Новости

Они сами дали себе «Приказ на взлёт».

Герой Советского Союза, штурман Марина Михайловна Раскова


Источник:

Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"


В городах России всё чаще стали появляться плакаты, с которых улыбается красивая женщина в шлемофоне и лётных очках. Это Марина Михайловна Раскова. Но в наши дни, к сожалению, мало кто сможет назвать это имя. А в 30-е годы прошлого столетия она, как говорят сейчас, была медийной личностью - первая женщина-штурман, лётчица, рекордсменка, Герой Советского Союза. Её дела и подвиги вдохновляли молодых девчонок записываться в аэроклубы. В октябре 1941 года она сформировала три женских авиаполка, один из которых - 46-ой гвардейский ночной бомбардировочный Таманский полк. Его лётчицы стали знаменитыми на весь мир. Совсем ещё молодые девушки-пилоты так докучали фашистам своими бомбардировками, что они прозвали их “Ночными ведьмами”.

Память о Марине Расковой жива и вдохновляет по сей день. В Санкт-Петербурге завершаются съёмки первого игрового фильма о Марине Расковой «Приказ на взлёт». Кино расскажет о важном событии в истории авиации в годы Великой Отечественной войны и о той роли, которую сыграла эта смелая, целеустремленная, находчивая и опередившая своё время женщина в формировании трёх женских авиаполков.
История создания фильма началась два года назад. Четыре девушки, взяв отпуск, отправились в Краснодарский край. Кажется в этом нет ничего особенного - поехать к морю, чтобы понежиться на пляже. Однако, у них была совершенно иная цель. Девушки хотели своими глазами увидеть, где и в каких условиях воевали девчонки 46-ого гвардейского авиаполка.

Любовь к авиации связывает эту четверку уже долгие годы. Поездки по знаковым местам трёх авиаполков были и раньше, но в таком составе они поехали впервые. Как шутят сами девушки: “Девчонкам сверху было угодно, чтобы мы поехали именно таким составом и они нам помогли собраться вместе! Мы постоянно чувствуем их присутствие!” (прим. ред. имеют в виду лётчиц этих авиаполков).

За окном машины, на которой ехали девушки, сменяя друг друга красовались кубанские степи и маленькие домики станиц. Они ещё помнят пролетающие мимо самолёты под управлением юных, улыбчивых лётчиц. Девушки двигались вперёд, им хотелось своими глазами увидеть, где базировался полк: где взлетали самолёты, куда возвращались с боевых заданий экипажи, а также почтить память тех, кому не суждено было вернуться с той войны. Особенно волнительно было общение с местными жителями, чьи родители были свидетелями самой страшной ночи в боевой истории 46-ого авиаполка – в ночь на 1 августа 1943 года в районе села Русское погибли сразу 4 экипажа. Жители села показали девушкам место, куда упали сбитые самолёты.

Один из дней авторы фильма провели в Керчи. Там, в ночь на 9 апреля 1944 года, погибли штурман 46-го женского авиаполка Герой Советского Союза (посмертно) Евгения Руднева и юная лётчица Пана Прокопьева. Их охваченный огнем самолёт упал в центре города недалеко от горы Митридат. Они попали в лучи прожекторов и вражеские зенитки открыли по ним прицельный огонь. Конечно, все четверо поднялись на самую вершину горы, чтобы осмотреть окрестности. С бывших вражеских позиций город и акватория просматривались, как на ладони. Стало понятно в каких сложных условиях лётчицам приходилось прорываться к цели, выполняя задание. Под впечатлением от увиденного девушки делились эмоциями, перебивая друг друга: “Наши вон оттуда летели.”, “Ага, а цель там. Понятно, что мимо не пройти.”, “ Да, а тут стрелять одно удовольствие. Самолёты с этой горы как в тире.”, “Не было шансов уйти у них, к сожалению.”. С горы Митридат девушки спускались молча.

Читать полностью...
Новости партнеров АНАВ