Красноярск, Николай Старостин
«Увезу тебя я в тундру» звучит романтично, однако проза жизни, увы, суровее. Доставить человека на Крайний Север – задача довольно сложная. А зачастую – без авиации просто неразрешимая, во всяком случае, в Красноярье. Поэтому сколько-нибудь серьезный сбой в расписании рейсов и продаже билетов вызывает настоящую бурю эмоций. Так случилось и в апреле 2025 года: жители Красноярского края не могли купить авиабилеты на лето – их просто не было в продаже. Ладно те, кто на Север собирался в гости или по туристическим делам – это всегда можно отложить на будущее без особого ущерба. Хуже пришлось самим северянам. Ведь лето для большинства из них – это, что называется, святое: они планируют свои отпуска заранее, чтобы вылететь всей семьей и вернуться к 1 сентября домой. И если житель центральных районов может отправиться в запланированный отпуск множеством других вариантов, то у северян такой возможности нет.
Накал эмоций в публичном поле нарастал до тех пор, пока в конце апреля продажи не были открыты… Но уже по другим тарифам! В итоге, ненадолго стихнув, буря началась по новой.
Что же произошло и почему, разбирался Николай Старостин.
Здесь рынка нет
Который год наша страна живет в условиях санкций, и, несмотря на успехи российской экономики в импортозамещении, проблемы есть. Прежде всего, в небе – отрасли, которую в предыдущие десятилетия отдали на откуп иностранным самолетам. Сегодня почти 70% российского авиапарка составляют самолеты иностранного производства. Стоит ли удивляться, что из-за беспрецедентных санкций затраты авиакомпаний растут с опережением любых графиков? Самолеты нуждаются в постоянном техобслуживании, а даже подорожавшие запчасти напрямую теперь не купить. Обходные пути ведут к увеличению сроков, что влечет необходимость затаривать склады запчастями впрок и, опять-таки, к удорожанию техобслуживания.
Все бы ничего, если б речь шла о «чистом рынке»: поднялись затраты – поднимаем цены, а упадет спрос – снизим предложение. Однако в случае с краевой авиацией «чистый рыночный» механизм отключен волей государства по изложенной выше и очевидной причине: региональная авиация – единственный, фактически, путь для северян на Большую землю, поэтому допустить его превращение в роскошь государство не имеет права.
В связи с этим авиатарифы на внутренних линиях Красноярского края и регулируются постановлением Правительства края № 670-п от 24.09.2001 «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае».
При всем богатстве выбора
Это постановление, конечно, не требует от авиаперевозчиков работать «в минус»: их разорение перерезало бы для северян доступ, например, к сложной медицине – ведь они летают далеко не только в отпуск. А отсутствие такого доступа противоречит Конституции РФ.
Поэтому поднимать тарифы перевозчикам разрешают, но только с весомыми, просчитанными обоснованиями и нормативами финансовых регуляторов – это и отражено в постановлении № 670-п.
Разумеется, расчеты, опирающиеся в том числе на последствия санкций, у авиакомпаний были – об этом автору рассказали в красноярской авиакомпании «КрасАвиа». И предоставили перевозчики эти расчеты как обычно, к декабрю, чтобы новый календарный и бюджетный год проходил уже по новым тарифам. Однако второй год подряд процедура рассмотрения этих расчетов и, соответственно, индексация, сместились с начала года на апрель. От перевозчиков эти сроки не зависят, зато от самих сроков сильно зависит бюджет, а значит и жизнь компаний.
Судите сами: продавать билеты по прошлогодним тарифам на несколько месяцев вперед при кратно, местами, возросших в том же прошлом году затратах, означает тянуть свою компанию на дно банкротства. Конечно, бюджеты и региональный, и государственный, помогают авиаперевозчикам в виде прямых субсидий или дотаций пассажирам на билеты, но полностью переложить все затраты на казну нереально, да и законодательство не позволяет.
Так что повторим: поступить по суровому закону «чистого рынка» и не препятствовать либо свободному росту цен, либо разорению убыточных компаний, государство не может. Ну а региональные авиаперевозчики не могут продавать свои услуги за бесценок по тем же причинам. Вот так и «пропали» почти до конца апреля авиабилеты на лето: как только процедура индексации тарифов завершилась, продажи на все регулярные внутрикраевые рейсы были открыты в полном объеме на глубину до 26 октября 2025 года. По тем самым новым тарифам.
«Где ваша улица, где ваш дом?»
На этом бы и конец истории, но даже поняв эту логику, многие пассажиры продолжали поддерживать негатив. Причину нашли в политике региональной авиакомпании «КрасАвиа», которая стала продавать появившиеся в продаже билеты со скидкой… но только по постоянной северной прописке в паспорте. Некоторые даже назвали это дискриминацией по отношению к остальным гражданам.
Попробуем разобраться и в этом. Для начала заметим, что «паспортная скидка» – инициатива самой компании. Которая хоть и самостоятельный хозяйствующий субъект, а все же действующий в той же логике, что и государство: то есть не совсем по-рыночному.
Во-первых, КрасАвиа и принадлежит государству (в лице Красноярского края); а во-вторых, осознает свою социальную функцию моста между Севером и центром региона. И вот, у компании появилась возможность еще раз доказать это на практике. Появилась, благодаря успешному до сих пор противостоянию всем экономическим трудностям. В последние несколько лет наблюдается устойчивое развитие авиакомпании. Один из ключевых показателей любого авиаперевозчика – это количество перевезенных за год пассажиров, и вот какая динамика по пассажиропотоку наблюдалась в КрасАвиа за последние четыре года: 2021-ый – более 300 тысяч, 2022-ой – более 400 тысяч, 2023-ий – почти 500 тысяч, 2024 год – более 500 тысяч. Проще говоря, у компании образовался некоторый запас прочности, который ее руководство решило направить на помощь северянам.
«Увезу тебя я в тундру» звучит романтично, однако проза жизни, увы, суровее. Доставить человека на Крайний Север – задача довольно сложная. А зачастую – без авиации просто неразрешимая, во всяком случае, в Красноярье. Поэтому сколько-нибудь серьезный сбой в расписании рейсов и продаже билетов вызывает настоящую бурю эмоций. Так случилось и в апреле 2025 года: жители Красноярского края не могли купить авиабилеты на лето – их просто не было в продаже. Ладно те, кто на Север собирался в гости или по туристическим делам – это всегда можно отложить на будущее без особого ущерба. Хуже пришлось самим северянам. Ведь лето для большинства из них – это, что называется, святое: они планируют свои отпуска заранее, чтобы вылететь всей семьей и вернуться к 1 сентября домой. И если житель центральных районов может отправиться в запланированный отпуск множеством других вариантов, то у северян такой возможности нет.
Накал эмоций в публичном поле нарастал до тех пор, пока в конце апреля продажи не были открыты… Но уже по другим тарифам! В итоге, ненадолго стихнув, буря началась по новой.
Что же произошло и почему, разбирался Николай Старостин.
Здесь рынка нет
Который год наша страна живет в условиях санкций, и, несмотря на успехи российской экономики в импортозамещении, проблемы есть. Прежде всего, в небе – отрасли, которую в предыдущие десятилетия отдали на откуп иностранным самолетам. Сегодня почти 70% российского авиапарка составляют самолеты иностранного производства. Стоит ли удивляться, что из-за беспрецедентных санкций затраты авиакомпаний растут с опережением любых графиков? Самолеты нуждаются в постоянном техобслуживании, а даже подорожавшие запчасти напрямую теперь не купить. Обходные пути ведут к увеличению сроков, что влечет необходимость затаривать склады запчастями впрок и, опять-таки, к удорожанию техобслуживания.
Все бы ничего, если б речь шла о «чистом рынке»: поднялись затраты – поднимаем цены, а упадет спрос – снизим предложение. Однако в случае с краевой авиацией «чистый рыночный» механизм отключен волей государства по изложенной выше и очевидной причине: региональная авиация – единственный, фактически, путь для северян на Большую землю, поэтому допустить его превращение в роскошь государство не имеет права.
В связи с этим авиатарифы на внутренних линиях Красноярского края и регулируются постановлением Правительства края № 670-п от 24.09.2001 «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае».
При всем богатстве выбора
Это постановление, конечно, не требует от авиаперевозчиков работать «в минус»: их разорение перерезало бы для северян доступ, например, к сложной медицине – ведь они летают далеко не только в отпуск. А отсутствие такого доступа противоречит Конституции РФ.
Поэтому поднимать тарифы перевозчикам разрешают, но только с весомыми, просчитанными обоснованиями и нормативами финансовых регуляторов – это и отражено в постановлении № 670-п.
Разумеется, расчеты, опирающиеся в том числе на последствия санкций, у авиакомпаний были – об этом автору рассказали в красноярской авиакомпании «КрасАвиа». И предоставили перевозчики эти расчеты как обычно, к декабрю, чтобы новый календарный и бюджетный год проходил уже по новым тарифам. Однако второй год подряд процедура рассмотрения этих расчетов и, соответственно, индексация, сместились с начала года на апрель. От перевозчиков эти сроки не зависят, зато от самих сроков сильно зависит бюджет, а значит и жизнь компаний.
Судите сами: продавать билеты по прошлогодним тарифам на несколько месяцев вперед при кратно, местами, возросших в том же прошлом году затратах, означает тянуть свою компанию на дно банкротства. Конечно, бюджеты и региональный, и государственный, помогают авиаперевозчикам в виде прямых субсидий или дотаций пассажирам на билеты, но полностью переложить все затраты на казну нереально, да и законодательство не позволяет.
Так что повторим: поступить по суровому закону «чистого рынка» и не препятствовать либо свободному росту цен, либо разорению убыточных компаний, государство не может. Ну а региональные авиаперевозчики не могут продавать свои услуги за бесценок по тем же причинам. Вот так и «пропали» почти до конца апреля авиабилеты на лето: как только процедура индексации тарифов завершилась, продажи на все регулярные внутрикраевые рейсы были открыты в полном объеме на глубину до 26 октября 2025 года. По тем самым новым тарифам.
«Где ваша улица, где ваш дом?»
На этом бы и конец истории, но даже поняв эту логику, многие пассажиры продолжали поддерживать негатив. Причину нашли в политике региональной авиакомпании «КрасАвиа», которая стала продавать появившиеся в продаже билеты со скидкой… но только по постоянной северной прописке в паспорте. Некоторые даже назвали это дискриминацией по отношению к остальным гражданам.
Попробуем разобраться и в этом. Для начала заметим, что «паспортная скидка» – инициатива самой компании. Которая хоть и самостоятельный хозяйствующий субъект, а все же действующий в той же логике, что и государство: то есть не совсем по-рыночному.
Во-первых, КрасАвиа и принадлежит государству (в лице Красноярского края); а во-вторых, осознает свою социальную функцию моста между Севером и центром региона. И вот, у компании появилась возможность еще раз доказать это на практике. Появилась, благодаря успешному до сих пор противостоянию всем экономическим трудностям. В последние несколько лет наблюдается устойчивое развитие авиакомпании. Один из ключевых показателей любого авиаперевозчика – это количество перевезенных за год пассажиров, и вот какая динамика по пассажиропотоку наблюдалась в КрасАвиа за последние четыре года: 2021-ый – более 300 тысяч, 2022-ой – более 400 тысяч, 2023-ий – почти 500 тысяч, 2024 год – более 500 тысяч. Проще говоря, у компании образовался некоторый запас прочности, который ее руководство решило направить на помощь северянам.

Но почему только им?
Тут самое время вернуться к вопросу, почему компания, имея этот запас прочности, не могла продавать те же билеты на лето до утверждения новых тарифов? Да просто потому, что это «съело» бы все запасы за раз: одно дело – продать в убыток часть билетов, другое – все до единого. Теми же соображениями диктовалась и дисконтная политика.
Давайте вспомним, что на Север летают не только его жители, но и многочисленные вахтовые рабочие, командировочные, подрядчики и даже туристы. То есть люди, либо летающие за счет своих компаний, либо просто более платежеспособные, чем коренные северяне. И у них нет жизненно важной нужды добираться по социально значимому (!) авиамосту в один или другой его конец.
Отсюда то же соображение: дать скидку вообще – это значит «помочь» за свой счет, в том числе крупным компаниям, таким же участникам рынка, как и сам перевозчик. Тем, кто имеет возможность возить на Север, например, вахтовых рабочих.
Чтобы такого не произошло, и выделенные средства были потрачены исключительно на поддержание транспортной доступности северян, КрасАвиа и дало скидку только тем, кто имеет прописку в Эвенкийском, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах, Туруханском, Кежемском, Богучанском, Мотыгинском и Енисейском районах, Северо-Енисейском муниципальном округе, а также городском округе Норильск.
Тут самое время вернуться к вопросу, почему компания, имея этот запас прочности, не могла продавать те же билеты на лето до утверждения новых тарифов? Да просто потому, что это «съело» бы все запасы за раз: одно дело – продать в убыток часть билетов, другое – все до единого. Теми же соображениями диктовалась и дисконтная политика.
Давайте вспомним, что на Север летают не только его жители, но и многочисленные вахтовые рабочие, командировочные, подрядчики и даже туристы. То есть люди, либо летающие за счет своих компаний, либо просто более платежеспособные, чем коренные северяне. И у них нет жизненно важной нужды добираться по социально значимому (!) авиамосту в один или другой его конец.
Отсюда то же соображение: дать скидку вообще – это значит «помочь» за свой счет, в том числе крупным компаниям, таким же участникам рынка, как и сам перевозчик. Тем, кто имеет возможность возить на Север, например, вахтовых рабочих.
Чтобы такого не произошло, и выделенные средства были потрачены исключительно на поддержание транспортной доступности северян, КрасАвиа и дало скидку только тем, кто имеет прописку в Эвенкийском, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах, Туруханском, Кежемском, Богучанском, Мотыгинском и Енисейском районах, Северо-Енисейском муниципальном округе, а также городском округе Норильск.

Будем объективны
Однако и такая, вполне очевидная логика, устроила не всех. Некоторые пассажиры обратились в краевое министерство транспорта с жалобой на дискриминацию «по прописке». Министерство же напомнило в ответ, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, «вправе устанавливать скидки на свои услуги и товары для любых категорий граждан». Добавим от себя: вряд ли кто-то считает скидку на день рождения, которая много где есть, дискриминацией всех неименинников.
Правда, в случае с авиаперевозчиками, это работает при одном, но серьезном «но»: они не могут продавать свои услуги дороже установленного государством ценового потолка. Ниже – пожалуйста, хоть себе в убыток, выше – нет.
Впрочем, рискнем утверждать, что и для пассажиров КрасАвиа без северной прописки поводов жаловаться не так уж много. Если ненадолго погрузиться в математику, то можно заметить, что «в авиабилетах» жители Красноярского края за семь лет (если брать с 2018 по 2024 гг.) стали только богаче.
Присмотритесь к графику, рассчитанному с помощью официальной государственной статистики: инфляция, увеличение минимального размера оплаты труда и, главное, рост средней зарплаты – все это с хорошим запасом опережает рост авиатарифов. Для того и было вышеупомянутое постановление № 670-п.
Вместо резюме
Купить билет по программе «Северная прописка» можно онлайн – на сайте авиакомпании «КрасАвиа», а также офлайн – в билетной кассе любого агентства. Программа действует на всю глубину открытой продажи, причем количество мест по данному тарифу не квотировано и ограничивается только общей вместимостью самолета. Более подробная информация о льготной программе "Северная прописка" размещена на официальном сайте АО «КрасАвиа» (https://krasavia.ru/programma-severnaya-propiska).
Источник: пресс-служба Авиакомпании "КрасАвиа"
Однако и такая, вполне очевидная логика, устроила не всех. Некоторые пассажиры обратились в краевое министерство транспорта с жалобой на дискриминацию «по прописке». Министерство же напомнило в ответ, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, «вправе устанавливать скидки на свои услуги и товары для любых категорий граждан». Добавим от себя: вряд ли кто-то считает скидку на день рождения, которая много где есть, дискриминацией всех неименинников.
Правда, в случае с авиаперевозчиками, это работает при одном, но серьезном «но»: они не могут продавать свои услуги дороже установленного государством ценового потолка. Ниже – пожалуйста, хоть себе в убыток, выше – нет.
Впрочем, рискнем утверждать, что и для пассажиров КрасАвиа без северной прописки поводов жаловаться не так уж много. Если ненадолго погрузиться в математику, то можно заметить, что «в авиабилетах» жители Красноярского края за семь лет (если брать с 2018 по 2024 гг.) стали только богаче.
Присмотритесь к графику, рассчитанному с помощью официальной государственной статистики: инфляция, увеличение минимального размера оплаты труда и, главное, рост средней зарплаты – все это с хорошим запасом опережает рост авиатарифов. Для того и было вышеупомянутое постановление № 670-п.
Вместо резюме
Купить билет по программе «Северная прописка» можно онлайн – на сайте авиакомпании «КрасАвиа», а также офлайн – в билетной кассе любого агентства. Программа действует на всю глубину открытой продажи, причем количество мест по данному тарифу не квотировано и ограничивается только общей вместимостью самолета. Более подробная информация о льготной программе "Северная прописка" размещена на официальном сайте АО «КрасАвиа» (https://krasavia.ru/programma-severnaya-propiska).
Источник: пресс-служба Авиакомпании "КрасАвиа"