14 апреля в ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» в формате «круглого стола» состоялось заседание Президиума Академии наук авиации и воздухоплавания.
35 лет назад поднялся в небо российский Ту-155 - первый в мире самолет на водороде. Ровно 35 лет назад прошел не просто очередной полет очередного самолета-лаборатории. Это был шаг человечества в "криогенную авиацию".
Ту-155 совершил свой первый полёт 15 апреля 1988 года. Самолёт пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Андреевич Севанькаев. В состав экипажа входили второй пилот Валерий Викторович Павлов, борт-инженер Анатолий Александрович Криулин, второй борт-инженер Юрий Михайлович Кремлев, ведущий инженер-испытатель Валерий Владимирович Архипов.
35 лет назад поднялся в небо российский Ту-155 - первый в мире самолет на водороде. Ровно 35 лет назад прошел не просто очередной полет очередного самолета-лаборатории. Это был шаг человечества в "криогенную авиацию".
Ту-155 совершил свой первый полёт 15 апреля 1988 года. Самолёт пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Андреевич Севанькаев. В состав экипажа входили второй пилот Валерий Викторович Павлов, борт-инженер Анатолий Александрович Криулин, второй борт-инженер Юрий Михайлович Кремлев, ведущий инженер-испытатель Валерий Владимирович Архипов.
Силовая установка самолёта могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе. Всего было выполнено более 100 полетов, из них 5 на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов. Тот первый полет заложил основы создания советской гиперзвуковой и космической авиации, он по праву считается первым в мире полетом на криогенном топливе. Американские специалисты отмечали, что «полеты советского самолета на жидком водороде являются в истории авиации такой же вехой, как и первый орбитальный полет спутника в 1957 году».
В середине 1980-х годов у специалистов ОАО «Туполев» появилась возможность создать самолет, работающий на сжиженном газовом топливе, в частности на водороде. Это почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество оксидов азота. По теплотворной способности водород втрое превосходит традиционный авиационный керосин.
С инициативой создания такого самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил сын Андрея Николаевича Туполева, в то время генеральный конструктор ОКБ Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.
В середине 1980-х годов у специалистов ОАО «Туполев» появилась возможность создать самолет, работающий на сжиженном газовом топливе, в частности на водороде. Это почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество оксидов азота. По теплотворной способности водород втрое превосходит традиционный авиационный керосин.
С инициативой создания такого самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил сын Андрея Николаевича Туполева, в то время генеральный конструктор ОКБ Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.
На базе пассажирского лайнера Ту-154 туполевцы построили летающую лабораторию Ту-155. Проектировщикам пришлось существенно изменить компоновку самолета и решить целый ряд сложнейших технических задач, поскольку водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю (273 °C ниже нуля). И это представляло очень серьезную проблему.
Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, созданным в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8–2 и работающим на жидководородном топливе. Двигатель мог работать и на сжиженном природном газе. Для подачи водорода вместо привычного насоса установили высоконапорный турбонасосный агрегат наподобие тех, что используются в ракетных двигателях.
В июне 1988 года программа летных испытаний на жидком водороде была выполнена полностью. После этого Ту-155 подвергся доработке для полетов с использованием сжиженного природного газа.
С вступительным словом выступил Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко.
Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, созданным в Самаре в двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова на базе серийного двигателя для Ту-154 НК-8–2 и работающим на жидководородном топливе. Двигатель мог работать и на сжиженном природном газе. Для подачи водорода вместо привычного насоса установили высоконапорный турбонасосный агрегат наподобие тех, что используются в ракетных двигателях.
В июне 1988 года программа летных испытаний на жидком водороде была выполнена полностью. После этого Ту-155 подвергся доработке для полетов с использованием сжиженного природного газа.
С вступительным словом выступил Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Михайлович Чуйко.
С докладами выступили:
- ведущий инженер самолета Ту-155, члена летного экипажа - Архипов Валерий Владимирович;
- ведущий инженер самолета Ту-155, члена летного экипажа - Архипов Валерий Владимирович;
- генеральный директор ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» - Козлов Андрей Львович;
- генеральный директор ГНЦ АО «ЛИИ им. М.М. Громова» - Пушкарский Евгений Юрьевич;
- доктор технических наук, профессор., Заслуженный деятель науки РФ, генерал-лейтенант - Кутахов Владимир Павлович;
- генеральный конструктор - директор ОКБ им. А. Люльки Филиала ПАО «ОДК-УМПО», член-корреспондент РАН - Марчуков Евгений Ювенальевич;
- представитель ФАУ «ЦАГИ» - Алексей Иванович Ляшенко;
- начальник отдела РД и криогенной техники ПАО «ОДК – Кузнецов» - Иванов Александр Иванович.
Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания, рассмотрев на заседании «круглого стола», проведенного в связи с 35-летием полета самолета Ту-155 с двигателем НК-88, вопросы истории создания и испытаний экспериментального самолета с турбореактивным двигателем, работающим на криогенных топливах, и перспективы развития в России авиации на водородном и других альтернативных топливах, констатирует:
- отечественные научные учреждения, опытные конструкторские бюро и серийные предприятия в период с 70-х по 90-е годы на базе опережающих исследований и инновационных разработок успешно создали и впервые в мире провели наземные и летные испытания пассажирского самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде на всех режимах полета самолета;
- была создана наземная криогенная инфраструктура, которая позволила провести многократные заправки самолета Ту-155 жидким водородом, наземные гонки двигателя НК-88 на жидком водороде, а также испытания и техническое обслуживание новых криогенных систем самолета и силовой установки;
- в промышленных предприятиях различных отраслей народного хозяйства СССР были созданы криогенные стенды и экспериментальные установки для проведения испытаний и доводок систем криогенных авиационных силовых установок и самолетных криогенных систем;
- на предприятиях и в научных учреждениях прошли обучение и подготовку специалисты различных инженерных и рабочих профессий в области авиационной криогеники;
- была экспериментально доказана принципиальная возможность безопасной работы с жидким водородом и другими криогенными топливами в реальных условиях наземной и летной эксплуатации пассажирского самолета;
- была разработана и успешно апробирована методология создания и испытаний летательных аппаратов с турбореактивными двигателями на криогенных топливах;
- в последние десятилетия ХХ столетия в Советском Союзе сложились предпосылки к переходу воздушного и других видов транспорта на экологически чистые, неограниченные источники энергии.
- отечественные научные учреждения, опытные конструкторские бюро и серийные предприятия в период с 70-х по 90-е годы на базе опережающих исследований и инновационных разработок успешно создали и впервые в мире провели наземные и летные испытания пассажирского самолета Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на жидком водороде на всех режимах полета самолета;
- была создана наземная криогенная инфраструктура, которая позволила провести многократные заправки самолета Ту-155 жидким водородом, наземные гонки двигателя НК-88 на жидком водороде, а также испытания и техническое обслуживание новых криогенных систем самолета и силовой установки;
- в промышленных предприятиях различных отраслей народного хозяйства СССР были созданы криогенные стенды и экспериментальные установки для проведения испытаний и доводок систем криогенных авиационных силовых установок и самолетных криогенных систем;
- на предприятиях и в научных учреждениях прошли обучение и подготовку специалисты различных инженерных и рабочих профессий в области авиационной криогеники;
- была экспериментально доказана принципиальная возможность безопасной работы с жидким водородом и другими криогенными топливами в реальных условиях наземной и летной эксплуатации пассажирского самолета;
- была разработана и успешно апробирована методология создания и испытаний летательных аппаратов с турбореактивными двигателями на криогенных топливах;
- в последние десятилетия ХХ столетия в Советском Союзе сложились предпосылки к переходу воздушного и других видов транспорта на экологически чистые, неограниченные источники энергии.
Участники «круглого стола» отметили, что одной из основных задач, стоящих перед авиастроением в ближайшее время, является декарбонизация авиации, так как, общий анализ ситуации ясно подчеркивает контуры приближающегося нового энергетического порядка в мире. Проблема перехода авиации на криогенное топливо в первой половине XXI века может быть успешно решена в нашей стране при использовании двух концептуальных проектов - эволюционного и революционного, принимая во внимание большой научный и практический заделы. Кроме того, в связи с изменением геополитической обстановки в мире еще острее назрела необходимость глубоких изменений технологических и экономических аспектов применения водорода и других криогенных топлив, как в авиации, так и в другой транспортной технике. Мы должны успеть вовремя, подготовиться к переходу человечества к экономике, основанной на альтернативных видах топлива.
Президиум Академии наук авиации и воздухоплавания рекомендует:
- организовать межотраслевую научно-практическую конференцию в 2023 году, посвященную тематике применения водородного и других криогенных топлив на транспорте в Российской Федерации;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть подготовленный при участии экспертов Академии проект программы, «Развитие криогенной авиационной, аэрокосмической и другой транспортной техники» в качестве национальной программы, имеющей первостепенное значение для обеспечения экономической, экологической и военной безопасности России.
- организовать межотраслевую научно-практическую конференцию в 2023 году, посвященную тематике применения водородного и других криогенных топлив на транспорте в Российской Федерации;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть подготовленный при участии экспертов Академии проект программы, «Развитие криогенной авиационной, аэрокосмической и другой транспортной техники» в качестве национальной программы, имеющей первостепенное значение для обеспечения экономической, экологической и военной безопасности России.
Источник: сектор информационных коммуникаций АНАиВ