Автор:
Наталья Ивановна Володина
Наталья Ивановна Володина
17 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза, участника Великой отечественной войны Ивана Корнеевича Ведерникова. Жизнь его была уникальная, поистине героическая – он, сын рабочего из города, не имевшего никакого отношения к авиации, стал выдающимся летчиком, летал на 56 типах самолетов, большую часть из которых испытывал. За эту работу был награжден 36 государственными наградами, в том числе: 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Боевого Красного знамени, Отечественной войны 1-ой степени, Красной Звезды, медалями – За Отвагу, Забоевые заслуги, За взятие Кенигсберга, За Победу над Германией и др., был отмечен многими ведомственными наградами, премиями и благодарностями. С другой стороны, как бы банально это ни звучало, его путь похож на пути многих мальчишек его поколения, в его судьбе отразилась судьба и история страны.
И.К.Ведерников родился на Украине, в селе Новокраснянка Луганской области в зажиточной крестьянской семье переселенных донских казаков. Его отец, Корней Егорович, устроился работать слесарем на завод в г.Рубежное и вскоре с семьей – женой и тремя сыновьями перебрался туда жить. Так что в школу Иван пошел в Рубежном.
И.К. Ведерников не раз говорил, что в летную профессию он попал случайно. В Рубежном, где он жил со своими родителями и братьями, он и самолета ни разу близко не видел. Но в 10 классе к ним в школу приехали представители Лисичанского аэроклуба, агитируя ребят попробовать себя в летном деле. Иван, сомневавшийся в своем здоровье, решил воспользоваться случаем и провериться. В результате из 67 записавшихся медицинскую и мандатную комиссии прошли 36, а закончили только 16 человек, и он в их числе. Изучая самолет, он увлекся авиацией, хотя обучение было непростым делом. На аэродром в Переездной надо было добираться на поезде, поэтому приходилось вставать в 4 утра. С 8 до 12 занимался в аэроклубе – изучали теорию, учились летать на учебном самолете По-2, он назывался тогда У-2. Потом возвращался в Рубежное - ко второй смене. Школу и аэроклуб закончил одновременно, в июне 1941 года.
И.К.Ведерников родился на Украине, в селе Новокраснянка Луганской области в зажиточной крестьянской семье переселенных донских казаков. Его отец, Корней Егорович, устроился работать слесарем на завод в г.Рубежное и вскоре с семьей – женой и тремя сыновьями перебрался туда жить. Так что в школу Иван пошел в Рубежном.
И.К. Ведерников не раз говорил, что в летную профессию он попал случайно. В Рубежном, где он жил со своими родителями и братьями, он и самолета ни разу близко не видел. Но в 10 классе к ним в школу приехали представители Лисичанского аэроклуба, агитируя ребят попробовать себя в летном деле. Иван, сомневавшийся в своем здоровье, решил воспользоваться случаем и провериться. В результате из 67 записавшихся медицинскую и мандатную комиссии прошли 36, а закончили только 16 человек, и он в их числе. Изучая самолет, он увлекся авиацией, хотя обучение было непростым делом. На аэродром в Переездной надо было добираться на поезде, поэтому приходилось вставать в 4 утра. С 8 до 12 занимался в аэроклубе – изучали теорию, учились летать на учебном самолете По-2, он назывался тогда У-2. Потом возвращался в Рубежное - ко второй смене. Школу и аэроклуб закончил одновременно, в июне 1941 года.

Конечно, не только желание проверить себя физически, но и нечто большее, черты и склонности его характера привели его в эту профессию, определив весь его дальнейший жизненный путь. Неслучайные случайности, которых еще много будет в его судьбе… Он писал: “Поступал я в аэроклуб без ведома родителей, так как знал, что мама, как и все мамы, оберегая своего ребенка, будет против. Я знал и понимал, что это работа повышенной опасности, но не придавал этому значения и даже испытывал чувство гордости за свое мужество и храбрость и превосходства над некоторыми сверстниками. Это был мой первый самостоятельный поступок, определивший направление пути моей жизни.
Эти чувства и потом повторялись в моей жизни, и порою сильнее и даже сознательнее, - при первом самостоятельном полете, боевых вылетах на фронте, испытательных полетах, связанных с большой ответственностью, сложностью и даже опасностью. Они наполняли мою жизнь главным смыслом и интересом, удовлетворением, элементами гордости …”
Читать полностью...
Эти чувства и потом повторялись в моей жизни, и порою сильнее и даже сознательнее, - при первом самостоятельном полете, боевых вылетах на фронте, испытательных полетах, связанных с большой ответственностью, сложностью и даже опасностью. Они наполняли мою жизнь главным смыслом и интересом, удовлетворением, элементами гордости …”
Читать полностью...
Источник: Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"