27 марта 2023 года Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) сообщила о принятии ряда важных поправок к международным авиационным стандартам по охране окружающей среды. Изменения касаются как уточнения требований применения Системы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации ИКАО (CORSIA), так и поправок к Приложению 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации, касающихся авиационного шума, эмиссии авиационных двигателей и эмиссии СО2.
Основные поправки к Стандарту по CORSIA (Приложение 16, том IV) связаны со смягчением требований к компенсационным обязательствам авиакомпаний во время основного периода действия CORSIA (2027-2035 гг.) и облегчением условий вступления в нее новых участников. Ключевые поправки к Стандартам ИКАО по шуму, эмиссии вредных веществ двигателей и эмиссии СО2 связаны, соответственно, с введением новых требований к измерению шума на режиме висения вертолета (Приложение 16, том I), дополнительными требованиями к условиям сертификационных испытаний двигателей по эмиссии нелетучих твердых частиц и уточнением значений индекса эмиссии СО2 у стандартных углеводородных топлив (примечательно, что в список этих топлив по предложению российских экспертов ИКАО включено российское авиатопливо ТС-1) (Приложение 16, том II), а также с изменением определения расчетного геометрического фактора, используемого при вычислении эмиссии СО2 (Приложение 16, том III).
Поправки к Приложению 16 вступают в силу 31 июля 2023 года и будут применяться с 1 января 2024 года.
Разработка международных стандартов осуществляется экспертными группами и комитетами ИКАО, в которых принимают участие и российские эксперты. В частности, в декабре прошлого и феврале этого года прошел ряд совещаний рабочих групп Комитета ИКАО по охране окружающей среды (САЕР) по шуму и эмиссии авиационных двигателей. Российскую сторону представлял официальный представитель РФ в САЕР ИКАО, начальник сектора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Участники обсудили план деятельности рабочих групп CAEP ИКАО на текущий год с учетом приоритетности выполнения поставленных Советом ИКАО задач. Ближайшей приоритетной задачей экспертов САЕР является разработка нового экологического стандарта ИКАО, который одновременно ужесточит требования по шуму и эмиссии СО2 самолетов. Для выработки новых, согласованных между собой требований анализируются данные мирового парка гражданских воздушных судов (ВС), предоставленные их производителями, и прогнозные данные по потенциалу модернизации существующих ВС. Затем будет проведена оценка экологической и экономической эффективности различных вариантов требований.
В числе других приоритетных технических задач в части акустики ИКАО рассматривает проблемы шума на местности и звукового удара перспективных сверхзвуковых пассажирских самолетов, разработку нового стандарта на шум летательных аппаратов (ЛА) новых концепций (в частности, ЛА городской аэромобильности), проблемы введения нового ограничения по шуму вертолета при висении и др.
Текущими приоритетными техническими задачами в области эмиссии ВВ являются: определение взаимосвязи между эмиссиями ВВ двигателей между собой и на различных режимах полета, а также между эмиссией ВВ и составом реактивного топлива; определение текущего состояния разработки перспективных технологий камер сгорания; проблемы эмиссии СО2 для сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения и др.
На совместном заседании экспертов рабочих групп CAEP ИКАО по шуму и эмиссии российской стороной был представлен рабочий документ «Обновление данных российских самолетов для основного анализа потенциальных ограничений нового стандарта ИКАО по одновременному ужесточению ограничений по шуму и эмиссии СО2». Документ содержит сформированный российскими авиапроизводителями актуальный список перспективных отечественных гражданских самолетов, который ИКАО учтет при анализе новых ограничений по шуму и эмиссии СО2 дозвуковых ВС.
В рамках февральского совещания эксперты имели возможность ознакомиться с внедрением новейших технологий для отрасли: в формате технического визита они посетили первый в Европе вертипорт для ЛА вертикального взлета и посадки, расположенный в парижском аэропорту Понтуаз-Кормель. Вертипорт служит испытательным полигоном для отработки процедур отправления и прибытия транспортных средств, наземного движения, моделирования регистрации пассажиров, их досмотра и прохождения через терминал, а также других технологий, связанных с организацией движения ЛА городской аэромобильности.
Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP ИКАО) является Техническим комитетом Совета ИКАО. Он основан в 1983 году и контролирует влияние гражданской авиации на окружающую среду путем разработки и принятия соответствующих экологических стандартов.
Для справки:
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Пресс-служба ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Основные поправки к Стандарту по CORSIA (Приложение 16, том IV) связаны со смягчением требований к компенсационным обязательствам авиакомпаний во время основного периода действия CORSIA (2027-2035 гг.) и облегчением условий вступления в нее новых участников. Ключевые поправки к Стандартам ИКАО по шуму, эмиссии вредных веществ двигателей и эмиссии СО2 связаны, соответственно, с введением новых требований к измерению шума на режиме висения вертолета (Приложение 16, том I), дополнительными требованиями к условиям сертификационных испытаний двигателей по эмиссии нелетучих твердых частиц и уточнением значений индекса эмиссии СО2 у стандартных углеводородных топлив (примечательно, что в список этих топлив по предложению российских экспертов ИКАО включено российское авиатопливо ТС-1) (Приложение 16, том II), а также с изменением определения расчетного геометрического фактора, используемого при вычислении эмиссии СО2 (Приложение 16, том III).
Поправки к Приложению 16 вступают в силу 31 июля 2023 года и будут применяться с 1 января 2024 года.
Разработка международных стандартов осуществляется экспертными группами и комитетами ИКАО, в которых принимают участие и российские эксперты. В частности, в декабре прошлого и феврале этого года прошел ряд совещаний рабочих групп Комитета ИКАО по охране окружающей среды (САЕР) по шуму и эмиссии авиационных двигателей. Российскую сторону представлял официальный представитель РФ в САЕР ИКАО, начальник сектора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Участники обсудили план деятельности рабочих групп CAEP ИКАО на текущий год с учетом приоритетности выполнения поставленных Советом ИКАО задач. Ближайшей приоритетной задачей экспертов САЕР является разработка нового экологического стандарта ИКАО, который одновременно ужесточит требования по шуму и эмиссии СО2 самолетов. Для выработки новых, согласованных между собой требований анализируются данные мирового парка гражданских воздушных судов (ВС), предоставленные их производителями, и прогнозные данные по потенциалу модернизации существующих ВС. Затем будет проведена оценка экологической и экономической эффективности различных вариантов требований.
В числе других приоритетных технических задач в части акустики ИКАО рассматривает проблемы шума на местности и звукового удара перспективных сверхзвуковых пассажирских самолетов, разработку нового стандарта на шум летательных аппаратов (ЛА) новых концепций (в частности, ЛА городской аэромобильности), проблемы введения нового ограничения по шуму вертолета при висении и др.
Текущими приоритетными техническими задачами в области эмиссии ВВ являются: определение взаимосвязи между эмиссиями ВВ двигателей между собой и на различных режимах полета, а также между эмиссией ВВ и составом реактивного топлива; определение текущего состояния разработки перспективных технологий камер сгорания; проблемы эмиссии СО2 для сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения и др.
На совместном заседании экспертов рабочих групп CAEP ИКАО по шуму и эмиссии российской стороной был представлен рабочий документ «Обновление данных российских самолетов для основного анализа потенциальных ограничений нового стандарта ИКАО по одновременному ужесточению ограничений по шуму и эмиссии СО2». Документ содержит сформированный российскими авиапроизводителями актуальный список перспективных отечественных гражданских самолетов, который ИКАО учтет при анализе новых ограничений по шуму и эмиссии СО2 дозвуковых ВС.
В рамках февральского совещания эксперты имели возможность ознакомиться с внедрением новейших технологий для отрасли: в формате технического визита они посетили первый в Европе вертипорт для ЛА вертикального взлета и посадки, расположенный в парижском аэропорту Понтуаз-Кормель. Вертипорт служит испытательным полигоном для отработки процедур отправления и прибытия транспортных средств, наземного движения, моделирования регистрации пассажиров, их досмотра и прохождения через терминал, а также других технологий, связанных с организацией движения ЛА городской аэромобильности.
Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP ИКАО) является Техническим комитетом Совета ИКАО. Он основан в 1983 году и контролирует влияние гражданской авиации на окружающую среду путем разработки и принятия соответствующих экологических стандартов.
Для справки:
ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Пресс-служба ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»