Обмен знаниями и опытом – необходимое условие для профессионального развития ученых. Площадками для этого зачастую выступают крупные научные мероприятия. Одним из них является международная конференция по механике «Поляховские чтения». В этом году уже десятая по счету встреча прошла в конце сентября в г. Санкт-Петербург и была посвящена 300-летию СПбГУ и 300-летию РАН.
Участниками конференции традиционно стали представители Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Так, в рамках пленарного заседания выступил главный научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН А.М. Гайфуллин, также вошедший в научный программный комитет мероприятия. Тема его доклада была посвящена исследованиям вихревого следа за пассажирским самолетом (соавтор – Ю.Н. Свириденко, ЦАГИ). Это явление представляет опасность для других летательных аппаратов, которые совершают полет в ближнем более низком эшелоне (расстояние между эшелонами может составлять всего 300 м) или заходят на посадку по той же траектории. Ученые ЦАГИ определили аэродинамические характеристики вихревого следа, силы и моменты, действующие на самолет в зоне его влияния, и создали с помощью искусственных нейронных сетей математические модели для пилотажных стендов и авиационных тренажеров.
«Попадание одного самолета в зону влияния вихревого следа от другого самолета является нежелательным явлением и может привести к катастрофе. Чтобы уменьшить неблагоприятные последствия, необходимо обучить летный состав навыкам управления летательным аппаратом в зоне этого опасного влияния. Была разработана математическая модель аэродинамики самолета, основанная на применении нейросетевой технологии для определения в режиме реального времени дополнительных аэродинамических сил и моментов, действующих на самолет в зоне влияния вихревого следа. С ее помощью уже проведено моделирование ряда полетных ситуаций на пилотажных стендах, в том числе с участием летчиков-испытателей», – сказал А.М. Гайфуллин.
В ходе секции «Гидроаэромеханика» начальник отдела ФАУ «ЦАГИ» Виталий Губский представил доклад «Численные исследования влияния наличия щелей при отклонении механизации крыла на аэродинамические характеристики модели самолета» (соавторы: О.В. Дружинин, О.В. Павленко – ЦАГИ, Х. Мусса – МФТИ, г. Долгопрудный). Он отметил эффективность применения в конструкции перспективного магистрального авиалайнера бесщелевого адаптивного крыла, которое обладает лучшими несущими свойствами и меньшим сопротивлением, чем крыло с щелевой механизацией. Эта технология сегодня активно развивается в ЦАГИ и призвана улучшить взлетно-посадочные и крейсерские характеристики современных летательных аппаратов.
Об аэродинамических особенностях обтекания крыла с солнечными панелями на секции «Гидроаэромеханика» рассказал младший научный сотрудник, председатель Совета молодых ученых и специалистов ФАУ «ЦАГИ» Олег Виноградов (соавторы И.Ю. Белоусов, А.В. Корнушенко, О.В. Павленко – ЦАГИ, Тханг Нгок Чинь – МФТИ, г. Долгопрудный). В результате численных исследований, проведенных в ЦАГИ, выявлено, что наличие солнечных панелей на верхней поверхности крыла создает структурированную шероховатость, которая увеличивает сопротивление и уменьшает подъемную силу. Полученные данные планируется использовать при проектировании компоновок летательных аппаратов с комбинированными источниками питания, сочетающими аккумуляторные и солнечные батареи.
Также ученые центра авиационной науки стали соавторами ряда докладов на актуальные темы, среди которых – численные исследования особенностей нарастания льда с работающим воздушным винтом на крыле летательного аппарата, особенности воздействия генератора вихрей на отрывную зону крыла, влияние бокового ветра на тягу воздушных винтов, установленных на концах крыла сверхбольшого удлинения и др.
Организатором «Десятых Поляховских чтений» выступил СПбГУ. По традиции тематика конференции охватила почти все фундаментальные направления современной механики и носила междисциплинарный характер. Это связано с многогранностью научных интересов выдающегося ученого, профессора Н.Н. Поляхова, в честь 90-летия которого и были впервые проведены в 1997 году «Поляховские чтения».
Н.Н. Поляхов – ученый-механик, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Весомая часть его трудовой биографии связана с ЦАГИ: сюда он устроился на работу после окончания физико-математического факультета МГУ в 1929 году. В 1931 году Н.Н. Поляхов вошел в общетеоретическую группу под руководством академика С.А. Чаплыгина. Продолжал работать в институте до 1941 года, в том числе как совместитель. В сфере его научных интересов – теоретическая и аналитическая механика, проблемы аэродинамики, теория гребных винтов, вопросы механики неголономных систем.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Источник: пресс-служба ЦАГИ
Участниками конференции традиционно стали представители Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Так, в рамках пленарного заседания выступил главный научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН А.М. Гайфуллин, также вошедший в научный программный комитет мероприятия. Тема его доклада была посвящена исследованиям вихревого следа за пассажирским самолетом (соавтор – Ю.Н. Свириденко, ЦАГИ). Это явление представляет опасность для других летательных аппаратов, которые совершают полет в ближнем более низком эшелоне (расстояние между эшелонами может составлять всего 300 м) или заходят на посадку по той же траектории. Ученые ЦАГИ определили аэродинамические характеристики вихревого следа, силы и моменты, действующие на самолет в зоне его влияния, и создали с помощью искусственных нейронных сетей математические модели для пилотажных стендов и авиационных тренажеров.
«Попадание одного самолета в зону влияния вихревого следа от другого самолета является нежелательным явлением и может привести к катастрофе. Чтобы уменьшить неблагоприятные последствия, необходимо обучить летный состав навыкам управления летательным аппаратом в зоне этого опасного влияния. Была разработана математическая модель аэродинамики самолета, основанная на применении нейросетевой технологии для определения в режиме реального времени дополнительных аэродинамических сил и моментов, действующих на самолет в зоне влияния вихревого следа. С ее помощью уже проведено моделирование ряда полетных ситуаций на пилотажных стендах, в том числе с участием летчиков-испытателей», – сказал А.М. Гайфуллин.
В ходе секции «Гидроаэромеханика» начальник отдела ФАУ «ЦАГИ» Виталий Губский представил доклад «Численные исследования влияния наличия щелей при отклонении механизации крыла на аэродинамические характеристики модели самолета» (соавторы: О.В. Дружинин, О.В. Павленко – ЦАГИ, Х. Мусса – МФТИ, г. Долгопрудный). Он отметил эффективность применения в конструкции перспективного магистрального авиалайнера бесщелевого адаптивного крыла, которое обладает лучшими несущими свойствами и меньшим сопротивлением, чем крыло с щелевой механизацией. Эта технология сегодня активно развивается в ЦАГИ и призвана улучшить взлетно-посадочные и крейсерские характеристики современных летательных аппаратов.
Об аэродинамических особенностях обтекания крыла с солнечными панелями на секции «Гидроаэромеханика» рассказал младший научный сотрудник, председатель Совета молодых ученых и специалистов ФАУ «ЦАГИ» Олег Виноградов (соавторы И.Ю. Белоусов, А.В. Корнушенко, О.В. Павленко – ЦАГИ, Тханг Нгок Чинь – МФТИ, г. Долгопрудный). В результате численных исследований, проведенных в ЦАГИ, выявлено, что наличие солнечных панелей на верхней поверхности крыла создает структурированную шероховатость, которая увеличивает сопротивление и уменьшает подъемную силу. Полученные данные планируется использовать при проектировании компоновок летательных аппаратов с комбинированными источниками питания, сочетающими аккумуляторные и солнечные батареи.
Также ученые центра авиационной науки стали соавторами ряда докладов на актуальные темы, среди которых – численные исследования особенностей нарастания льда с работающим воздушным винтом на крыле летательного аппарата, особенности воздействия генератора вихрей на отрывную зону крыла, влияние бокового ветра на тягу воздушных винтов, установленных на концах крыла сверхбольшого удлинения и др.
Организатором «Десятых Поляховских чтений» выступил СПбГУ. По традиции тематика конференции охватила почти все фундаментальные направления современной механики и носила междисциплинарный характер. Это связано с многогранностью научных интересов выдающегося ученого, профессора Н.Н. Поляхова, в честь 90-летия которого и были впервые проведены в 1997 году «Поляховские чтения».
Н.Н. Поляхов – ученый-механик, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Весомая часть его трудовой биографии связана с ЦАГИ: сюда он устроился на работу после окончания физико-математического факультета МГУ в 1929 году. В 1931 году Н.Н. Поляхов вошел в общетеоретическую группу под руководством академика С.А. Чаплыгина. Продолжал работать в институте до 1941 года, в том числе как совместитель. В сфере его научных интересов – теоретическая и аналитическая механика, проблемы аэродинамики, теория гребных винтов, вопросы механики неголономных систем.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Источник: пресс-служба ЦАГИ