Новости

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) В.М.Чуйко и вице-президент АНАиВ С.П.Халютин посетили ПАО «ОДК-Кузнецов» в г. Самара.

20 июля 2023 года Президент Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ) Чуйко В. М. и вице-президент АНАиВ Халютин С. П. посетили ПАО «ОДК-Кузнецов» в г. Самара.

В рамках визита заместитель генерального директора - управляющий директор А. А. Соболев познакомил с новым Центром конструкторских разработок и перспективах научных исследований на предприятии, а также рассказал об истории создания авиационных двигателей в музее Н. Д. Кузнецова. Президент АНАиВ В. М. Чуйко сделал запись в книге почетных гостей музея.

После посещения новых корпусов серийного производства проведено совещание, на котором В. М. Чуйко доложил о современном состоянии авиационной отрасли, роли Академии наук авиации и воздухоплавания в научном сопровождении авиационных предприятий и взаимодействии с РАН по фундаментальным научным разработкам.

Президент АНАиВ В.М. Чуйко вручил диплом и удостоверение академика Соболеву А. А., который был избран на общем собрании научного отделения «Двигатели авиационные и их промышленное применение».
В 2022 году ПАО «ОДК-Кузнецов» отметил свой 110-летний юбилей.

2022 год – год 110-летия «наследников» первого в России авиамоторного завода «Гном» - двух современных предприятий ОДК-Кузнецов и производственного комплекса «Салют» ОДК.

Это очередной год развития отечественного ракетного, индустриального и авиационного двигателестроения, следующая ступень, на которую просто невозможно ступить без опоры на инженерные и производственные традиции, историю и наработки прежних лет.
Какой ОДК-Кузнецов в свои солидные 110 лет?

Он огромный и молодой, он набирает обороты. Здесь накоплены знания и традиции, которые придают работе особый смысл. Здесь работают продолжатели тех людей, которые стояли у истоков отечественного авиационного моторостроения, участвовали в первых трансатлантических перелетах легендарных летчиков, работали на грани человеческих возможностей в Великую Отечественную, а после развивали предприятие, которое дает российской космонавтике надежные двигатели, а авиации и газовой отрасли – мощные двигатели. Труд тысяч предшественников лежит в основе гордости и упорства заводчан, однако каждый день для предприятия – новый.

В Москве на Николаевской улице.

В 1912 году в Москве на Николаевской улице (сейчас ул. Ткацкая) на базе мастерских открылось небольшое предприятие по производству авиационных двигателей «Гном». Двигатели собирались полностью из ввозимых из Франции деталей и узлов. Предприятие росло и осваивало инновационную для своего времени продукцию, а в 1915 году два французских завода «Гном» и «Рон» слились в одно предприятие. Объединённый завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон».

После революции Обществу моторов «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В отличие от ранее производимых моторов, поршневые двигатели М-4 (в 200 л. с.) и М-5 (в 400 л. с.) на заводе «Икар» были построены исключительно силами российских инженеров-техников. В 1926 году был создан первый серийный отечественный поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2. В марте 1927 года заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В 1930-е годы здесь началось производство поршневых двигателей водяного охлаждения легендарного конструктора Александра Микулина. Это было время громких имен: выдающиеся лётчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Сергей Данилин в июне 1937 года первыми в мире проложили кратчайший путь из Москвы в Америку через Северный полюс, совершив на самолётах АНТ-25 с двигателями завода №24 АМ-34 два беспосадочных перелёта.

На самарской земле.

Великая Отечественная война разделила историю советских заводов на «до» и «после». История ОДК-Кузнецов на самарской земле, как и многих тыловых предприятий, началась с эвакуации.

Основной продукцией московского завода №24 имени М.В. Фрунзе в 1941 году были моторы АМ-35А и АМ-38 конструкции Александра Микулина. Также производились двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров.

Строительство новых корпусов на площадке завода №337, куда осенью 1941 г. был эвакуирован завод №24 им. М.В. Фрунзе. 1941 г.

В июле 1941 года Москва оказалась в зоне действия немецкой авиации. Чтобы продолжать бесперебойный выпуск двигателей для самолетов, 8 октября 1941 года Комитет Обороны СССР постановил эвакуировать завод №24 им. М.В. Фрунзе в город Куйбышев на территорию строящегося завода №337. Решения военного времени приводились в действие немедленно, и 9 октября стало первым днем эвакуации. В кратчайшие сроки нужно было снять с места огромный завод, перевезти оборудование за тысячу с лишним километров от Москвы на новую площадку, смонтировать и запустить производство.

Уже 14 октября 1941 года первый эшелон с рабочими завода вышел из Москвы по заводской железнодорожной ветке. Из-за нехватки вагонов даже рассматривался вариант отправки рабочих и служащих пешим ходом в Куйбышев через город Горький, сейчас Нижний Новгород.

Директор завода Михаил Сергеевич Жезлов был готов лично возглавить эту колонну: «фрунзенцы покажут новые образцы героизма и погрузят все оборудование, которое в ближайшее время на новом месте встанет на службу нашей авиации». Заводчане знали, что впереди сложное время - для работы предприятия в безопасном месте восточнее от Москвы, придется оставлять семьи, расстаться с привычной столичной жизнью и своим имуществом. Пеший переход в зимних условиях был отменён - руководству завода удалось получить некоторое количество вагонов для эвакуации рабочих, служащих, инженеров.

Часть заводчан отправили на речных баржах. Однако за Окой их застигли морозы – река застыла. Руководители завода, добиравшиеся до Куйбышева на автобусах, приняли решение вернуться за рабочими и служащими. Работников сняли с барж, после этого автобусы двинулись дальше, но начавшиеся бураны вынудили и эту колонну пересесть на поезд. Вместо обычных в ту пору двух-трех дней люди добирались до Куйбышева больше месяца.

В двадцатых числах октября один из головных эшелонов завода № 24 поздней ночью прибыл на станцию «Куйбышев».

Завершение строительства нового завода-дублера авиамоторного московского завода №24 – завода №337, была намечена только на 1 мая 1942 года. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Составы с оборудованием подавали прямо во двор завода, а люди, прибывавшие эшелонами, направлялись для оформления ордеров на жилье.

Заводчане сразу включались в работу. Работали по 12-14 часов, жертвуя сном и здоровьем. Квалифицированные рабочие овладевали новыми профессиями, помогая каменщикам и такелажникам. В кратчайшие сроки предстояло завершить строительство корпусов, обеспечить подключение электроэнергии, тепловых, водных и ливневых коммуникаций, построить дороги с твердым покрытием.

Эвакуированные в Куйбышев москвичи не предполагали, что для большинства из них этот город теперь станет местом постоянного проживания. В 1943 году вышло постановление о том, что оборонные и стратегические предприятия не будут возвращаться в Москву. А на площадке эвакуированного завода №24 в Москве в 1942 году начал работать завод №45, сейчас это производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации.

Именно москвичи сформировали в Куйбышеве ядро завода №24 на долгие годы, заложили традиции предприятия, а их трудовой подвиг остается верхней планкой возможностей рабочих коллективов.

За ударный труд в годы Великой Отечественной войны 3 912 заводчан были награждены правительственными наградами. Медаль «За оборону Москвы» вручена более чем 1 000 работников завода.

Директору завода Михаилу Жезлову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении завода №24 имени Фрунзе орденом Ленина «За образцовое выполнение задания Правительства по выпуску авиационных моторов для боевых самолетов» вышел в августе 1941 года. А в июле 1945 года – Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении завода №24 Наркомата авиационной промышленности орденом Красного Знамени «За образцовое выполнение заданий Правительства по производству моторов». В апреле 1946 года заводу №24 им. Фрунзе вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, присуждавшееся в годы Великой Отечественной войны победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 2015 году знамя было отреставрировано и заняло почетное место в музее предприятия ОДК-Кузнецов.

Читать полностью...
Новости Академии