С середины прошлого столетия в ГосНИИАС разрабатываются и применяются различные методы моделирования. Всемирное признание получили известные научные школы «Системы обработки информации и управления современных и перспективных летательных аппаратов» и «Методы обработки информации в современных системах управления», основателем которых является академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель ГосНИИАС Евгений Александрович Федосов.
Посвятив всю свою жизнь научным изысканиям, Е.А. Федосов вот уже более 70 лет трудится на благо авиационной отрасли в стенах Государственного научно-исследовательского института авиационных систем.

Евгений Александрович подписывает экземпляр автобиографической книги «Полвека в авиации. Записки академика», 2004 год
Жизненный путь выдающегося ученого мог бы служить образцом твердого выбора, однако, по собственному признанию Е.А. Федосова, он и представить не мог, что свяжет свою судьбу с авиационной промышленностью.
Начало пути Евгения Александровича Федосова было связано со взлетом интереса к авиации в СССР. Он родился в 1929 году в Москве, когда активно развивались кружки авиамоделизма и аэроклубы. Страна чествовала летчиков, которые считались национальными героями, мальчики и юноши брали с них пример. Однако Евгений Александрович авиацией не грезил и еще в школьные годы выбрал для себя будущее физика.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он по возможности подрабатывал на каникулах в мастерских, на заводах, вожатым в пионерском лагере. К лету 1945 года были создана первая атомная бомба и ракеты «земля-земля» и «воздух-поверхность», активно развивались радиоэлектроника, радиолокация и управляемое оружие. По окончании школы в 1947 году Е.А. Федосов поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, далее — МВТУ) на факультет приборостроения.

В читальном зале библиотеки МВТУ им Н.Э. Баумана с сокурсником Б. Шавыриным, 1948 год

За пультом интегратора Гантмахера в МВТУ им Н.Э. Баумана, кафедра «Управление ракетными снарядами», начало 1950-х годов
После защиты диплома Евгений Александрович продолжил обучение в аспирантуре МВТУ, а в 1954 году был принят на должность старшего инженера в НИИ-2.
С этого момента началась продолжающаяся по сей день научная и трудовая деятельность Е.А. Федосова в ГосНИИАС.
Основанный в 1946 году для проведения научных исследований и сопровождения отработки и испытаний авиационного вооружения НИИ-2 создавал и активно развивал различные методы моделирования и уникальную опытно-экспериментальную базу. В первые годы существования Института основным методом научных исследований были натурные летные испытания, которые предусматривали качественную оценку основных летно-технических характеристик самолета и его совместимости с вооружением. Эти процессы были трудоемкими, зачастую опасными как для жизни летчиков, так и для новых летательных аппаратов. Подобные испытания традиционно проводились для дозвуковых самолетов, однако после создания первых сверхзвуковых образцов авиационной техники перед учеными ставились новые задачи по оценке эффективности применения оружия на скоростях, превышающих скорость звука.
К 1954 году НИИ-2 уже имел опыт отработки пушечного вооружения самолетов МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Ту-4.
Со временем характерной особенностью Института стала интеграция результатов научных исследований по принципиально новым видам оружия в опытно-конструкторские работы. Исследования в области развития различных систем вооружений были одной из важнейших задач, решаемых научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, поскольку продолжалась холодная война.
Постановлением Центрального комитета КПСС НИИ-2 был определен головной организацией по проведению научно-исследовательских работ в области создания управляемых ракет класса «воздух-воздух» и ему было поручено научно-техническое сопровождение разработки ракет К-6, К-7 и К-8. Эти работы стали импульсом в развитии новых научных направлений в НИИ-2.
Е.А. Федосов, будучи аспирантом, возглавил коллектив специалистов, который должен был заниматься самонаводящейся ракетой К-8. С целью проектирования систем управления он предложил ряд схем и электронных блоков, которые были применены при моделировании динамики движения объектов. При создании этой ракеты впервые в стране решались проблемы наведения, устойчивого полета и целый ряд других аспектов. Благодаря ученым Института и, в частности, отделу Евгения Александровича для задач, имеющих принципиальный характер, были выработаны решения, которые использовались при последующих разработках других ракет. К-8 стала первой принятой на вооружение отечественной самонаводящейся ракетой класса «воздух-воздух».
С использованием материалов, накопившихся в ходе выполнения научных работ по созданию ракеты К-8, в 1956 году Е.А. Федосов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамическая точность самонаводящихся снарядов класса «воздух-воздух». Это было уникальное исследование, которое на уровне 1950-х годов обобщало вопросы точности, определявшие и боевую эффективность и философию построения ракеты. В дальнейшем Евгений Александрович участвовал в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В то же время в НИИ-2 проводились научно-исследовательские работы в интересах создания авиационного вооружения и самолетов Су-9, Су-11, Су-15, МиГ-21, Ту-128, Як-28 и других.
В середине 1950-х годов разразился кризис в Тайваньском проливе — произошел вооруженный конфликт между Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой (Тайвань) из-за группы спорных островов. На стороне Тайваня выступали военно-морские силы США. В 1957 году в СССР из Китая была передана неразорвавшаяся ракета AIM-9B Sidewinder, которая поступила для изучения в НИИ-2. Отдел Е.А. Федосова принял активное участие в изучении системы наведения ракеты. Инженерные решения своего заокеанского коллеги Евгений Александрович неоднократно называл «гениальными»: даже напряженное соперничество в создании образцов вооружений не останавливало его от оценки любого противника по достоинству.
Институту было поручено скопировать эту ракету с незначительными изменениями. Так была создана ракета К-13, которая поступила на вооружение МиГ-21. Советские ученые смогли улучшить характеристики системы наведения, обеспечив устойчивый захват цели за счет более чувствительного фотоприемника. Евгений Александрович подчеркивал, что работа над ракетой Sidewinder дала возможность «понять философию и технологию американской техники». За участие в разработках ракет класса «воздух-воздух» в 1966 году Е.А. Федосов был награжден орденом «Знак Почета».
В 1958 году приказом руководства Государственного комитета по авиационной технике были утверждены «основные задачи» и структура НИИ-2. В соответствии с документом объем научно-исследовательских работ Института расширялся за счет включения в «основные задачи» исследований в области зенитных управляемых ракет и противоракет.
Сотрудники под руководством Е.А. Федосова проводили исследования по формированию облика системы стабилизации, методам и оценке точности наведения противоракет на баллистическую цель при различном составе и расположении радиолокаторов точного наведения.
В эти же годы в Институте начинает складываться понятие боевой системы и комплексного подхода к проектированию боевой авиации. Эти методики были для своего времени революционными и изменили представления об авиации и ее роли в вооруженном противостоянии. Актуальными стали работы по исследованиям систем управления вооружением и управляемого оружия.
В 1959 году Евгения Александровича назначили на должность заместителя начальника НИИ-2 по научной части. Он также становится руководителем коллектива, занимающегося исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения. Развитие этого направления повлекло переход к тематике, связанной с автоматизацией боевых режимов полета.
Под общим руководством Е.А. Федосова к началу 1960-х годов в Институте получили активное развитие методы математического и полунатурного моделирования, были созданы стенды полунатурного моделирования систем автоматизации перехвата воздушных целей. К этому времени в НИИ-2 сложилось три основных научных направления: исследования в области совместимости оружия и самолета, боевой эффективности летательного аппарата и создания управляемого оружия.
В 1966 году Евгений Александрович был назначен первым заместителем руководителя Института. Уже через год он защитил докторскую диссертацию по теме «Спектральный анализ систем со случайными параметрами», подготовив эту работу без единого дня академического отпуска.

Заместитель генерального конструктора ОКБ им. М.Л. Миля Е.В. Яблонский вручает Е.А. Федосову модель вертолета Ми-8, конец 1960-х годов
Под его руководством Институт внес значительный вклад в развитие ядерной триады, состоящей из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, подводных лодок с баллистическими ракетами и стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами. На начало 1970-х годов из трех составляющих ядерной триады в СССР отсутствовала авиационная. По поручению руководства страны Институт выполнил исследовательские работы по совершенно новой тематике — разработка крылатых ракет стратегического назначения для дальней авиации. Благодаря усилиям ученых НИИАС были приняты на вооружение крылатые ракеты Х-55 для самолетов Ту-95МС и Ту-160, а страна получила возможность вести равноправный диалог с США по вопросам ядерного сдерживания. За участие в работах по созданию крылатой ракеты для стратегической авиации Евгению Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В этот период Институт также осуществлял научно-техническое сопровождение разработки систем вооружения самолетов МиГ-29, Су-27 и Ту-160 с применением уникальной опытно-экспериментальной базы полунатурного моделирования и испытаний на эксплуатационные воздействия. За большой вклад в развитие боевой авиации и систем вооружения в 1977 году НИИАС был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Министр авиационной промышленности В.А. Казаков прикрепляет к знамени института орден Трудового Красного Знамени, справа – начальник института Е.А. Федосов, 1977 год

Выступление Е.А. Федосова на президиуме Академии наук СССР

Доклад Е.А. Федосова о работах института руководителям ЦК КПСС и Министерства авиационной промышленности СССР. Сидят (слева направо): 1-й зам. Министра И.С. Силаев, министр В.А. Казаков, секретарь ЦК КПСС по обороне Я.П. Рябов, начальник авиационного направления оборонного отдела ЦК КПСС В.В. Козлов, 1978 год
Но есть в авиации и еще нечто очень важное, что Е.А. Федосов, несмотря на свой технический и, по его выражению, «ракетный» склад ума, очень точно уловил. Вот что он писал об истребителях МиГ-29 и Су-27: «Хочу подчеркнуть, что эти самолеты были заложены очень удачно. Они красивые. А когда самолет красив, он и в аэродинамике хорош, и в других своих проявлениях великолепен. Существует некая таинственная взаимосвязь между эстетикой и техническими характеристиками машины».
В 1990 году НИИАС был переименован в Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. К тому моменту это был крупнейший научный коллектив страны, численностью более 9000 человек. Однако в это время в России было значительно сокращено финансирование научных исследований, в том числе в интересах исполнения оборонного заказа. С одной стороны, реформы в стране после распада СССР формировали новую концепцию отношений, другое отношение к науке. С другой — окончание холодной войны привело к снижению потребности в создании новых образцов боевых авиационных комплексов.
Грамотные управленческие решения Е.А. Федосова позволили в короткие сроки трансформировать Институт, специализирующийся на авиационном вооружении, в многопрофильный научный центр прикладных исследований, которым он остается и по сей день.
Обладая компетенциями в области разработки бортового оборудования боевой авиации, коллектив ученых ГосНИИАС приступил к научным исследованиям в области гражданской авионики. Так, работы над самолетом Ил-96М/Т стали отправной точкой в организации научного комплекса, деятельность которого была ориентирована на развитие гражданской авиации.
«…Мы смело взялись за новое дело. В какой-то степени институт всегда брался за новые технологии, поэтому особого страха не было. Наиболее близкими были нам проблемы авионики гражданского самолета. И здесь нам протянул руку помощи наш сосед — коллектив ОКБ им. Ильюшина, доверив работу над самолетом Ил-96М/Т. Эта работа очень многое дала нам в овладении технологиями авионики гражданского самолета», — вспоминает Евгений Александрович в книге «Моя жизнь в авиации».
Под руководством Е.А. Федосова были организованы исследования по созданию новой авионики с открытой архитектурой — интегрированной модульной авионики (далее — ИМА). Этот проект стал одним из значимых для развития гражданского сектора авиации, а разработанная технология позволила уменьшить стоимость жизненного цикла летательного аппарата и повысить эксплуатационные характеристики за счет формирования единой архитектуры и стандартов, требуемых для реализации цифрового ядра авионики и сетевых интерфейсов.
В ходе реализации работы над самолетом Ил-96М/Т под руководством Е.А. Федосова учеными института было переработано функциональное программное обеспечение и проведено тестирование, необходимое для прохождения сертификации в соответствии с международными стандартами. Этот ценный опыт послужил началом развития новых компетенций и формирования научно-технического задела Института, связанных с гражданской авиацией. ГосНИИАС постоянно совершенствовал эти компетенции и активно применял их в разработке и модернизации новейших отечественных пассажирских самолетов — SJ-100 и МС-21.
В дальнейшем в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» Институт был определен головным разработчиком в области создания и внедрения ИМА.

На конференции «Интегрированная модульная авионика», справа – директор по компенсациям и стратегическим инициативам THALES AVS FRANCE SAS Joseph Huysseune, 2013 год
В Институте было сформировано направление, связанное с исследованиями в области организации и управления воздушным движением (далее – ОрВД). Как ведущий институт авиационной отрасли, ГосНИИАС принимает участие в разработке методов и инструментов моделирования процессов организации и управления воздушным движением, поскольку обладает компетенциями и возможностями моделировать объекты и среды их функционирования, а также процессы взаимодействия объекта со средой.
В конце 1990-х годов была начата инициативная работа по созданию многозадачного программного исследовательского моделирующего комплекса, предназначенного для подготовки сценариев и последующей оценки использования воздушного пространства в различных условиях. К сегодняшнему дню разработаны программные средства, позволяющие проводить комплексные оценки эффективности перспективных систем организации воздушного движения.
В результате выполненных коллективом ГосНИИАС работ можно оценить эффективность использования воздушного пространства и исследовать процессы и процедуры организации и управления полетами воздушных судов. Других отечественных методов исследования такого уровня, основанных на математическом и имитационном моделировании, в России не существует.
В 1993 году в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований был учрежден статус государственного научного центра Российской Федерации. ГосНИИАС, располагающий уникальным опытно-экспериментальным оборудованием и высококвалифицированными научными кадрами, в 1994 году стал одной из первых организаций, которым был присвоен этот статус.
К началу 2000-х годов накопленный опыт применения боевой авиации и достигнутые технологические прорывы позволили начать формирование концепции боевого самолета пятого поколения. При этом основными отличиями будущего самолета должны были стать не количественные улучшения, а принципиально новые функции с учетом планируемых задач, которые должен решать авиационный комплекс.
Разработка концепции самолета и его систем вооружения проводилась под руководством Е.А. Федосова. Ключевой задачей нового проекта стало улучшение радиолокационных характеристик. Для этого было предложено применение активной фазированной антенной решетки, что позволяло не только улучшить скорость идентификации противника, но и обеспечить возможность единовременно создавать помехи и выстраивать эффективную защиту от них. Кроме того, была предусмотрена интеллектуализация бортового оборудования самолета. Реализация новых интеллектуальных функций должна освободить летчика от концентрации на управлении самолетом и позволить ему сосредоточиться на решении поставленных задач.
В ходе проведения научно-исследовательских работ в ГосНИИАС была создана технология виртуального прототипирования бортового радиоэлектронного оборудования перспективного самолета фронтовой авиации. В 2001 году за создание технологии и разработку концепции Евгению Александровичу была присуждена премия Правительства Российской Федерации.
Помимо научной деятельности в ГосНИИАС Е.А. Федосов всегда уделял внимание подготовке научных кадров. До 1970 года он преподавал в МВТУ, а до 2020 года был заведующим базовой кафедрой МФТИ «Управляющие и информационные системы». Евгений Александрович сформировал кадровую элиту авиационной отрасли и внес неоценимый вклад в патриотическое воспитание целого поколения научных кадров, заложив традиции, которые и по сей день служат ориентирами и путеводными звездами для коллектива Института.
Благодаря выдающимся ученым ГосНИИАС, величайшим из которых по праву можно назвать Е.А. Федосова, сегодня Институт является ведущей научно-исследовательской организацией авиационной отрасли.
Вклад Евгения Александровича в отечественную авиационную науку сложно переоценить. Прежде всего, при его активном содействии вырабатывались единые принципы создания авиационной техники – создавалось то, что сейчас называется системным подходом и оценкой эффективности. Впервые в нашей стране были внедрены методы математического моделирования и прототипирования, которые позволили многократно ускорить, повысить безопасность и экономическую эффективность научных исследований и испытаний.

Президент РФ В.В. Путин осматривает объединенную экспозицию государственных научных центров авиационной промышленности на Международном авиационно-космическом салоне, 2013 год

На заседании Научного совета по теории и процессам управления при отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Российской академии наук, 2023 год
История и судьба одарили Евгения Александровича богатой биографией, наполненной событиями и плодотворной творческой, научной и организационной работой, но главное – дали возможность влиять на эти события и во многом определить вектор развития не только Института, но и всей авиационной отрасли.
Сегодня с именем Е.А. Федосова связано появление целого ряда новых, перспективных направлений исследований, а уникальный вклад Евгения Александровича в развитие российской авиационной науки подтвержден рядом выдающихся научных результатов, признан российской и мировой научной общественностью и отмечен высокими государственными наградами.

С Президентом РФ В.В. Путиным. Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, 2004 год

Заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Козак вручает орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, 2019 год