Новости

Представители авиационной науки и промышленности обсудили вопросы интеллектуализация комплексов бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации.

На сегодняшний день приоритетной задачей является обеспечение технологической независимости отечественного авиапрома, в том числе интеллектуализации воздушных судов гражданской авиации (далее - ВС ГА), в частности за счет технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ).

Еще несколько лет назад ожидания ученых о полностью беспилотных ВС ГА сводились к 2040 годам. Сегодня специалисты в области интеллектуализации комплексов бортового оборудования (далее – КБО) допускают возможность реализации автономного полета в более ранние сроки.

Технический прогресс в авиационной отрасли определяет необходимость перехода к интеллектуализированным системам управления перспективной авиационной техникой. Большинство процессов в гражданской авиации уже являются высокоавтоматизированными. Однако перспективные ВС ГА - сложные высокотехнологичные объекты, к которым предъявляются все более жесткие требования. Поэтому постепенная интеллектуализация и автоматизация является поэтапным и необходимым путем перехода от пилотируемой гражданской авиации к беспилотной. Первостепенной целью становится увеличение функциональности КБО за счет повышения уровня автоматизации его функций, а затем поэтапное уменьшение уровня нагрузки на экипаж за счет снижения человеко-машинного взаимодействия пилота и ВС ГА.

Исследования по разработкам и внедрению интеллектуальных КБО, а также постоянный анализ их эффективности являются приоритетными направлениями деятельности для ученых ГосНИИАС (ФАУ «ГосНИИАС», входит в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

В связи с растущей актуальностью научных исследований в этой области, 12 апреля 2023 года ГосНИИАС под руководством НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – НИЦ) провел научный семинар «Интеллектуализация комплексов бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации».
В мероприятии приняли участие сотрудники НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и подведомственных организаций – ЦАГИ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, СибНИА им. С.А. Чаплыгина и ГкНИПАС имени Л. К. Сафронова, а также представители предприятий промышленности. Всего в семинаре поучаствовало 77 специалистов, из них очно – 58, по видеоконференцсвязи – 19.

В рамках мероприятия, ученые ГосНИИАС представили доклады по следующим научным направлениям:

- современные тенденции, задачи и направления интеллектуализации комплексов бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации;

- концепция, проблемы и технологии реализации виртуального второго пилота воздушного судна гражданской авиации;

- интеллектуализация и автоматизация бортового оборудования перспективных воздушных судов гражданской авиации и актуальность проведения исследований с использованием летающей лаборатории;

- стендовые полунатурные экспериментальные исследования как средство эффективной разработки, интеграции и демонстрации перспективных технологий интеллектуализации комплексов бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации;

- применение технологий машинного обучения и искусственных нейронных сетей для интеллектуализации комплексов бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации;

- интеллектуальные системы технического зрения перспективных воздушных судов гражданской авиации;

- интеллектуальные системы принятия решений в условиях окружающего трафика;

- системы предиктивной диагностики технического состояния перспективных воздушных судов гражданской авиации.

Заслушав доклады специалистов ГосНИИАС, участники семинара обсудили актуальные проблемные вопросы по интеллектуализации КБО ВС ГА в России и за рубежом. Также были затронуты немаловажные аспекты социального восприятия технологий ИИ на борту самолета, вероятности отказа виртуального второго пилота, сценарии развития ситуаций при нештатной работе оборудования и систем, а также вопросы и перспективы совместного использования воздушного пространства пилотируемой и беспилотной авиации.

Интеллектуализация перспективных самолетов в первую очередь позволит облегчить работу пилота, максимально освободив его от выполнения рутинных операций за счет автоматизации, и предоставит ему возможность сконцентрироваться на выполнении сложных или приоритетных задач. А внедрение технологий ИИ позволит максимально быстро находить оптимальные решения в сложных условиях полета и компенсировать возможные ошибки, вызванные «человеческим фактором». Комплексное решение задач автоматизации и интеллектуализации обеспечит высокий уровень безопасности полета даже в условиях вынужденного сокращения экипажа или внештатных условий работы оборудования. Однако еще одним сложным вопросом является сертификация систем с применением ИИ ввиду сложности доказательства ее правильной работоспособности. Решение данных задач одно из ключевых современных направлений научного сообщества.

Участники семинара определили целесообразность проведения семинара по интеллектуализации ВС ГА с возможностью выступления сотрудников предприятий промышленности в ГосНИИАС на постоянной основе.

Дальнейшее развитие тематики семинара запланировано при проведении 7-ой Международной конференции «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов», которая состоится на базе ГосНИИАС в рамках МАКС-2023.

Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»
Новости партнеров АНАВ