Технологические и кадровые вопросы авиационного двигателестроения стали темой заседания Научно-технического совета (НТС) Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), которое состоялось в МГТУ им. Н.Э. Баумана 13 декабря 2023 года.
Партнером НТС выступила Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ).
В мероприятии приняли участие представители ведущих предприятий — членов АССАД: управляющий директор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, директор филиала АО «ОДК» «НИИД» Сергей Павлинич, генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ Сергей Яковлев, представители АО «ОДК-Климов», АО «УЗГА», АО «Русполимет», АО «Металлургический завод «Электросталь», Московского авиационного института, Самарского университета и др.
Заседание открыл президент АССАД, президент АНАиВ Виктор Чуйко, который отметил, что это уже второй НТС АССАД, проводимый в Бауманском университете.
«Всегда, когда я бываю в этом храме науки, а по-иному Бауманку не назвать, я вижу на стенах портреты выдающихся выпускников. На кого ни посмотришь — знаковое имя для науки и техники», — сказал он.
Президент АССАД напомнил, что с 1940-х годов создано пять поколений газотурбинных авиадвигателей, сейчас идёт работа над шестым. Каждая эволюция моторов сопряжена с разработкой критических технологий: так, только инновационных материалов для нового поколения, по словам президента АССАД, требуется порядка 30. Всё это в комплексе актуализирует потребность в кадрах с фундаментальными и прикладными знаниями, способных работать с современными технологиями.
О подготовке инженерно-технических кадров в МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с промышленностью рассказал ректор университета Михаил Гордин. Он подчеркнул, что, по данным опросов, более 80% выпускников инженерных факультетов Бауманки трудятся по специальности, и тенденция растёт вместе со спросом. Это позитивный результат, ведь, как отметил он, «из инженера можно сделать кого угодно, а из кого угодно инженера не сделаешь».
Тенденции подготовки кадров для авиастроения осветил первый проректор — проректор по учебной деятельности Борис Падалкин. Он подчеркнул, что университет, в связке с индустриальными партнёрами, вносит изменения в образовательные программы, чтобы они максимально соответствовали требованиям времени и «цифровой революции в инженерном деле». Важной частью учебного процесса является практика: так, московские студенты могут проходить ее в Рыбинске или Самаре, и наоборот.
Большое подспорье в воспитании специалистов нового поколения — 170 тыс. кв. м нового кампуса, строящегося в рамках нацпроекта «Наука и университеты» Минобрнауки России. Подмосковные филиалы планируется оснастить новыми образцами техники.
«Двигателестроитель должен увидеть турбореактивный двигатель уже на первом курсе, чтобы образ работающего мотора сопровождал его все годы обучения», — считает Борис Падалкин.
Подробно об опыте университета в реализации специальных и сетевых образовательных программ, а также программ дополнительного образования рассказал первый заместитель декана факультета «Э» Андрей Очков. С момента запуска первых сетевых программ в 2021 году их число достигло 22, отметил докладчик. Он также рассказал о совместных проектах с АФК «Система», НИЦ «Курчатовский институт», ООО «Сибур», АО «ОДК». В числе их преимуществ эксперт назвал то, что студенты закрывают реальные потребности предприятий: так, темы дипломных работ в целевых проектах привязаны к конкретным нуждам партнёров.
Представители предприятий АССАД выступили с докладами, посвящёнными подготовке научных и инженерно-технических кадров для авиационных предприятий, а также разработке гражданских авиадвигателей и исследованию перспективных технологий и материалов.
Руководители научных подразделений МГТУ им. Н.Э. Баумана поделились результатами своих исследований и разработок для авиадвигателестроения, в частности, в области: применения жидкого водорода; нанесения термобарьерных покрытий на теплонапряженные элементы конструкции двигателей с помощью ионно-плазменных технологий; разработки прикладного инженерного ПО для компьютерного моделирования сложных физических процессов; лазерного ударного упрочнения деталей двигателей.
Президиум АССАД отметил высокий научно-технический уровень организации учебного процесса, а также созданных в МГТУ им. Н.Э. Баумана технологий и разработок.
По итогам НТС было подготовлено решение.
РЕШЕНИЕ
Расширенного заседания Президиума Научно-технического совета Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» «Технологические и кадровые вызовы для авиационного двигателестроения»
Участвовало 37 представителей от институтов, организаций и предприятий авиадвигателе – и агрегатостроительной промышленности.
Заслушав и обсудив доклады:
− Соловьевой А.В. – Главный конструктор по двигателю-демонстратору технологий VI поколения, ОКБ имени А. Люльки - филиал ПАО «ОДК-УМПО»
− Вострикова А.В.– Начальника НИО «Жаропрочные литейные и деформируемые сплавы и стали», НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ», кандидата технических наук
− Иноземцева А.А. – Управляющего директора - Генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель», доктора технических наук, профессора, академика РАН
− Пенясова Е.В.– Начальника отдела ФАУ «ЦИАМ» им. П.И.Баранова.
− Павлинича С.П. – Директора Филиала АО «ОДК» «НИИД», доктора технических наук, профессора,
− Равиковича Ю.А. - Проректора по научной работе ФГБОУ ВО «МАИ», доктора технических наук, профессора
− Смелова В.Г.– Директора института двигателей и энергетических установок, Самарский университет
и выступления участников расширенного заседания Президиума НТС АССАД.
Президиум Научно-Технического совета РЕШИЛ:
1. Одобрить основные предложения в представленных докладах и выступлениях участников расширенного заседания Президиума НТС.
2. Отметить высокий научно-технический уровень организации учебного процесса, а также созданных в МГТУ им. Н.Э. Баумана технологий и разработок:
- в области применения жидкого водорода в авиационном двигателестроении и энергетике;
- нанесения термобарьерных покрытий на теплонапряженные элементы конструкции авиационных двигателей с помощью ионно-плазменных технологий
- разработки прикладного инженерного программного обеспечения в области компьютерного моделирования сложных физических процессов;
- в области лазерного ударного упрочнения деталей авиационных двигателей.
3. Рекомендовать предприятиям-членам АССАД проработать вопрос внедрения высокотехнологичных разработок МГТУ им. Н.Э. Баумана.
4. Рекомендовать предприятиям-членам АССАД и ВУЗам подготовить предложения по научно-обоснованному подходу по внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ). Провести семинар в 2024 году по практическому использованию ИИ.
5. Учитывая необходимость ускоренной подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для авиационного двигателестроения, принять во внимание доклад первого заместителя декана А.А. Очкова об опыте МГТУ им. Н.Э. Баумана в реализации специальных и сетевых образовательных программ, а также программ дополнительного образования.
6. С учетом необходимости повышения ключевых инженерных компетенций для высококвалифицированных кадров, рекомендовать МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с заинтересованными предприятиями и отраслевыми институтами доработать и внедрить программы обучения специалистов на базе ключевых предприятий-членов АССАД. Заинтересованным предприятиям направить свои предложения до 31 января 2024 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
7. Проработать МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с АО «ОДК» вопрос, об оснащении кафедр необходимым для подготовки кадров технологическим оборудованием и пособиями, связанными с надежностью и технологиями изготовления деталей и узлов авиационных двигателей.
8. Рекомендовать МГТУ им. Н.Э. Баумана представить инновационные разработки для авиакосмической техники на Международном Форуме Двигателестроения (МФД-2024) в конгрессной и экспозиционной программах.
9. Рекомендовать МГТУ им. Н.Э. Баумана использовать основные положения докладов расширенного заседания НТС АССАД с целью совершенствования учебного процесса.
Автор текста: Марина Ткачева Фотограф: Сергей Кушлевич