований таких перевозок.
Как рассказал ректор МАИ Михаил Погосян, первый прототип нового сверхзвукового пассажирского самолёта может появиться в промежутке 2035–2040 годов. По его словам, технологически есть все возможности для создания такого аппарата, но решать будет рынок.
— Если мы говорим о бизнес-авиации, то потребность в таких самолётах составляет примерно 600 штук. Такого рода прорывные проекты появляются на фоне бурного развития экономики. Здесь больше ограничений связано не с технологиями. Самыми критическими частями являются: силовая установка самолёта, экономика полёта и расход топлива, — пояснил ректор МАИ.
Он также отметил, что проект «Сверхзвук» направлен на разработку фундаментальных основ проектирования сверхзвукового самолёта нового поколения. Например, полёт самолёта «Конкорд» на сверхзвуковой скорости был запрещен над сушей из-за слишком высокой силы звукового удара. Также остро встают экологические вопросы, связанные с эмиссией двигателей.
— Ключевой проблемой сверхзвуковых самолётов II-го поколения является их экономическая эффективность. В рамках НЦМУ создана большая команда, сейчас реализуется достаточно много проектов, и МАИ принимает в них активное участие, — добавил Михаил Погосян.
У России есть все необходимые компетенции и накопленный опыт для создания сверхзвуковых самолётов гражданского назначения. Такое мнение высказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачёв. По его словам, первыми пользователями таких судов будут частные лица, после чего технология будет масштабирована на авиакомпании.
— Более 50 лет назад был создан Ту-144, который в 1968 году совершил первый полёт. Это был первый сверхзвуковой пассажирский самолёт во всем мире. Сейчас технологии ушли вперёд, разрабатываются новые материалы, схемы, проектируются новые двигатели. Понятно, что о появлении полноценного сверхзвукового пассажирского самолёта в ближайшие годы речи не идёт. Сначала технология, на мой взгляд, пройдет апробацию на тех, для кого «время — деньги». Это будет частный и правительственные секторы, для которых максимально важно в короткие сроки добраться в нужную точку, — сказал он.
Позитивно на создание сверхзвукового самолёта смотрит и ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев.
— Сейчас у российских инженеров и конструкторов есть все необходимые ресурсы, возможности и финансирование для создания экономически выгодных моделей использования таких судов. Необходимо решить задачу технического обеспечения самолётов и грамотно рассчитать стоимость одного лётного часа на пассажира. Я думаю, что сначала технология пойдет в VIP-сегмент для бизнеса и государства. Потому что позволить себе такие перелёты «на старте» обычные граждане не смогут. Уже в дальнейшем, когда стоимость производства и обслуживания будет снижаться, сверхзвуковые перелёты будут доступны всем по приемлемой цене, — отметил эксперт.
Источник: пресс-служба МАИ