Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания отметила 110-летие со дня рождения трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

О самом легендарном выпускнике Качинской Краснознамённой военной авиационной школы пилотов имени А.Ф. Мясникова - Александре Ивановиче Покрышкине рассказывает председатель Клуба «Качинец», полковник запаса Владимир Ильич Торубаров.
Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны.
Он родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске, ныне город Новосибирск в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РК КА). В 1933 году окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РК КА имени К.Е. Ворошилова в городе Ленинграде. Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию лётчика. Для этого он настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Александр Иванович за четыре года написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. Целеустремленность и настойчивость - вот те главные качества, которые позволили ему пробить, в конце концов, терпение Наркома Обороны К.Е. Ворошилова. К своему 40‑му рапорту Александр Иванович приложил свидетельство об окончании аэроклуба. Только после этого в ноябре 1938 года он стал слушателем Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова. Через год он с отличием окончил школу, став военным лётчиком-истребителем. в Каче на крыло Александра Ивановича поставил лётчик-инструктор С. Аистов.

В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиационный полк (иап) ВВС Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Александр Иванович в числе первых освоил технику пилотирования и боевого применения этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Одаренный лётчик-истребитель, требовательный командир, человек, сделавший себя тем, кем он стал. Во время войны после каждого воздушного боя с немцами, он под крылом своего самолёта заносил в блокнот все эпизоды, прошедшего боя. При первой же возможности он по этапам проводил анализ выполненных боёв со своими подчиненными. В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые оставные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Покрышкинская формула победы: «Высота, Скорость. Маневр. Огонь» вошла в аналоги тактики ведения воздушных боев истребителями.

Александр Иванович золотыми буквами вписал свою фамилию в историю Качинского Краснознаменного авиационного училища, а главное, в 110-летнюю историю развития мировой авиации. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны. За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин А.И. получил 24 августа 1943 года. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, Покрышкин приобрёл мировую славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника. 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных Побед над фашистскими лётчиками, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Всего за годы войны Покрышкин Александр Иванович совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боёв, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. Фашисты, выполняя боевые вылеты при встрече с Александром Ивановичем в воздухе, не вступая в воздушный бой объявляли о его появлении в эфир: «Ахтунг! В ВОЗДУХЕ ПОКРЫШКИН!»

В книге «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» есть такие слова: «Командир эскадрильи капитан А.И. Покрышкин по праву занимал среди летчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приемов воздушного боя»...

Заслуги Александра Ивановича высоко оценены Родиной. Зарубежные политики и историки признают его весомый вклад в развитие тактики боевых действий истребительной авиации. Его воздушные бои с немецкими асами изучаются во всех авиационных школах мира. «Кубанские карусели и этажерки» признаны в мире, как авиационные «мясорубки» немецких летчиков. Президент США Ф.Д. Рузвельт еще в 1944 году назвал фамилию Покрышкина А.И. - как лучшего летчика антигитлеровской коалиции.

После Великой Отечественной войны Покрышкин Александр Иванович отказался служить в богемной атмосфере ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. В августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служит заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командует истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служит в Киеве, с 1961 года - командующим 8-й отдельной армией ПВО - заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году переводится в Москву заместителем Главкома ПВО страны.

В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина А.И., до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях - МиГ-17, окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе и Военную академию Генштаба кандидата военных наук, назначают на пост Председателя ЦК ДОСААФ.

Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи - достойного резерва наших Вооруженных Сил. Александр Иванович с головой ушел в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

Есть воспоминания о тех годах Заместителя председателя ЦК ДОСААФ генерал-лейтенанта В.В. Мосяйкина: "Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъем деятельности оборонного общества. Он умел обеспечить комплексное решение важнейших задач ДОСААФ. Большое внимание уделял Александр Иванович финансовым вопросам. Общество начало получать гораздо большие средства за счет подготовки специалистов на договорных началах, автолюбителей. О темпах строительства говорит общее мнение о том, что именно Покрышкин вывел организации ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания".

Александр Иванович жил интересами оборонного общества... Когда после тяжелой операции врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали: "Работайте, у вас же есть заместители, один ваш авторитет так много значит..." Но Покрышкин ответил: "Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня..." Это свидетельство о его высочайшем чувстве ответственности. С такой же ответственностью занимался А.И. Покрышкин и депутатской деятельностью. С 1946 по 1984 год он - депутат Верховного Совета СССР, в 1978-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР. С 1981 года А.И. Покрышкин - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны.

Имя А.И. Покрышкина, легендарного летчика-аса и мыслителя, стало символом Победы. Вот что написал в 1972 году в поздравлении с присвоением звания маршал авиации о Покрышкине маршал Советского Союза Василевский А.М.: «Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой».
Доктор исторических наук В.П. Попов в своей статье «Почему русские выиграли войну?» пишет: «По свидетельству летчиков, участвующих в боях вместе с трижды Героем, присутствие в группе Покрышкина вселяло во всех уверенность в нашей непобедимости, добавляло смелости и силы воли идти на риск... Личность А.И. Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, а знание его жизненного пути позволяет самым точным образом понять, КТО и ПОЧЕМУ выиграл Отечественную войну».

Однажды в квартире А.И. Покрышкина раздался звонок. На площадке оказался невесть как одетый старичок. В руках он держал книгу.

- Скажите, пожалуйста, могу ли я видеть Александра Ивановича?

- К сожалению, он уже уехал.

- Вы меня извините. Мне уже больше восьмидесяти и прийти еще раз я навряд ли смогу. Передайте ему от меня в дар книгу о Суворове и бюстик полководца. На книге, подаренной А.В. Гудыриным, оказалась надпись: «Никогда не умрет слава героя Покрышкина в сердцах русских, так же, как полководца Суворова».

В предисловии приведено изречение А.В. Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим, до издыхания быть верным государю и Отечеству, убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель...»

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.

Умер А.И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несли боевое дежурство лётчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиационного полка имени маршала Александра Покрышкина.

Маршал авиации Покрышкин А.И. никогда не прерывал своего общения с Качинцами. Он неоднократно прибывал в город-Герой Волгоград и встречался с будущими защитниками Отечества. В 1984 году А.И. Покрышкин лично сам оставил запись в книге Почётных посетителей Качинского училища, которая стала напутствием для всех её выпускников на все времена.

Вот содержание той записи: «Музей богатством своего оформления отразил славу Качинского училища. Я, его воспитанник, не опозорил родную Качу. От души желаю новому поколению лётчиков-истребителей ОТЛИЧНО летать и подготовить себя настоящими защитниками неба Родины, прославить страну новыми подвигами. Счастливых вам посадок, боевые друзья

Эта запись в книге Почетных посетителей ставит точку над спорами о том, где всё-таки А.И. Покрышкин стал военным лётчиком. Жизнь этого легендарного человека будет еще долгие годы служить примером для подражания молодым летчикам ВВС России. Справедливости ради очень хотелось бы увидеть его имя в названии ныне действующего авиационного учебного заведения. Их, авиационных военных училищ, в ходе реформы военного образования в стране остается всего два на все ВКС. Почему бы имя Александра Ивановича Покрышкина, окончившего Краснодарский аэроклуб и Качинское авиационное училище не присвоить Краснодарскому
авиационному институту? Это высшее авиационное учебное заведение имеет полное право и обязано носить имя Первой в мире Качинской военной авиационной школы. И имя этого института должно звучать так: «Качинский военный авиационный ордена Ленина Краснознаменный институт имени трижды Героя Советского Союза Маршала авиации Покрышкина А.И.».

Клуб ветеранов авиации «Качинец» на протяжении многих лет ведёт работу по выполнению ПОСТАНОВЛЕНИЯ Совнаркома от 1944 года о присвоении Александру Ивановичу третьей звезды Героя Советского Союза. В Постановлении говорится: Установить трижды Герою Советского Союза Покрышкину А.И. памятник в городе Москве. К сожалению, этот пункт Постановления не выполнен до сегодняшнего дня. Россия отмечает 110 летие выдающегося ГРАЖДАНИНА Союза Советских Социалистических Республик Покрышкина Александра Ивановича. Хочется обратиться к МЭРу нашей столицы Сергею Семёновичу Собянину с просьбой: выполнить Постановление Совнаркома СССР он 1944 года и установить памятник выдающемуся лётчику асу ВОВ в Москве. Есть улица Покрышкина А.И., в начале которой, есть сквер, где можно поставить памятник. Учитывая современную обстановку Правительству Москвы можно бы подумать и о том, чтобы переименовать станцию метро Юго-Западная в станцию трижды Героя Советского Союза Покрышкина А.И.. Совместно с руководством метрополитена можно было бы в метро запустить составы в вагонах которых рассказывалось бы о выдающемся гражданине России Покрышкине Александре Ивановиче. Это было бы реальным вкладом в военно-патриотическое воспитание молодых граждан России.
При поддержке Академии наук авиации и воздухоплавания
Новости Академии