Достижения авиационной науки играют ключевую роль в создании новых поколений летательных аппаратов. Ученые и инженеры занимаются разработкой инновационных решений, которые позволят перспективным самолетам отвечать постоянно растущим требованиям к безопасности полетов, экологичности и экономичности эксплуатации.
Среди различных методов исследований, применяемых учеными ГосНИИАС*, значимое место занимает моделирование. Компьютерное и полунатурное моделирование являются ключевыми инструментами экспериментального подтверждения результатов проектирования и разработки перспективных авиационных систем.
В рамках исследований бортовых комплексов, в том числе перспективных, с использованием компьютерного моделирования специалисты института отрабатывают интерфейсы взаимодействия компонентов и систем, логику их функционирования и выполнение функциональных задач, а с помощью комплексов полунатурного моделирования проводят эксперименты в лабораторных условиях для подтверждения выбранных характеристик компонентов и программного обеспечения.
Применению методов моделирования при проектировании интеллектуальных бортовых комплексов был посвящен доклад заместителя генерального директора ГосНИИАС, д.т.н., профессора РАН Н.И. Сельвесюка, представленный в рамках IV Всероссийского форума «Академические Жуковские чтения».
Интеллектуализация комплекса бортового оборудования включает такие направления, как интеграция систем технического зрения с автоматизацией функциональных систем, реконфигурация информационно-управляющих систем, а также внедрение мультимодальных интерфейсов и систем поддержки принятия решений в информационно-управляющее поле кабины.
Другим инновационным решением для перспективных воздушных судов является разрабатываемая в ГосНИИАС детерминированная оптическая сеть реального времени (далее – ДОС РВ), которая станет основой бортовой распределенной информационной вычислительной среды (далее – БРИВС) самолета. В концепции построения ДОС РВ предусмотрена возможность интеллектуальной динамической реконфигурации БРИВС посредством интеграции нейросетевых алгоритмов детектирования отказов и автоматической генерации конфигураций. При этом выбор оптимальной конфигурации на основе предложений от экспертной системы поддержки принятия решений делает экипаж. О практической реализации динамической реконфигурации бортовых отказоустойчивых систем на базе ДОС РВ рассказал начальник сектора ГосНИИАС В.М. Новиков.
Участники форума обсудили актуальные вопросы развития государственной авиации и внедрения инновационных разработок в авиационную технику, а также определили перспективные направления для организации взаимодействия науки и промышленности.
*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).
Отдел информационной политики и развития коммуникаций ФАУ "ГосНИИАС"
Среди различных методов исследований, применяемых учеными ГосНИИАС*, значимое место занимает моделирование. Компьютерное и полунатурное моделирование являются ключевыми инструментами экспериментального подтверждения результатов проектирования и разработки перспективных авиационных систем.
В рамках исследований бортовых комплексов, в том числе перспективных, с использованием компьютерного моделирования специалисты института отрабатывают интерфейсы взаимодействия компонентов и систем, логику их функционирования и выполнение функциональных задач, а с помощью комплексов полунатурного моделирования проводят эксперименты в лабораторных условиях для подтверждения выбранных характеристик компонентов и программного обеспечения.
Применению методов моделирования при проектировании интеллектуальных бортовых комплексов был посвящен доклад заместителя генерального директора ГосНИИАС, д.т.н., профессора РАН Н.И. Сельвесюка, представленный в рамках IV Всероссийского форума «Академические Жуковские чтения».
Интеллектуализация комплекса бортового оборудования включает такие направления, как интеграция систем технического зрения с автоматизацией функциональных систем, реконфигурация информационно-управляющих систем, а также внедрение мультимодальных интерфейсов и систем поддержки принятия решений в информационно-управляющее поле кабины.
Другим инновационным решением для перспективных воздушных судов является разрабатываемая в ГосНИИАС детерминированная оптическая сеть реального времени (далее – ДОС РВ), которая станет основой бортовой распределенной информационной вычислительной среды (далее – БРИВС) самолета. В концепции построения ДОС РВ предусмотрена возможность интеллектуальной динамической реконфигурации БРИВС посредством интеграции нейросетевых алгоритмов детектирования отказов и автоматической генерации конфигураций. При этом выбор оптимальной конфигурации на основе предложений от экспертной системы поддержки принятия решений делает экипаж. О практической реализации динамической реконфигурации бортовых отказоустойчивых систем на базе ДОС РВ рассказал начальник сектора ГосНИИАС В.М. Новиков.
Участники форума обсудили актуальные вопросы развития государственной авиации и внедрения инновационных разработок в авиационную технику, а также определили перспективные направления для организации взаимодействия науки и промышленности.
*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).
Отдел информационной политики и развития коммуникаций ФАУ "ГосНИИАС"