Новости 2025

35 лет со дня первого полёта истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (в серии Су-34). Экипаж А.А.Иванова (1990 г.).

Примечание:
Рубрика "История отечественной авиации" выходит в Национальном авиационном журнале "Крылья Родины" (генеральный информационный партнёр Академии наук авиации и воздухоплавания) при поддержке Центрального музея Военно-воздушных сил. Очередное заседание Президиума АНАиВ, запланированное на сентябрь, пройдёт в Центральном музее Военно-воздушных сил в п. Монино.

Автор:
Андрей Богданович Пидгайный, старший научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил
Су-34 является одним из самых передовых и универсальных боевых самолётов в мире. Его многофункциональность, высокие боевые характеристики и мощные системы обороны делают его незаменимым в условиях современных военных конфликтов. Конструкторы смогли объединить в этой машине такие противоречивые качества, как высокую скорость и маневренность с большой боевой нагрузкой и боевым радиусом. Самолёт вобрал в себя характеристики многих предшествовавших ему и стоящих сегодня на вооружении машин. Такой подход сделал Су-34 многофункциональным самолётом, способным самостоятельно выполнять очень широкий спектр задач по наземным, морским и воздушным целям.

20 марта 2014 года Су-34 стал первым боевым самолётом, официально принятым на вооружение в постсоветской России. От своего предшественника - самолёта с изменяемой геометрией крыла Су-24 - новый Су-34 отличается кардинально. При этом перегоночная дальность у «тридцать четвёртого» с использованием подвесных топливных баков оказалась существенно выше, чем у «двадцать четвёртого» - 4500 км против 3055 км без дозаправки в полёте. С дозаправкой Су-34 преодолевает более 7000 км. Постоянные модернизации бортового РЭО и расширение средств поражения позволят Су-34 долгое время оставаться в строю и эффективно выполнять задачи, стоящие перед истребителями-бомбардировщиками [1-4].

История создания

Идея создания ударной версии самолёта на базе Су-27 появилась еще 1980 г. В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация двухместного учебно-боевого самолёта Су-27УБ, сохраняющая практически без изменения конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности. Летчика и штурмана-оператора предполагалось разместить рядом, вместо прежней схемы «тандем». Это позволяло облегчить взаимодействие членов экипажа, избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления и обеспечить экипажу приемлемые эргономические и санитарные нормы.

Главным конструктором двухместного истребителя-бомбардировщика с первоначальным обозначением Су-27ИБ (заводской шифр самолёта Т-10В) был назначен Р.Г. Мартиросов, общее руководство возглавил Генеральный конструктор ОКБ Сухого М.П. Симонов.

Роллан Гургенович Мартиросов (1935–2020), Герой Труда РФ (2017)

Схема с передним горизонтальным оперением (ПГО) улучшила маневренность и обеспечила более устойчивый полет на любых скоростях. В расширенной носовой части появилась возможность установить более мощный радиолокатор. Именно за эту часть фюзеляжа, за узнаваемый плоский и широкий нос Су-34 получил прозвище «утенок».

Проектирование и доработка одного из серийных Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 были завершены, в основном, к 1990 г. Машина с бортовым номером 42 представляла собой серийную «спарку», у которой штатная головная часть фюзеляжа была заменена новой двухместной кабиной и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла и другими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика с использованием перспективных образцов вооружения и внедрением новых технологий, разработанных для самолётов пятого поколения. Заданная дальность полёта обеспечивалась системой дозаправки топливом в воздухе.

Первый полет опытной машины, которую пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов, состоялся 13.04.1990 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова. В дальнейшем на этой-же машине проходили всесторонние испытания самолёта с новой головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования.

Анатолий Александрович Иванов (1942–2000)

Анатолий Александрович Иванов — Герой Российской Федерации (16.04.1997), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1984), полковник. Родился 20 апреля 1942 года в городе в Сталинабад (ныне г.Душанбе, Таджикистан). Русский. Детство и юность провёл в с. Петропавловка Воронежской обл. В армии с августа 1959 г. В 1960 г. окончил 26-е ВАУПОЛ (г.Актюбинск), в 1964 — Качинское ВВАУЛ. В 1964-1970 — лётчик-инструктор Качинского ВВАУЛ.

С декабря 1970 по август 1979 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1-е Управление, СЛИ ИА). Участвовал в Государственных испытаниях МиГ-21бис, МиГ-27, Су-24, Су-25, МиГ-25П, МиГ-25РБ; в отработке пусков ракет с Ту-128. С августа 1979 — в запасе. С августа 1979 по январь 1996 — лётчик-испытатель ОКБ им. П.О. Сухого. Поднял в небо и провёл испытания Су-24МР (8.07.1980), Т10-9 (17.06.1981), Т10-10 (25.11.1982), Су-25УБ (10.08.1985), Су-25УБ/2 (27.12.1985), головного Су-25УБ Улан-Удэнского авиазавода (28.04.1986), Су-25УГ (6.08.1987), Т10М-2 (18.01.1989), Т-10В (Су-27ИБ) (13.04.1990), Су-25ТМ (4.02.1991), Су-27М (4.10.1991). Провёл испытания Су-27У на прочность (1985), Су-27УБ на штопор (1991), Су-24МР на пилотаж (1994). Участник боевых действий в Афганистане: в апреле-июне 1980 - лётчик авиагруппы «Ромб». Совершил 23 боевых вылета на Су-25. С 1997 - заместитель начальника лётной службы ОКБ имени П.О. Сухого. В общей сложности освоил и испытал 89 типов самолётов.

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1997 г. за «мужество и героизм, проявленные при испытании специальной авиационной техники» Анатолий Иванов был удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Награждён орденами Ленина (3.11.1988), Трудового Красного Знамени (17.12.1982), Красной Звезды (8.07.1976), медалями. Жил в г.Жуковский Московской обл. Умер 27 августа 2000 г. Похоронен в г.Жуковском, на Быковском кладбище [5].
Для серийного производства нового самолёта было избрано НАПО им. В.П. Чкалова, известное ранее как завод №153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ). Первый самолёт был построен в конце осени 1993 г., а 18 декабря летчики-испытатели И.В. Вотинцев и Е.Г. Ревунов подняли его в первый полёт в сопровождении бомбардировщика Су-24 с экипажем в составе летчиков-испытателей Е.Н. Рудакаса и А.И. Гайворонского.

В 1995 г. перекрашенный Су-34 с бортовым номером 45 был представлен на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) под названием Su-32FN (Fighter Navy - морской истребитель). Это было третье наименование одного и того же самолёта (Заказчик по-прежнему именовал его Су-27ИБ, фирма-разработчик – Су-34, за рубежом - Су-32, на заводе изготовителе - Т-10В).

3 августа 1995 г. лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет, поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В августе 1999 г. были превышены ещё три мировых достижения, каких реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда — лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45000 кг достигли высоты 16150 м с полезной нагрузкой 2200 кг. Всего в 1999 г. на самолёте установили 8 мировых рекордов.

Первый этап ГСИ завершился 30.10.2006 г. с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ был завершён 19.09.2011 г. До 22.12.2011 г. на воронежскую авиабазу прибыло 6 новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС РФ, получившей на вооружение эти машины.

В марте 2014-го Су-34 наконец-то был принят на вооружение ВВС РФ. До 2015 г. предполагалось закупить 70 самолётов Су-34, а всего ВВС РФ планировали приобрести 120 самолётов Су-34 (5 эскадрилий).

В лётных частях Су-34 стали называть «Боевой селезень». В НАТО Су-34 обзавёлся официальным тактическим обозначением Fullback - «Защитник». Неофициально же машину за её внешний вид и грозные боевые качества на Западе стали именовать Неllduck - «Адская утка». По данным бюллетеня The Military Balance, к январю 2023-го в составе ВКС РФ могло находиться свыше сотни Су-34 и до 7 ед. Су-34М. При этом количество «Боевых селезней» в модернизированном варианте продолжало непрерывно расти — с начала 2023 г. пресс-служба ОАК минимум дважды сообщала о передаче ВВС РФ очередной партии Су-34М.

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного Су-34 составляет около 1 миллиарда руб [1-4].

Назначение

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для активного прорыва современных воздушных и наземных компонентов системы ПВО противника, нанесения мощных и высокоточных ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям в глубине обороны противника, в том числе малоразмерным и сильнозащищённым при применении противником средств РЭП и огневом противодействии ПВО, днём и ночью, в любых метеоусловиях. Наличие совершенного радиоэлектронного оборудования и управляемого ракетного оружия класса "воздух-воздух", а также высокие летные и маневренные характеристики позволяют использовать его как истребитель для ведения воздушного боя. Поэтому он может рассматриваться как многоцелевой самолёт, а в качестве единственного зарубежного аналога может выступать американский тактический истребитель F-15E, принятый на вооружение ВВС США в 1988 г.

Су-34. Вид снизу

Фюзеляж

Головная часть фюзеляжа начинается штангой основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования, а на опытных экземплярах, дополнительно, датчиками углов атаки и скольжения; далее следует эллиптический радиопрозрачный обтекатель бортовой РЛС, за ним оборудована кабина экипажа и ниша для передней опоры шасси. Для защиты экипажа от пуль и снарядов кабина экипажа выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде титановой броневой капсулы, конструкция которой ранее была отработана до совершенства на штурмовике Су-25. Общая масса конструктивной защиты составляет почти 1500 кг. В бронированной капсуле лётчик и штурман-оператор размещаются рядом. Вход в неё осуществляется через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Кабина позволяет лётчику или штурману встать в ней в полный рост. В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь, термос, аптечка. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски. Головная часть фюзеляжа заканчивается закабинным отсеком, в котором размещён основной объем РЭО с доступом к нему через нишу передней опоры шасси и ящик с боекомплектом пушки.

По сравнению с базовым самолётом Су-34 потяжелел более чем 15000 кг. Максимальная взлетная масса выросла до 45000 кг, а максимальная боевая нагрузка составила 8500 кг. При этом Су-34 демонстрирует манёвренные характеристики, приближающиеся к возможностям одноместного Су-27. Это было достигнуто за счёт применения аэродинамической схемы «неустойчивый интегральный триплан» с тщательно подобранными геометрией корневого наплыва крыла и параметрами управляемого цельноповоротного переднего горизонтального оперения (ПГО). Реализованная конфигурация позволила получить высокие аэродинамические характеристики и достичь за счёт уменьшения сопротивления при маневрировании выигрыша, эквивалентного приращению тяговооруженности на величину до 25%.

Для аварийного покидания машины во всем диапазоне высот и скоростей полёта, включая движение по аэродрому и на стоянке, самолёт оснащён унифицированными катапультными креслами К-36ДМ. Катапультирование осуществляется вверх через проёмы двух сбрасываемых створок фонаря. Каждый член экипажа имеет НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, запасом продуктов, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов (ВКК) или высотных морских спасательных комплектов (ВМСК), защитных шлемов (ЗШ), комплекта кислородного оборудования (ККО), боеприпасов и стрелкового оружия (при необходимости).

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. В центральной балке размещены задний топливный бак, отсек контейнера с тормозными парашютами и отсек РЭО. Заканчивается центральная балка выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра с антеннами РЭО [1-4].

Су-34. Хвостовая часть фюзеляжа [6]

Крыло и оперение

Крыло самолёта состоит из центроплана и отъёмных консолей. Угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, удлинение - 3,5, сужение - 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами с углом отклонения от +35 до -20 град., выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционным поворотным носком (угол отклонения 30 градусов). Выпуск флаперонов и отклонение носка производятся на взлетно-посадочных режимах и при маневрировании. В консолях крыла кессонной схемы оборудованы топливные баки-отсеки. На каждой консоли имеются узлы установки четырёх пилонов, в т.ч. один на торце крыла, для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия (РЭП).

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Консоли трапециевидной формы с углом стреловидности по передней кромке 45 градусов, размахом 9,8 м и площадью 12,2 м. Стабилизатор может отклоняться в пределах от +15 до -20 градусов. Управление по крену может происходить путём дифференциального отклонения половин горизонтального оперения с “ножницами” в 10 градусов.

Вертикальное оперение — двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40 градусов), площадью 15,4 м. Каждый киль оснащен рулем направления, площадь двух рулей 3,5 м, углы отклонения – 25 градусов. в каждую сторону. В верхней части килей под радиопрозрачными обтекателями размещены антенны РЭО.

Переднее горизонтальное оперение (ПГО) установлено в торце наплыва крыла и состоит из двух цельноповоротных консолей (размах 6,4 м, площадь около 3 м) с углом стреловидности по передней кромке консолей 53,5 градусов.

Сборка Су-34 на заводе [6]

Шасси

Шасси самолёта трёхопорное, убираемое в полёте. На передней опоре полурычажного типа установлена спарка колёс КН-27, на основных телескопических – двухколёсные тележки с размещением колес КТ-206 по схеме «тандем». Основные опоры шасси убираются вперед по полёту в ниши центроплана с разворотом тележек. Передняя опора шасси убирается назад в отсек под кабиной экипажа. База шасси составляет 6,6 м, колея - 4,4 м.

Силовая установка

Силовая установка самолёта включает два двухконтурных турбореактивных двигателя (ДТРД) АЛ-31Ф с форсажными камерами или их модификации АЛ-31ФМ, АЛ-35Ф с тягой от 12800 до 14000 кгс.Разработанный для Су-27, этот двухконтурный двигатель до сих пор считается одним из лучших в мире для фронтовой авиации. Производством АЛ-31Ф занимается ОДК-УМПО − уфимское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.

Важный момент — серийный Су-34 получил вспомогательную силовую установку ТА14-130-55, обеспечивающую запуск двигателей машины без применения аэродромного оборудования. Этот бонус оказался прямо-таки бесценным при оперативном развёртывании «тридцать четвёртых» на передовых аэродромах, часто лишённых развитой инфраструктуры.

Двигатели размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолёта на расстоянии друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимовлияние и позволяет подвешивать на пилонах между ними различное вооружение и контейнеры с оборудованием.

Двигатель АЛ-31Ф [6]

Воздухозаборники выполнены с фиксированной геометрией. Это позволило упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку тележек основных опор шасси с тандемным расположением колёс. Регулирование расхода воздуха обеспечивается с помощью щели перепуска воздуха и створок дополнительной подпитки и перепуска воздуха.

Топливная система самолёта включает четыре бака увеличенного объема (три - в фюзеляже и центроплане, один - в консолях крыла, разделённый на левую и правую половины), насосы подкачки (перекачки) топлива и топливоизмерительную аппаратуру. Возможна установка трёх сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л. Для дозаправки топливом в полёте имеется выпускаемая штанга-топливоприемник в головной части фюзеляжа с двумя фарами ночной заправки. Дозаправка осуществляется от оборудованных самолётов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М.

Лабиринты топливной системы Су-34 [6]

Системы

На Су-34 имеется цифровая многоканальная ЭДСУ, которая в автоматическом режиме управляет адаптивным по значению угла атаки и перегрузки отклонением механизации крыла и ПГО.

Система активной безопасности автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землёй при маловысотном полёте. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Данная система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта (ИИ), автоматически контролирует физическое состояние и действия экипажа, работу бортового оборудования и остаток топлива.

Самолёт оборудован независимыми гидросистемами закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Они используются для выпуска и уборки шасси, торможения колёс, работы ЭДСУ, питания приводов (бустеров) органов управления, гидроцилиндров механизации крыла, выпуска и уборки защитных сеток воздухозаборников.

Воздушная система используется в качестве аварийной для выпуска шасси, для наддува кабины и блоков оборудования и др.

Система электрооборудования обеспечивает питание оборудование самолёта постоянным и переменным током и включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного напряжения и аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения [1-4].

Специальное бортовое оборудование

На Су-34 применён новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) пятого поколения, который имеет раздельно-интегральную архитектуру. Информационные системы выполнены как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки БЦВМ и процессоры, объединённые мультиплексными шинами передачи данных. Все составляющие комплекса управляются сдвоенной центральной вычислительной системой, которая обеспечивает полную координацию работы, обмен данными, представление информации и интеллектуальную помощь экипажу самолёта во всём диапазоне условий боевого применения.

В составе обзорно-прицельного оборудования может быть многорежимная помехоустойчивая РЛС с ФАР переднего обзора «Багет», которая позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременно на проходе сопровождение нескольких воздушных целей, и оптико-электронная прицельная система (ОЭПС) с лазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания (НСЦУ), а также локатор заднего обзора. РЛС также решает задачи картографирования местности и маловысотного полёта с облётом и обходом наземных препятствий. РЛС имеет дальность обнаружения воздушных целей до 250 км, а наземных — до 200 км. Она позволяет Су-34 эффективно работать в любых метеоусловиях и в любое время суток.

Часть аппаратуры может быть размещена в сменных подвесных контейнерах. Для отображения информации от систем прицельно-навигационного комплекса может использоваться индикатор на лобовом стекле и многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах на приборной доске кабины. На Су-34, по согласованию с Заказчиком, может быть реализована система управления комплексом БРЭО без снятия рук с органов управления самолётом и двигателем.

Пилотажно-навигационное оборудование может включать систему воздушных сигналов (СВС), систему автоматического управления (САУ), инерциальную навигационную систему (ИНС) на лазерных гироскопах, доплеровский измеритель скорости и углов сноса (ДИСС), систему спутниковой навигации, радиотехнические системы ближней (РСБН) и дальней навигации (РСДН), маркерный приемник (МРМ), самолётный ответчик (СО) и другую аппаратуру.

В составе бортового комплекса обороны (БКО) могут быть станции радиотехнической разведки и активных помех, теплопеленгатор обнаружения пуска ракет по их тепловому излучению, устройства выброса пассивных помех – ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

Для управления бортовым оборудованием может быть установлено 5-7 цифровых вычислительных машин.

Комплекс БРЭО с раздельно-интегральной архитектурой позволяет легко изменять его конфигурацию, наращивать или сокращать состав информационных систем по требованиям Заказчиков, заменять отдельные системы на более совершенные.

При проектировании машины особое внимание было уделено эргономике кабины с целью поддержания высокой работоспособности на всём протяжении многочасовых полётов (до 10 ч) с дозаправками в воздухе [1-4].

Кабина экипажа Су-34

Вооружение

Су-34 создан для поддержки наземных войск, поражения наземных, надводных и воздушных целей и нанесения бомбово-штурмовых ударов в оперативной и тактической глубине обороны в любое время суток, при любых метеоусловиях. Для этого у него есть самое разнообразное вооружение: от пушки ГШ-301 и свободно падающих авиабомб до корректируемых авиабомб и высокоточных самонаводящихся ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование позволяют поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника. Су-34 имеет систему вооружения на 12 узлах подвески, обеспечивающую при автономных и групповых действиях поражение практически любых воздушных, наземных и морских целей.

Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в т.ч. один на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП.

В наплывах крыла размещено РЭО, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной автоматической пушки ГШ-301 с темпом стрельбы 1500 – 1800 выстр./мин. и боезапасом в 180 снарядов. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.

Взлёт Су-34

Самолёт может нести:

· до 6 УР класса «воздух-воздух» типа Р-27Р, Р-27Т (ЭР, ЭТ), Р-73 различных модификаций с пассивными ТГС, полуактивными и активными РГС или до 6 ракет РВВ-АЕ. Типовой вариант вооружения самолёта – шесть УР типа Р-27 или РВВ-АЕ и четыре УР Р-73;

· до 6 УР класса «воздух-поверхность» типа С-25Л, Х-25МЛ, Х-29Т и Х-29Л;

· до 2 УР класса «воздух-поверхность» типа Х-59М (МЭ);

· до 6 УР класса «воздух-поверхность» типа С-25Л, Х-25МЛ, Х-29Т и Х-29Л;

· до 6 противорадиолокационных УР Х-31П или противокорабельных Х-31А;

· до 6 противокорабельных УР Х-35;

· одну противокорабельную УР 3М-80М «Москит»;

· до трёх противокорабельных УР ASM-MS;

· до трёх корректируемых авиационных бомб калибра 1500 кг с различными системами наведения;

· до шести корректируемых авиационных бомб калибра 500 кг с различными системами наведения;

· неуправляемое вооружение общей массой до 8000 кг.

В его состав могут входить:

· 16 бомб ФАБ-500М-54 или 14 бомб ФАБ-500М-62;

· 14 зажигательных баков ЗБ-500;

· 34 бомбы ФАБ-250М-54 (на однозамковых или многозамковых балочных держателях);

· 48 ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях);

· 8 контейнеров КМГУ-2;

· неуправляемые авиационные ракеты (НАР):

· С-8 в 20-ствольных блоках Б-8М (120 НАР в шести блоках Б-8М1);

· С-13 в 5-ствольных блоках (30 НАР в шести блоках Б-13Л);

· шесть С-25 в одноразовых пусковых устройствах О-25.

Максимальная масса боевой нагрузки самолёта достигает 8000 кг. Самолёт имеет значительный потенциал модернизации.

Помимо бомбардировочной модификации ведутся работы по созданию Су-34 в варианте самолёта-разведчика и самолёта РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Рассматривался вариант создания Су-34, предназначенного для борьбы с кораблями и подводными лодками. Предварительно проработано (1995-97 гг.) размещение в хвостовом обтекателе средств поиска подводных лодок - магнитометров и гидроакустических буёв и возможность подвески противокорабельных ракет типа "Москит". Впервые этот вариант был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-97 в г. Жуковский. Также разработаны экспортные модификации: Су-32ФН (морской патрульно-ударный самолёт) и Су-32МФ (многофункциональный фронтовой самолёт) [1-4].

В целом Су-34 без учёта двигателей - содержит 57 тысяч деталей. В сборке машины на заводе задействовано более 6000 рабочих и инженеров [6].

Применение Су-34 УР по наземной цели

Поставки

Согласно информации из отрытых источников, первый серийный самолет взлетел в декабре 1993 г. Затем темпы были снижены, и первый этап испытаний завершился только в 2006-м г. 15.12.2006 г. в состав ВВС России были переданы первые 2 Су-34. Самолёт с бортовым номером «01» поступил в 929-й ГЛИЦ для продолжения Госиспытаний.

3.08.2007 г. в состав Липецкого ЦБП и ПЛС принят бортовой номер «02». В декабре 2008 г. был передан ВВС бортовой номер «03». 19.12.2009 г. получено ещё 2 Су-34 — бортовые номера «04» и «05». 20.12.2010 г. передано еще 4 бомбардировщика. 10.12.2011 г. Западный военный округ принял на вооружение 6 Су-34. 25.12.2012 г. Воронежская авиабаза ЗВО получила 5 машин.

По контракту, подписанному в 2008 г. Новосибирский завод поставил для ВВС РФ 32 Су-34. По контракту от 2012 г. завод поставил для ВВС до 2020 г. ещё 92 самолета. В перспективе предполагается поставить на боевое дежурство ещё 150–200 Су-34 [7].

Боевое применение

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии и использовался для РЭБ, прикрывая действия ударной авиации в условиях противодействия систем грузинской ПВО. С этой целью использовался комплекс «Хибины», который обеспечивал радиопеленгацию сигнала РЛС противника и затруднял обнаружение самолёта. Комплекс «Хибины» превращает Су-34 в полноценный самолёт РЭБ, который может защитить не только себя, но и целую авиагруппу. Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным РЭС (ЗРК «Бук» и С-125) Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетам (ПРР). В ходе боевого применения Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 г. Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов по боевикам в Южной Осетии и Дагестане. Командование оценило действия Су-34 как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

В сентябре 2015 г. шесть Су-34 начали применяться в Сирии с авиабазы провинции Латакия. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Именно с помощью Су-34 были уничтожены объекты террористов в Сирии в районе н.п. Мадан-Джадид, Ракка, штаб и ПУ боевиков ИГ в окрестностях Дейр-Хафира, Эль-Баба и др. В районе Тель-Биса удары были нанесены по складам боеприпасов, которые в результате налёта были полностью уничтожены. Как говорится в официальных сообщениях: «В условиях операции ВКС РФ в Сирии наиболее оптимальная для Су-34 задача – уничтожение отдельных укрепленных объектов ИГ (командные пункты, склады вооружений, мини-заводы) ракетами и бомбами, воздушное прикрытие Су-24 и Су-25».

Су-34 применяли и в связке с нашими «партнерами» – ВВС Турции. Так, 18 января 2017 года в районе Эль-Баба один фронтовой бомбардировщик Су-34 с восьмеркой Су-24М и Су-25 нанесли ракетно-бомбовый удар по скоплению живой силы и тяжелой техники противника. В общей сложности после тщательной разведки дронами типа «Элерон» и «Орлан», а также спутниковой группировкой аппаратов «Персона», с воздуха были уничтожено 36 целей. С турецкой стороны участие в операции приняли по четыре F-16 и F-4.

В СВО Су-34 принимали участие с самого её начала. Работали «Боевые селезни», как всегда, крайне эффективно. В том же месяце Минобороны РФ сообщило о том, что «Боевые селезни» нанесли авиаудары по заглублённым долговременным укреплённым сооружениям ВСУ, а также - складам с вооружением и боеприпасами, в том числе иностранного производства. «Тридцать четвёртые» поражали цели одиночно и парами. Результаты действий ударных бортов фиксировались средствами объективного контроля самолётов и беспилотных летательных аппаратов.

Увы, не обходилось без потерь. 18 мая во время своего 64-го боевого вылета оказался сбит и погиб командир звена Су-34 старший лейтенант Владимир Фетисов. За смелость, отвагу и решительность старший лейтенант Владимир Фетисов был награждён Орденом Мужества посмертно. Герою было всего 26 лет…

Наличие у противника большого количества средств ПВО вынуждало экипажи Су-34 работать по целям с относительно безопасного расстояния управляемыми ракетами «воздух-поверхность» - оружием хоть и высокоточным, но весьма дорогостоящим. В реалиях СВО «Боевые селезни» настоятельно нуждались в средствах поражения столь же высокоточных, как управляемые ракеты, но более дешёвых, а значит и более пригодных для массового производства/использования. Выход из сложившегося положения был найден путём вооружения Су-34 авиабомбами с УМПК. Универсальный модуль планирования и коррекции повышал дальность использования и точность попадания старых свободнопадающих бомб до значений современных управляемых ракет «воздух-поверхность». Первоначальные единичные случаи использования «Боевыми селезнями» бомб с УМПК летом 2023-го превратились в настоящий бомбовый «ливень», что играет немаловажную роль в СВО. Участием в отражении украинского «контрнаступа» карьера «тридцать четвёртых» в ВКС России, разумеется, не завершилась. Прямо сейчас экипажи Су-34 продолжают круглосуточно нести боевое дежурство на аэродромах базирования, а также выполнять задачи воздушного патрулирования и прикрытия действий подразделений Вооружённых сил России на украинском ТВД.

В заключение следует отметить, что ещё со времён Сирийской операции 2015–2017 гг. велись разговоры о создании новой модификации Су-34М, которая полностью соответствовала бы сегодняшним требованиям по прицельному комплексу, средствам разведки, системам РЭБ и вооружению, в том числе предназначенному для борьбы с кораблями и подводными лодками противника. Хочется верить, что уже в ближайшем будущем мы увидим серийные модернизированные «Боевые селезни», которые в дополнение к обычному «бомбардировочному» набору БРЭО будут иметь ещё и поисково-прицельную систему, которая сегодня известна как «Морской змей» и устанавливается на индийские противолодочные самолеты Ил-38SD, а в изменённом варианте с сокращёнными возможностями – на отечественные Ил-38Н. А кроме поисково-прицельной системы, будет установлен такой набор противокорабельного и противолодочного оружия, подробности о котором даже сегодня раскрыть нельзя. От того, насколько быстро будет модернизирован Су-34, во многом зависит безопасность России на сухопутных и морских рубежах.

Су-34 уходит на задание

Основные тактико-технические характеристики Су-34

Размах крыльев, м 14,7

Длина фюзеляжа, м 23,3

Высота, м 6,0

Площадь крыла, кв.м 62,0

Тип двигателя 2 ТРД АЛ-31Ф

Тяга двигателя нефорсированная, кгс 2х14000

Масса взлетная нормальная, кг 39000

Масса взлетная максимальная, кг: 44360

Максимальная боевая нагрузка, кг 8000

Максимальная скорость, км/ч на высоте 11000 м 1900

на уровне моря 1400

Максимальное число М полёта 1,8

Практический потолок, м 17000

Практическая дальность полета, км

  • с внутренним запасом топлива 4000

  • с одной дозаправкой и внутренним запасом топлива 4500

Боевой радиус действия, км 600-1130

Максимальная эксплуатационная перегрузка 7

Экипаж, чел. 2
ЛИТЕРАТУРА

1.Электронный ресурс https://rostec.ru/media/news/letayushchiy-kreyser-su-34/ 07.11.2023 «Летающий крейсер Су-34» (дата обращения 03.03.2025).

2.Электронный ресурс https://testpilot.ru/base/2010/03/ivanov-a-a/ «Иванов Анатолий Александрович» (дата обращения 03.03.2025).

3.Электронный ресурс https://dementievskiy.livejournal.com/344735.html/ «Рождение фронтового бомбардировщика Су-34» (дата обращения 24.01.2025).

4.Компания «Сухой» поставит МО РФ более 90 бомбардировщиков Су-34 Архивная копия от 4 марта 2012 на Wayback Machine // РИА «Новости» (дата обращения 24.01.2025).

5.Министр обороны ознакомился с производством многофункциональных истребителей Су-34 на Новосибирском авиазаводе Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine // Министерство обороны Российской Федерации
2025-07-24 08:28 Новости партнеров АНАВ