Новости

Академия наук авиации и воздухоплавания: российский триумф в небе Бангалора.

Международная авиационно-космическая выставка Aero India-2025 прошла в период с 10 по 14 февраля на территории авиабазы ВВС Индии Елаханка в г. Бангалоре (штат Карнатака). Это - одна ведущих выставок авиационно-космической отрасли в Азии, проводится с 1996 года с периодичностью один раз в два года. Девизом выставки этого года стал слоган «Дорога к миллиарду возможностей».

В рамках традиционно широкой летной программы выставки свои выдающиеся возможности показал новейший российский самолет пятого поколения Су-57Э. Его высочайшие летно-технические характеристики продемонстрировал заслуженный летчик-испытатель Герой Российской Федерации Сергей Богдан. Именно Су-57Э занял заголовки большинства местных СМИ, хотя в небе Бангалора в итоге летал и американский F-35.
Основные тематические разделы Aero India – военная авиация, авиакосмическая промышленность, системы безопасности, гражданская авиация, беспилотная авиация, средства ПВО, оборудование для аэродромов и аэропортов, технологии наземного обслуживания и др. Организаторы выставки – Министерство обороны Республики Индии, Департамент оборонной промышленности Министерства обороны Республики Индии, а также индийская авиастроительная корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

По сообщениям индийских СМИ, в выставке приняли участие свыше 900 экспонентов (против 800 в 2023 г.), включая 150 иностранных. Общая площадь выставки выросла с 35 000 м² до 42 000 м². Среди гостей выставки были министры обороны или заместители глав оборонных ведомств 26 стран, а также высокопоставленные представители еще более чем 80 государств, сообщила газета Hindu.

Выступая на пресс-конференции в Бангалоре накануне мероприятия, министр обороны Индии Раджнат Сингх описал Aero India 2025 как важнейшую платформу, которая будет продвигать видение правительства о сильной и самостоятельной Индии.

«Aero India — это платформа, которая демонстрирует силу, стойкость и самостоятельность Новой Индии. Она не только важна для готовности Индии к обороне, но и играет ключевую роль в формировании будущего нашей страны. Она продемонстрирует наши оборонные возможности и наладит глобальное партнерство. Наша цель — усилить сотрудничество в областях, представляющих общий интерес с нашими дружественными странами, способствуя более глубокому сотрудничеству и общему прогрессу. Это мероприятие не просто демонстрация технологий и инноваций, оно послужит источником вдохновения для нашей молодежи, способствуя развитию научного темперамента и духа инноваций», — сказал Раджнат Сингх.
Он добавил, что сегодня Индия не только способна проектировать и разрабатывать основные платформы и оборудование, но и успешно создала обширную цепочку поставок внутри страны.

«В Индии сейчас производятся такие передовые платформы, как легкий боевой самолет Tejas, легкий боевой вертолет Prachand и транспортный самолет C-295. Мы также приняли твердое решение производить истребители пятого поколения у себя в стране. От усовершенствованных вариантов ракеты Agni, ракетной системы Astra и ракетной системы Pinaka до новейшей гиперзвуковой ракетной системы и системы противовоздушной обороны Akash – мы создали многочисленные истории успеха. Эти достижения сыграли решающую роль в укреплении нашего оборонного сектора, сделав Индию более самостоятельной и безопасной», — сказал Раджнат Сингх.

«Сегодня характер коммуникации и обмена данными в военных операциях становится намного сложнее. Зависимость от космических навигационных систем, связи и наблюдения подразумевает, что такие активы должны быть интегрированы в наши оперативные планы. Использование беспилотников в недавних конфликтах показывает, что будущее будет зависеть от комплексных усилий пилотируемых, беспилотных и автономных боевых систем. Следовательно, наше оборонное производство должно сосредоточиться на создании мер противодействия этим новым вызовам», — добавил министр.
Впервые в истории Aero India в выставке участвовали два самых современных истребителя пятого поколения — российский Су-57 и американский F-35 Lightning II.

«Это событие знаменует собой веху в глобальном оборонном сотрудничестве и технологическом прогрессе, предоставляя любителям авиации и экспертам в области обороны беспрецедентную возможность увидеть эти самые современные боевые самолеты. Включение как Су-57, так и F-35 подчеркивает позицию Индии как ключевого центра международного оборонного и аэрокосмического сотрудничества. Aero India 2025 даст редкую возможность параллельного сравнения восточной и западной технологии истребителей пятого поколения, предлагая военным аналитикам, военным и любителям авиации ценную информацию об их возможностях», - заявило Министерство обороны Индии.

Россия в Бангалоре

Организатором единой российской экспозиции на Aero India 2025 традиционно стал «Рособоронэкспорт». На выставке более 10 крупнейших российских оборонных холдингов продемонстрировали современные российские самолеты, вертолеты, двигатели, системы и комплексы ПВО. Всего посетителям и гостям на экспозиции представили более 500 наименований продукции.

«Индия – важнейший стратегический партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и один из ключевых партнеров «Рособоронэкспорта» в мире. Только за последние 20 лет, с 2005 по 2025 годы, «Рособоронэкспорт» подписал контрактных документов с Индией на 50 млрд. долл., а общий объем поставок российской продукции военного назначения в эту страну составляет около 80 млрд. долл., – сообщил генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. – Сегодня «Рособоронэкспорт» и индийская сторона работают над расширением двустороннего технологического сотрудничества в рамках программы Make In India. Предлагаем партнерам масштабные проекты по совместной разработке и производству военных самолетов, вертолетов, средств ПВО, бронетехники и боеприпасов. Готовы также обсуждать возможность совместного продвижения этой продукции в третьи страны».

Совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией Ростеха «Рособоронэкспорт» провел первую презентацию перспективного многофункционального истребителя Су-57Э на статической стоянке выставки. Мероприятие посетили десятки индийских журналистов.

«Рособоронэкспорт» также показал современные управляемые авиационные ракеты, предназначенные для включения в состав комплексов авиационного вооружения истребителей 4++ и 5 поколений как российского, так и иностранного производства.

Среди них – доказавшие свою высокую эффективность в реальных боевых условиях ракеты РВВ-МД2 и РВВ-БД для поражения воздушных целей, Х-35УЭ – для поражения боевых кораблей и транспортных судов, Х-38МЛЭ – для высокоточного поражения наземных объектов, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ для поражения излучающих РЛС зенитных ракетных комплексов и систем, а также малозаметная крылатая ракета Х-69 нового поколения.

В сегменте специальной авиации «Рособоронэкспорт» представил самолет-заправщик Ил-78МК-90А, который в процессе эксплуатации может быть оперативно переоборудован в различные варианты – транспортный, санитарный, противопожарный и медицинский госпиталь.

На стенде «Рособоронэкспорта» был представлен ЗРПК «Панцирь-С1М» от холдинга «Высокоточные комплексы» Ростеха. Российский спецэкспортер провел публичную презентацию и этой системы. Комплексы «Панцирь» зарекомендовали себя в реальных боевых условиях как эффективное средство противодействия БпЛА, крылатым и баллистическим ракетам, авиации и вертолетам при охране объектов инфраструктуры, отметил «Рособоронэкспорт».

Дебютным для Индии стал показ комплекса «Ланцет-Э», заметно выделяющегося в своем сегменте рынка исключительно успешным применением в реальных условиях.

«Россия занимает первое место по объему сотрудничества в оборонной сфере с Индией за период с 2015 по 2025 годы. Доля нашей страны превышает 30% от общего объема поставок продукции военного назначения для индийских вооруженных сил», - сказал Александр Михеев накануне открытия Aero India 2025.

«Сейчас мы можем предложить Индии развитие сотрудничества по самолету Су-57Э, в том числе поставку готовых самолетов, локализацию их производства в Индии, а также оказание содействия в разработке индийского истребителя 5 поколения. В случае успешного завершения переговорного процесса заводы индийской корпорации HAL, где сегодня изготавливается Су-30МКИ готовы в кратчайшие сроки освоить производство нового самолета», - сообщил Александр Михеев, говоря о перспективах Су-57Э в Индии.

Он также рассказал о том, что для Индии было обновлено предложение по продаже Индии вертолетов Ка-226Т: теперь они оснащены новейшим двигателем ВК-650В.
«Индийской стороне передано обновленное техническое предложение по легкому многоцелевому вертолету Ка-226Т. Для его оснащения предлагается новейший российский двигатель ВК-650В, который впервые демонстрируется на Aero India 2025», - сообщил РИА Новости глава «Рособоронэкспорта».
Замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Бабич в свою очередь заявил в ходе Aero India 2025, что готова поделиться с Индией технологиями для создания современных боевых самолетов.

«Мы знаем о тех самолетах, которые разрабатываются в Индии. Некоторые из них мы здесь видим, некоторые, естественно, находятся пока в стадии проектирования и разработки. И в этом смысле мы тоже готовы подключиться к этой работе, используя уже наш опыт, наши компетенции и технологии, которыми мы уже обладаем», - заявил Михаил Бабич.

Гости стенда Объединенной авиастроительной корпорации на Aero India 2025 могли «полетать» на интерактивном тренажере Су-57Э с использованием элементов виртуальной реальности.

«Индия – наш давний стратегический партнер, эксплуатирующий значительное количество российской техники. Мы готовы продолжить многолетнюю историю успешного сотрудничества наших стран и при разработке новых поколений авиационной техники», – сказал генеральный директор ОАК Вадим Бадеха.
«Можно уверенно сказать, что в Индии нашу машину ждут. Интерес высокий - как среди специалистов, так и в целом в СМИ и информационном сообществе. Считаю, что в Индии нас ждет теплый прием», - добавил он в интервью ТАСС.

По словам главы ОАК, холдинг планирует создать на базе Су-57 смешанной сетеориентированной системы с применением беспилотников.

«Я думаю, что той, как принято говорить, летающей платформе, которая была получена в самолете Су-57, предстоит достаточно длительное будущее. Например, на Aero India представлен американский истребитель F-16. Ведь самолету пятый десяток, а они до сих пор активно предлагаются с определенными модификациями, улучшениями. Точно так же и российские самолеты, и это хорошо. То есть создается очень серьезная, мощная платформа, где есть все необходимые характеристики с точки зрения устойчивости, управляемости, малой и низкой заметности, они в нее вложены. Планер, конфигурация, все технические решения - они действительно подтверждаются, и это открывает широкую дорогу для дальнейшей жизни и улучшения этого самолета», - рассказал, со своей стороны, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.
Выставка Aero India 2025 принесла новости и касательно другого новейшего проекта ОАК – нового учебно-боевого самолета Як-130М.

«Идет изготовление трех опытных образцов, проводится комплектация системами и агрегатами. Срок выполнения первого полета будет определен по результатам завершения изготовления первого опытного образца и наземной отработки самолета», - сообщили в пресс-службе ПАО «Яковлев».

В компании уточнили, что мощностей Иркутского авиационного завода достаточно для изготовления новых Як-130М.

В свою очередь глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев рассказал РИА Новости, что емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, и уже ведутся консультации с несколькими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки.

Масштабное участие в Aero India 2025 приняли российские двигателестроители – Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех впервые продемонстрировала в Бангалоре двигатель пятого поколения 177С для самолетов оперативно-тактической авиации и новый двигатель ВК-650В для легких вертолетов.

На стенде ОДК был показан полноразмерный макет новейшего двигателя 177С для самолетов оперативно-тактической авиации. Реализованные в новом двигателе конструкторские решения обеспечивают значительно повышенную тягу при тех же габаритах, что и у базового АЛ-31ФП, эксплуатируемого в Индии в составе самолетов Су-30МКИ и локализованного на мощностях Корпорации HAL. Ресурс двигателя 177С составляет 6 000 часов. Двигатель 177С отличается сниженным на всех режимах работы расходом топлива, что сокращает эксплуатационные расходы.

«ОДК в составе Госкорпорации Ростех расширяет линейку авиационных двигателей для современных самолетов и вертолетов и создает новые силовые установки, которые отвечают требованиям заказчиков. Двигатель 177С относится к пятому поколению, и его можно устанавливать и на самолеты с силовыми установками предыдущего поколения без внесения изменений в конструкцию, и на самолеты нового поколения. Новый турбовальный двигатель ВК-650В может применяться на российских и зарубежных легких вертолетах. Мы уже получили Сертификат типа, который подтверждает, что двигатель готов к серийному производству», — отметил заместитель генерального директора по стратегии и программно-проектному управлению Михаил Ремизов.

Впервые на Aero India ОДК продемонстрировала турбовальный двигатель ВК-650В, который получил в России Сертификат типа и готов к серийному производству. Силовая установка создана для российских вертолетов «Ансат» и Ка-226Т. Конструкция двигателя также позволяет применять его на других вертолетах и в составе перспективных летательных аппаратов.

Кроме того, ОДК показала двигатель АЛ-55Э, который применяется для учебно-тренировочных самолетов. Он разработан ОДК специально для индийского УТС HJT-36. Силовая установка обладает рядом преимуществ, в частности, его модульная конструкция обеспечивает высокую технологичность и позволяет снизить эксплуатационные расходы, отметили в холдинге.
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» показал в Бангалоре модели боевых средств из состава зенитной ракетной системы (ЗРС) большой дальности С-400 «Триумф», модели зенитных ракетных комплексов малой дальности семейства «Тор» (АБМ «Тор-М2КМ» в стационарном и мобильном исполнении, «Тор-Э2» на гусеничном и «Тор-М2К» на колесном шасси), модель боевой машины стрелков-зенитчиков ПЗРК «Тайфун-ПВО(Э)», модель малогабаритной станции помех МСП-418К, которая устанавливается на самолетах МиГ-29 и т.д.

Впервые концерн представил информацию о станции активных помех Л203 («Гардения»), которая предназначена для защиты самолетов от поражения радиоуправляемым оружием классов «воздух-воздух» и «земля-воздух».

Авиастроение Индии

Авиастроительная промышленность Индии показала на Aero India 2025 широкий спектр своих разработок – в фокусе внимания гостей выставки находились перспективный истребитель 5-го поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), перспективный беспилотный летательный аппарат, создаваемый в рамках программы Combat Air Teaming System (CATS), перспективный палубный истребитель TEDBF (Twin Engine Deck Based Fighter), учебно-тренировочный самолет HJT-36 и пр.

Индийская авиастроительная корпорация HAL демонстрировала свои достижения под девизом «Инновации. Сотрудничество. Лидерство».

«Разработанный и созданный HAL легкий вертолет общего назначения (LUH) будет в центре внимания. Различные инновационные продукты, задуманные и разработанные подразделениями HAL в области авионики, механических систем, двигателей и аэрокосмической техники для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, также станут изюминкой стенда HAL», — заявил доктор Д. К. Сунил, исполнительный директор HAL.
На открытой экспозиции рядом со стендом HAL были представлены национальный индийский истребитель LCA Mk 1A Tejas и учебно-тренировочный самолет HJT 36. Самолеты HTT-40, LCA Mk 1 Trainer, Hindustan 228, Do-228, а также вертолет LUH были представлены на статической экспозиции.

В «Павильоне Индии» была размещена экспозиция под слоганом «Полет к самодостаточности», в центре которой находились демонстратор боевой беспилотной системы CATS Warrior, а также усовершенствованный вертолет следующего поколения ALH NG и БПЛА вертолетного типа RUAV.

HAL были представлены современные системы авионики, такие как: система управления полетами, генератор цифровых карт, система связи Data Lite, комплекс связи с системой управления звуком, система звукового оповещения, панели радиоуправления и т. д. Также были представлены системы управления полетом и электромеханические системы, такие как активное управление боковой ручкой.

По направлению двигателестроения HAL продемонстрировала статические модели двигателей HTSE-1200 и GTEG-60. Экспозиция космической техники включала в себя масштабные модели CE-20, GSLV Mk III и Chandrayaan-3.

Значимым событием Aero India 2025 стало официальное присвоение наименования Yashas учебно-тренировочному самолету HJT-36, оснащаемому российским двигателем АЛ-55Э.

«Масштабные изменения базовой промежуточной учебной платформы привели к значительному изменению ее возможностей и, следовательно, предоставили возможность дать новое название в соответствии с сохраняющейся актуальностью самолета как учебной системы для современной военной авиации. В связи с этим HJT-36 назван Yashas», — заявил Д. К. Сунил.

Для ввода в эксплуатацию самолет был модернизирован с использованием современной авионики и «ультрасовременной» кабины, сообщила HAL. Это призвано повысить эффективность обучения и эксплуатации, одновременно обеспечивая снижение массы.

«Yashas способен на обучение пилотов второго этапа, противоповстанческие и противоназемные операции, обучение применению вооружения, высший пилотаж и т. д. Он оснащен реактивным двигателем AЛ-55Э с системой FADEC, обеспечивающим лучшее в своем классе отношение тяги к весу, оптимизированное управление тягой и надежность. Увеличенная задняя кабина с опущенным носом обеспечивает превосходный круговой обзор и улучшенную ситуационную осведомленность с помощью современной стеклянной кабины с многофункциональными дисплеями и индикацией на лобовом стекле. Возможности HJT-36 включают сваливание и штопор, высший пилотаж, размещение вооружения весом до 1000 кг, одноточечную дозаправку и слив топлива на земле», - отметили в HAL.

В ходе Aero India 2025 была продемонстрирован полноразмерный макет перспективного истребителяAMCA. Разработанный Агентством развития авиации (ADA) совместно с HAL, AMCA представляет собой 25-тонный двухдвигательный многоцелевой истребитель-невидимку, который, как отмечают СМИ Индии, будет иметь технологии, используемые в самых современных в мире истребителях: искусственный интеллект для принятия решений, за доли секунды, возможности сетецентрической войны, внутренний отсек вооружения для повышения скрытности и т.д.

Компания Brahmos Aerospace показала в Бангалоре воздушный, наземный и морской варианты сверхзвуковой ракеты BrahMos. В фокусе внимания посетителей экспозиции предприятия была полномасштабная модель усовершенствованного варианта ракеты воздушного базирования, установленная на фронтовом истребителе Су-30МКИ ВВС Индии.

Ракета BrahMos-A, как отмечают индийские СМИ, была успешно интегрирована в комплекс вооружения самолета Су-30МКИ. Благодаря своим высоким возможностям данная ракета класса «воздух-поверхность» стала самым мощным высокоточным оружием индийской авиации, позволяющей ей вести современные воздушные боевые операции с больших расстояний в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях.

BrahMos Aerospace — совместное индийско-российское предприятие, производит сверхзвуковые крылатые ракеты, которые можно запускать с подводных лодок, кораблей, самолетов или с наземных платформ. СП было создано в 1998 году и названо в честь рек Брахмапутра и Москва.

Следующая выставка Aero India состоится в 2027 г. Даты традиционно будут обнародованы в предшествующие ей месяцы.

В статье использованы фото АО «Рособоронэкспорт», ПАО «ОАК», АО «ОДК»
Новости Академии