Голубой экран для красных соколов (к истории применения телевидения в авиации).
Автор: Александр Михайлович Кириндас
Автор: Александр Михайлович Кириндас
В период между мировыми войнами в Великобритании, Германии, СССР и Америке началось интенсивное развитие телевидения. Ведущим разработчиком по новой тематике к середине 1930-х гг в нашей стране стал ленинградский НИИ-9. Разумеется, военные разных стран обратили внимание на новинку, среди прочего отметив возможность применения телевидения в авиации. Первых успехов в негласном соревновании удалось достичь американской компании RCA. Аппаратура была положительно оценена в СССР и приобретена. Благодаря малой массе (менее трех центнеров) и небольшим габаритам, коллективу НИИ-9 удалось разместить аппаратуру RCA на отечественном четырехмоторном самолете ТБ-3, а телевизионный приемник на грузовом автомобиле.
По мере совершенствования телевизионная аппаратура становилась все более компактной, уже к 1939 г. её можно было установить на самолете СБ или ДБ-3. Снижались и габариты приёмных устройств. Телевизионные приёмники последнего предвоенного времени стали настолько маленькими, что их масса уже не превышала пары десятков килограммов. Это позволило поставить вопрос о создании аппаратуры для приёма телевизионного сигнала на самолете. Достаточно компактный телевизор можно было установить в кабине небольшого летательного аппарата, например – истребителя, что существенно улучшало его тактические возможности. Телевизионная приёмная аппаратура получила наименование РД.
В основе концепции комплекса РД лежало предложение инженера НИИ-9 Голованевского Э.И. об использовании телевидения для передачи на самолёт-истребитель данных о целях. По первоначальному варианту телевизионный приёмник должен был показывать на экране россыпь светлых точек с экрана радиолокатора в местах нахождения целей. Накладывая прозрачную карту на экран телевизора, лётчик мог определять нахождение своего самолёта и целей. Подобная система была использована в Ленинграде для передачи координат наземным постам ПВО. Однако при отработке авиационного варианта выяснилось, что яркость и качество изображения недостаточны для наблюдения через прозрачную карту. Невозможно различать свои самолеты и противника. Габариты установки слишком велики. Поэтому было решено транслировать на самолёт не сигнал с радиолокатора, а изображение карты с указанием целей или текстовых сообщений.
С началом войны и эвакуацией коллектив НИИ-9 оказался разделён, поэтому работы по телевизионным установкам для самолёта с конца 1941 г велись в низком темпе.
Первые успехи по теме РД были достигнуты во второй половине 1942 г.
К лету 1942 г основные разработчики были сосредоточены главным образом в Москве, где в соответствии с решением ГКО и приказом наркома №324с от 14 августа 1942 г., в ВЭИ были организованы две телевизионные лаборатории №9 и №11, которым, в частности, надлежало разработать и изготовить «аппаратуру телевизионной связи истребительного самолета с радиообнаружительной станцией для управления истребительной авиации ПВО тыла страны».
Организационные мероприятия завершились к октябрю 1942 г, и лаборатории приступили к работе.
По мере совершенствования телевизионная аппаратура становилась все более компактной, уже к 1939 г. её можно было установить на самолете СБ или ДБ-3. Снижались и габариты приёмных устройств. Телевизионные приёмники последнего предвоенного времени стали настолько маленькими, что их масса уже не превышала пары десятков килограммов. Это позволило поставить вопрос о создании аппаратуры для приёма телевизионного сигнала на самолете. Достаточно компактный телевизор можно было установить в кабине небольшого летательного аппарата, например – истребителя, что существенно улучшало его тактические возможности. Телевизионная приёмная аппаратура получила наименование РД.
В основе концепции комплекса РД лежало предложение инженера НИИ-9 Голованевского Э.И. об использовании телевидения для передачи на самолёт-истребитель данных о целях. По первоначальному варианту телевизионный приёмник должен был показывать на экране россыпь светлых точек с экрана радиолокатора в местах нахождения целей. Накладывая прозрачную карту на экран телевизора, лётчик мог определять нахождение своего самолёта и целей. Подобная система была использована в Ленинграде для передачи координат наземным постам ПВО. Однако при отработке авиационного варианта выяснилось, что яркость и качество изображения недостаточны для наблюдения через прозрачную карту. Невозможно различать свои самолеты и противника. Габариты установки слишком велики. Поэтому было решено транслировать на самолёт не сигнал с радиолокатора, а изображение карты с указанием целей или текстовых сообщений.
С началом войны и эвакуацией коллектив НИИ-9 оказался разделён, поэтому работы по телевизионным установкам для самолёта с конца 1941 г велись в низком темпе.
Первые успехи по теме РД были достигнуты во второй половине 1942 г.
К лету 1942 г основные разработчики были сосредоточены главным образом в Москве, где в соответствии с решением ГКО и приказом наркома №324с от 14 августа 1942 г., в ВЭИ были организованы две телевизионные лаборатории №9 и №11, которым, в частности, надлежало разработать и изготовить «аппаратуру телевизионной связи истребительного самолета с радиообнаружительной станцией для управления истребительной авиации ПВО тыла страны».
Организационные мероприятия завершились к октябрю 1942 г, и лаборатории приступили к работе.

Наземная аппаратура комплекса РД в сборе
На протяжении последующего года в каждой из двух лабораторий работало чуть больше четверти сотни человек.
В частности, в лаборатории №11 работали Белякова А.К., Голованевский Э.И., Круссер Б.В., Песьяцкий И.Ф., Расплетин А.А. и др.
Помимо РД в лабораториях ВЭИ №9 и №11 занимались новыми компактными телевизионными трубками, а также продолжали довоенные работы по разведывательным самолетам с телевизионной передающей установкой, но они заслуживают отдельного рассказа.
При изготовлении первого образца аппаратуры РД для ускорения решения поставленной задачи было решено применить имеющуюся телевизионную аппаратуру, приспособив её для новых целей. Таким образом, была использована довоенная установка «Доломит». К концу 1942 г. эта установка была переделана в телевизионный передатчик, вновь разработаны и изготовлены 3 шт. самолётных телевизионных приёмников, а также собраны источники питания передатчика и приёмников.
Читать полностью...
В частности, в лаборатории №11 работали Белякова А.К., Голованевский Э.И., Круссер Б.В., Песьяцкий И.Ф., Расплетин А.А. и др.
Помимо РД в лабораториях ВЭИ №9 и №11 занимались новыми компактными телевизионными трубками, а также продолжали довоенные работы по разведывательным самолетам с телевизионной передающей установкой, но они заслуживают отдельного рассказа.
При изготовлении первого образца аппаратуры РД для ускорения решения поставленной задачи было решено применить имеющуюся телевизионную аппаратуру, приспособив её для новых целей. Таким образом, была использована довоенная установка «Доломит». К концу 1942 г. эта установка была переделана в телевизионный передатчик, вновь разработаны и изготовлены 3 шт. самолётных телевизионных приёмников, а также собраны источники питания передатчика и приёмников.
Читать полностью...