Академия наук авиации и воздухоплавания поддержала историческую рубрику "Из истории отечественных ВВС" в журнале "Крылья Родины".
От передового полка до полного забвения. История и боевой путь 86 ГВИАП (в/ч 06858).
Автор: Евгений Александрович Арчаков
Маркулешты - в настоящее время единственная база ВВС Молдовы на которой дислоцируется несколько вертолетов и военно-транспортный самолет АН-26 и 6 самолетов МиГ-29 в непригодном для полетов состоянии. Аэродром почти не эксплуатируется и сейчас мало кто помнит о том , что в советские годы здесь, на территории Молдавии, дислоцировался боевой авиационный полк прошедший Великую Отечественную войну и более 40 лет обеспечивал безопасность Советского Союза. В статье хотелось бы передать историю данного воинского соединения ВВС, а затем Морской авиации СССР.
Формирование полка. Участие в Великой Отечественной войне
86 истребительный авиационный полк был сформирован 14 июля 1941 года на военном аэродроме в районе поселка Богай-Барановка Саратовской области, путем выделения из 20 ИАП. Новый полк входил в состав 61 САД Брянского фронта и временно сохранил номер "материнского" полка – 20 ИАП. Уже 20 августа 1941 года, базируясь на аэродроме Алехина-Мертвое и вооруженный истребителями Як-1, полк вступил в боевые действия.
Через 2 дня, группа во главе с капитаном Василием Дмитриевичем Гуляевым вступила в бой, уничтожив немецкий бомбардировщик JU-88. Это была первая победа полка. В октябре 1941 года, полк был выведен на переформирование в тыл . Приказом штаба 61-й смешанной дивизии 18 января 1942 года полк переименован в 744-й Истребительный Авиационный полк. С 19 февраля 1942 года вёл боевые действия в составе ВВС 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. С 14 июня полк вошёл в состав 240-й иад и воевал на Северо-западном, Ленинградском и Калининском фронтах. Полк вел интенсивные боевые действия.
Из личных воспоминаний Героя Советского Союза И. Ф. Мотуза:
"Один из боев, проведённый мной на участке Северо-Западного фронта в районе города Старая Русса. 13 августа 1942 г. к исходу дня напряжённость боевой работы достигла максимума. В течение дня наши самолёты производили по нескольку боевых вылетов. В 20.00 очередная группа вылетела на задание, но спустя 15 минут после вылета группы командование получило сообщение о том, что наша группа ведёт неравный бой и просит о помощи. Я со своим ведомым получил разрешение помочь товарищам. На взлете, мой ведомый доложил мне, что материальная часть неисправна, полёт продолжать невозможно. Я приказал ведомому произвести посадку, а сам полетел на помощь товарищам. Став на боевой курс, я получил по радио сообщение, что к нашему аэродрому идёт 4 Ме-109, по-видимому, имеющие задачей нанести удар по нашим истребителям, возвращающимся с боевого задания. До встречи с противником я сумел набрать высоту 2000 метров и прямо перед собой, на этой же высоте заметил шесть Ме-109.Я их атаковал на встречных курсах. Я заметил, что неожиданная атака вызвала у противника растерянность, но потом немцы поняли, что я один, и всей четвёркой на мой одиночный самолёт., Не теряя времени я вступил в бой на виражах, продолжая наступательную тактику. В первые секунды боя, используя беспорядочный строй противника и хорошее качество самолёта Як-7б на виражах, зашёл одному Ме-109 в хвост и с первой очереди зажег его. Увлекшись удачей, я просмотрел, как один из Ме-109 атаковал меня. Я получил ранение в правую руку и ногу. Резко переведя самолёт в набор высоты, я вышел из-под атаки, тем самым исправив свою ошибку. Не обращая внимания на ранение, я перевёл свой самолёт в атаку. Я резко бросил свой самолёт в вираж, используя превосходящие качества Як-7б над Ме-109. Пара самолётов противника отошла немного в сторону, и набрав высоту, приняла на себя роль сковывающих самолётов. Когда мне удавалось занять выгодное положение для атаки, верхняя пара Ме-109 сразу же приходила на выручку третьему. Я вынужден был прекращать атаку и уклоняться от огня пары Ме-109. Но вдруг Атаки немцев начали принимать яростный характер. Воспользовавшись беспорядочным строем противника в один из моментов, я поймал Ме-109 в прицел. Пушечная очередь, и второй Ме-109 был уничтожен. Оставшаяся пара самолётов противника после потери второго самолёта прекратила атаки. Не упуская из виду пару Ме-109, я взял курс на свой аэродром. Немцы перешли в пикирование, решив атаковать мой самолёт снизу. Я стал в вираж. Немцы, оказавшиеся снизу в очень невыгодном для них положении, задуманной ими атаки не произвели, а развернувшись ушли на свою территорию. Так закончился мой бой с 4 Ме-109."
Всего Иван Федорович Мотуз Выполнил около 450 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, в которых сбил 7 самолётов противника лично и 12 в группе. После тяжелого ранения списан с летной работы и продолжил службу в Главном штабе РККА.
Иван Фомич Мотуз
С ноября 1942 по март 1943 года полк переучивался на самолеты Як-7.
18 апреля 1943 года полк вернулся на фронт. 1 мая 1943 года, за образцовое выполнение боевых задач полк был переименован в 86-ой Гвардейский истребительный авиационный полк. В данный период в полку отличился капитан Алексей Николаевич Дергач. 27 мая заместитель командира эскадрильи сбил два самолёта за день, 30 мая — ещё два, 1-го июня — ещё один. А 5 июня 1943 года Алексей Николаевич в одном воздушном бою над южной частью Ладожского озера сбивает сразу 3 немецких бомбардировщика. В июле 1943 года майор Дергач А.Н. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.