Новости

НИИ ГВФ – вклад в Победу!

4 октября 2025 г. Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) отметит свой 95-летний юбилей. Одна из самых ярких страниц в славной истории Института – самоотверженный труд ученых, летчиков, инженеров техников и других специалистов в годы Великой Отечественной войны и их весомый вклад в Победу.
Авторы статьи:
Дмитрий Бобылев, генеральный директор ГосНИИ ГА, кандидат технических наук;
Василий Шапкин, научный руководитель ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор, академик Академии наук авиации и воздухоплавания, генеральный директор ГосНИИ ГА в 2006-2018 гг.;
Сергей Диогенов, советник генерального директора ГосНИИ ГА, кандидат военных наук.
К началу 1941 года гражданская авиация СССР представляла собой крупную, быстро развивающуюся отрасль, оснащенную новой авиационной техникой, с развитой сетью аэропортов, радиостанций, ремонтных баз, заводов и мастерских, научных учреждений, учебных заведений, строительных и проектных организаций. Только за десять предвоенных лет объем пассажирских перевозок в стране увеличился более чем в 30 раз, почты – в 125, а грузов – более чем в 350 раз. Парк гражданских воздушных судов и развитая инфраструктура гражданского воздушного флота того времени были серьезным мобилизационным резервом Красной армии и ее Военно-воздушных сил.

Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ, с 1964 г. – ГосНИИ ГА), как головной институт гражданской авиации, находился в авангарде ее развития и в полной мере соответствовал требованиям времени. Он располагал развитой лабораторной базой, имел летно-испытательную станцию, свой аэродром (Захарково) с ангарами и мастерскими, мотороиспытательную станцию, ряд под разделений для исследования агрегатов и прочности отдельных узлов самолетов и двигателей. Основные подразделения института тогда рас полагались в Москве в Тушино, а также на Красноармейской улице. Но самое главное – в нем работал большой коллектив ученых, инженеров, летчиков, техников, имевших уже определенный опыт и способных решать самые сложные и самые разные задачи в авиационной сфере. Коллектив института в то время возглавлял полковник-инженер Марк Давыдович Авербах.

Здание НИИ ГВФ в Покровском-Глебове, Волоколамское шоссе, 52

Война прервала размеренную жизнь института. Как и большинство предприятий страны НИИ ГВФ был перенацелен на работу в интересах фронта. Однако прежде чем приступить к работе в новых условиях, коллективу института пришлось пережить эвакуацию. Большинство подразделений института были эвакуированы в Казань, где они развернулись на базе Казанского авиационного института. Летно- испытательная станция перебазировалась в Тамбов.

Читать полностью...

Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
2025-05-04 12:30 Новости Академии