Новости

Ан-2: между прошлым и будущим.

Авторы:
Василий Шапкин, первый заместитель генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», академик Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор;
Анна Кан, руководитель проектов ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», кандидат технических наук.

В рамках реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. №4146-р, сформулирована объективная потребность обеспечения устойчивого роста перевозок воздушным транспортом, безопасных и доступных по цене. В особенности это относится к рай онам Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока, занимающим более 60% территории страны, где авиация зачастую является без альтернативным видом транспорта, а в пределах Арктической зоны до 80% пассажиров перевозятся малой авиацией (МА), что составляет 50% местных перевозок.

Одним из основных инструментов развития воздушных перевозок в нашей стране является совершенствование и обновление парка воздушных судов (ВС), включая разработку и выпуск новых конкурентноспособных видов авиационной техники преимущественно отечественного производства, а также внедрение цифровых техно логий на региональных маршрутах в целях обеспечения круглогодичной транспортной доступности удаленных территорий и современного уровня мобильности населения.

Согласно программным документам федерального уровня в долгосрочной перспективе (к 2035 г.) должен быть создан научно-технический задел, до-статочный для разработки перспективных образцов авиационной техники, которые обеспечивают возможность для жителей любого региона добраться до населенного пункта в пределах 300 км от центра региона не более чем за 10 ч и в пределах 1000 км – не более чем за 15 ч (с учетом ожидания рейса) при совокупных затратах на субсидирование таких перевозок, лежащих в пределах возможностей федерального и региональных бюджетов.

С учетом формирования оптимальной маршрутной сети, построенной на особенностях отдаленных регионов Российской Федерации, в том числе: большие расстояния, малая плотность населения, высокая себестоимость аэропортовых услуг, потребности в повышении качества транспортных услуг, оказываемых с помощью авиационной техники, ив результате сопоставления перспективных требований к авиационной технике и оценки прогнозируемых технологических возможностей, к ключевым приоритетам научно-техно-логического развития ВС малой авиации российского производства можно отнести следующее:

• повышение безопасности пере возок за счет внедрения современных цифровых технологий и систем сопровождения разработки, производства и эксплуатации авиационной техники;

• снижение себестоимости производства конструкции ВС из современных ПКМ за счет широкого использования эффективных технологий изготовления методами клеевого соединения силовых элементов;

• повышение весовой эффективности планера за счет рационального формирования КСС с применением бионических силовых структур;

• сокращение общего времени в пути за счет увеличения крейсерских скоростей полета;

• сокращение расхода топлива за счет применения перспективных схем гибридных силовых установок;

• повышение регулярности рейсов за счет повышения коэффициента технической готовности парка к выполнению полетов и всепогодности эксплуатации при сохранении возможности использования существую щей наземной инфраструктуры;

• повышение комфорта пассажи ров за счет улучшения температурных условий, снижения шума и вибраций в салоне самолета;

• расширение сфер рационального использования ВС и развитие транспортно-логистических технологий оптимизации доставки пассажи ров и грузов в условиях разветвленной протяженной транспортной системы.

Читать полностью...
Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
Новости Академии