Успехи и высокий авторитет отечественного авиастроения – это в огромной степени заслуга легендарной династии Туполевых. Выдающийся конструктор, Алексей Андреевич много сделал для того, чтобы и в новом тысячелетии наша авиационная техника занимала передовые рубежи.
Сотни городов, соединённых авиалиниями, тысячи крылатых машин, поднявшихся в небо, миллионы пассажиров – всё это стало возможным, в том числе благодаря Алексею Андреевичу Туполеву – сыну «отца отечественной авиации» Андрея Николаевича Туполева. 20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского и российского авиаконструктора, всю свою жизнь посвятившего созданию летательных аппаратов.
Юность Туполева-младшего пришлась на суровые военные годы. Вместе с семьёй он был эвакуирован из столицы в Омск, где впоследствии окончил школу. По возвращении в Москву в 1943 году Алексей поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1949 году. Параллельно с учебой работал в конструкторском бюро отца, где дорос до должности ведущего конструктора. Первой «пробой пера» молодого специалиста стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
В первой половине 1957 года в ОКБ Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121. Численность сотрудников отдела «К» стремительно росла и к началу 1970-х годов достигла 750-780 человек, что превратило подразделение в центр инновационных разработок в области советской авиации.
По воспоминаниям современников, это был слаженный коллектив единомышленников Алексея Туполева, который, впервые став руководителем темы, быстро приобрел заслуженный авторитет не только в своем коллективе, но и на смежных предприятиях, а также, самое главное, – у руководства авиапрома и Министерства обороны страны.
«Преодолев многочисленные трудности в процессе проектирования, а также благодаря слаженным действиям специального испытательного подразделения под руководством Б.Н. Гроздова в ЖЛИ и ДБ и А.А. Туполева через год после получения задания успешно завершило заводские испытания нового комплекса дальней беспилотной разведки».
Наработки Ту-121 легли в основу беспилотного разведчика Ту-123 «Ястреб» (1964–1972 гг.), который совершал полеты на 3200 км со скоростью 2700 км/ч, вел аэрофотосъемку и радиоразведку, но из-за повреждений при посадке (парашют не гасил скорость) был условно многоразовым — повторно использовался только приборный отсек. Позже был создан улучшенный Ту-139 с безопасной посадкой за счет дополнительных тормозных двигателей и новой формы крыла, доказавший возможность многоразовых запусков. Оба аппарата стали ступенью к более совершенным беспилотникам, заложив основы советской разведывательной авиации. И именно Алексей Андреевич стоял у истоков отечественного беспилотия.
Истинным авиационным шедевром стал сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В тот период Туполев-младший занимал должность главного конструктора этого лайнера.
Президент России Владимир Путин
Сотни городов, соединённых авиалиниями, тысячи крылатых машин, поднявшихся в небо, миллионы пассажиров – всё это стало возможным, в том числе благодаря Алексею Андреевичу Туполеву – сыну «отца отечественной авиации» Андрея Николаевича Туполева. 20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского и российского авиаконструктора, всю свою жизнь посвятившего созданию летательных аппаратов.
Юность Туполева-младшего пришлась на суровые военные годы. Вместе с семьёй он был эвакуирован из столицы в Омск, где впоследствии окончил школу. По возвращении в Москву в 1943 году Алексей поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1949 году. Параллельно с учебой работал в конструкторском бюро отца, где дорос до должности ведущего конструктора. Первой «пробой пера» молодого специалиста стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
В первой половине 1957 года в ОКБ Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121. Численность сотрудников отдела «К» стремительно росла и к началу 1970-х годов достигла 750-780 человек, что превратило подразделение в центр инновационных разработок в области советской авиации.
По воспоминаниям современников, это был слаженный коллектив единомышленников Алексея Туполева, который, впервые став руководителем темы, быстро приобрел заслуженный авторитет не только в своем коллективе, но и на смежных предприятиях, а также, самое главное, – у руководства авиапрома и Министерства обороны страны.
«Преодолев многочисленные трудности в процессе проектирования, а также благодаря слаженным действиям специального испытательного подразделения под руководством Б.Н. Гроздова в ЖЛИ и ДБ и А.А. Туполева через год после получения задания успешно завершило заводские испытания нового комплекса дальней беспилотной разведки».
Из книги «Туполев»: Полёт в будущее».
Авторы: Г.А. Черемухин, Е.И. Гордон, В.Г. Ригмант
Наработки Ту-121 легли в основу беспилотного разведчика Ту-123 «Ястреб» (1964–1972 гг.), который совершал полеты на 3200 км со скоростью 2700 км/ч, вел аэрофотосъемку и радиоразведку, но из-за повреждений при посадке (парашют не гасил скорость) был условно многоразовым — повторно использовался только приборный отсек. Позже был создан улучшенный Ту-139 с безопасной посадкой за счет дополнительных тормозных двигателей и новой формы крыла, доказавший возможность многоразовых запусков. Оба аппарата стали ступенью к более совершенным беспилотникам, заложив основы советской разведывательной авиации. И именно Алексей Андреевич стоял у истоков отечественного беспилотия.
Истинным авиационным шедевром стал сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В тот период Туполев-младший занимал должность главного конструктора этого лайнера.

Алексей Андреевич и Андрей Николаевич Туполевы с макетом самолета Ту-144

А.А. Туполев представляет проект самолета Ту-144
Свой первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, навсегда вписав эту дату в историю мировой авиации как день первого в мире полета сверхзвукового транспортного самолета. Примечательно, что это произошло на два месяца раньше аналогичного полета британо-французского сверхзвукового лайнера «Конкорд». А уже 5 июня 1969 года Ту-144 вновь вошел в историю, впервые в мировой транспортной авиации преодолев звуковой барьер.
«Слишком необычен самолет, у него нет прототипов в военной, а тем более в гражданской авиации. Всё, вплоть до пневматиков шасси, которые, как правило, выбираются по каталогам готовых изделий, создавалось заново», – говорил Алексей Туполев о Ту-144.
Огромное количество предприятий и организаций авиационной промышленности, а также смежных отраслей участвовали в создании стратегического ракетоносца Ту-160. Благодаря организаторскому и инженерному таланту Алексея Андреевича, конструкторскому бюро удалось объединить усилия тысяч специалистов для разработки самолета, уникального по своей компоновке, конструкции и примененным технологическим решениям.
Из воспоминаний генерал-полковника СССР В.В. Решетникова, принимавшего участие в научно-техническом совете, на котором был представлен аванпроект будущего легендарного сверхзвукового «стратега»:
«Всматриваясь в развешенные на стенде плакаты, я с удивлением узнал на них знакомые черты самолета Ту-144. Неужто тот самый? Своими техническими и летными характеристиками он недотягивал до заданных, грешил невысоким уровнем надежности, был неэкономичен и сложен в эксплуатации. <…> Спустя минут пять, а может, десять, я поднялся и, прервав доклад, сообщил, что дальше мы рассматривать предлагаемый проект не намерены, поскольку спроектированный в свое время для нужд «Аэрофлота» пассажирский самолет даже в новом облике не сможет избавиться от присущих свойств, совершенно излишних в боевом варианте, и вместе с тем не сумеет воплотить в себе заданные требования для стратегического бомбардировщика. Алексей Андреевич, видимо, был готов к такому обороту дела. Ни словом не возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за «загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова».
На Алексея Андреевича, по мнению В.В. Решетникова, тогда надавил министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, который хотел дать еще одну жизнь Ту-144, но уже в военном варианте. С поставленной задачей по созданию сверхзвукового бомбардировщика возглавляемое Алексеем Андреевичем КБ справилось превосходно, представив новый аванпроект, который и лег в основу легендарного «Белого лебедя». Страна увидела самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Ту-160 до сих пор является непревзойденным образцом инженерной мысли, а его глубоко модернизированный вариант Ту-160М является неотъемлемой частью ядерной триады России.
«Слишком необычен самолет, у него нет прототипов в военной, а тем более в гражданской авиации. Всё, вплоть до пневматиков шасси, которые, как правило, выбираются по каталогам готовых изделий, создавалось заново», – говорил Алексей Туполев о Ту-144.
Огромное количество предприятий и организаций авиационной промышленности, а также смежных отраслей участвовали в создании стратегического ракетоносца Ту-160. Благодаря организаторскому и инженерному таланту Алексея Андреевича, конструкторскому бюро удалось объединить усилия тысяч специалистов для разработки самолета, уникального по своей компоновке, конструкции и примененным технологическим решениям.
Из воспоминаний генерал-полковника СССР В.В. Решетникова, принимавшего участие в научно-техническом совете, на котором был представлен аванпроект будущего легендарного сверхзвукового «стратега»:
«Всматриваясь в развешенные на стенде плакаты, я с удивлением узнал на них знакомые черты самолета Ту-144. Неужто тот самый? Своими техническими и летными характеристиками он недотягивал до заданных, грешил невысоким уровнем надежности, был неэкономичен и сложен в эксплуатации. <…> Спустя минут пять, а может, десять, я поднялся и, прервав доклад, сообщил, что дальше мы рассматривать предлагаемый проект не намерены, поскольку спроектированный в свое время для нужд «Аэрофлота» пассажирский самолет даже в новом облике не сможет избавиться от присущих свойств, совершенно излишних в боевом варианте, и вместе с тем не сумеет воплотить в себе заданные требования для стратегического бомбардировщика. Алексей Андреевич, видимо, был готов к такому обороту дела. Ни словом не возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за «загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова».
На Алексея Андреевича, по мнению В.В. Решетникова, тогда надавил министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, который хотел дать еще одну жизнь Ту-144, но уже в военном варианте. С поставленной задачей по созданию сверхзвукового бомбардировщика возглавляемое Алексеем Андреевичем КБ справилось превосходно, представив новый аванпроект, который и лег в основу легендарного «Белого лебедя». Страна увидела самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Ту-160 до сих пор является непревзойденным образцом инженерной мысли, а его глубоко модернизированный вариант Ту-160М является неотъемлемой частью ядерной триады России.

Главный конструктор А.А. Туполев беседует в салоне опытной машины Ту-144 с летчиками-испытателями самолета
Деятельность Алексея Андреевича и его вклад в развитие авиационной отрасли простираются далеко за рамки упомянутых машин. Он принимал участие в создании и совершенствовании ряда образцов летательных аппаратов, в том числе и космических, внес неоценимый вклад как в укрепление оборонного потенциала страны, так и в прогресс гражданского воздушного флота.
Жизнь авиаконструктора оборвалась 12 мая 2001 года, но его наследие продолжает жить. Сегодня АО «Туполев» продолжает дело двух лидеров отечественного самолетостроения – Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых. Предприятие сохраняет традиции отечественной авиационной школы, выпуская и обслуживая: межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М, турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, пассажирский самолет Ту-214. Эти самолеты продолжают нести службу, подтверждая непреходящую ценность конструкторских решений, заложенных их создателями.
Алексей Андреевич Туполев – выдающийся советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор 51 изобретения РФ и пяти международных патентов. У руля фирмы он находился 19 лет (с 1973 по 1992 годы). Был удостоен ордена «Знак Почета» (1957), ордена Трудового Красного Знамени (1966), золотой медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (1972), ордена Болгарской Народной Республики I степени (1986).
Автор: Глухов Даниил
Фото из архива музея АО «Туполев»
Жизнь авиаконструктора оборвалась 12 мая 2001 года, но его наследие продолжает жить. Сегодня АО «Туполев» продолжает дело двух лидеров отечественного самолетостроения – Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых. Предприятие сохраняет традиции отечественной авиационной школы, выпуская и обслуживая: межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М, турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, пассажирский самолет Ту-214. Эти самолеты продолжают нести службу, подтверждая непреходящую ценность конструкторских решений, заложенных их создателями.
Алексей Андреевич Туполев – выдающийся советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор 51 изобретения РФ и пяти международных патентов. У руля фирмы он находился 19 лет (с 1973 по 1992 годы). Был удостоен ордена «Знак Почета» (1957), ордена Трудового Красного Знамени (1966), золотой медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (1972), ордена Болгарской Народной Республики I степени (1986).
Автор: Глухов Даниил
Фото из архива музея АО «Туполев»