Автор: Лариса Сергеевна Хотулёва, генеральный директор ООО «Дельта НДТ», исполнительный директор ООО «Формула НК»
Компания «Дельта НДТ» – член Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), член Санкт -Петербургской Торгово -Промышленной Палаты.
С 2008 по 2016 гг. наша компания поставляла на российский рынок оборудование иностранных производителей.
Однако в 2015 году на фоне введения санкций против России, резкого падения курса рубля, осложнения импорта, к нам пришло понимание необходимости собственного производства оборудования и расходных материалов для неразрушающего контроля.
2016 год стал для нашей компании поворотным: под торговой маркой «ФОРМУЛА НК» мы впервые представили на российском рынке оборудование магнитопорошкового и капиллярного контроля.
Поддерживаем своих
В июне 2022 года Правительство РФ утвердило программу развития авиаотрасли на 770 млрд рублей, при этом стратегической задачей определен ускоренный переход на отечественную авиатехнику.
Хотим верить, что стратегия приоритета отечественных товаров перед импортными наконец то действительно распространится во всех сферах промышленного производства. Однако, если первые 8 месяцев 2022 года нам не надо было убеждать заказчиков, что, к примеру, ПЛК отечественного производства – это плюс, а не минус, то сейчас вновь выходят закупки на приобретение оборудования, в технических заданиях которых указаны иностранные бренды. Почему то общепринято, что хорошие ПЛК – это Siemens, но, по нашему опыту, отечественный ОВЕН зарекомендовал себя ничуть не хуже, а стоит он в два три раза дешевле.
В 2016 году мы начали производство оборудования для магнитопорошкового и капиллярного контроля. Одной из стратегических задач, которые мы перед собой ставили, было изготовление оборудования, доля российских комплектующих в котором стремилась бы к 100%. У нас имелся так называемый «вендор лист», большую часть которого составляли импортные комплектующие и материалы. Они были доступны и, в целом, продавались по вполне адекватным ценам.
К этому «вендор листу» мы составили альтернативный список, в котором каждому пункту первоначального перечня были противопоставлены 2 3 отечественных аналога.
Отчасти разделяя опасения в отношении надежности и качества электрических, электронных комплектующих, систем автоматики, сделанных у нас в стране, мы решили подтверждать пригодность изделий того или иного российского производителя опытным путем. Для этого нами был изготовлен макет дефектоскопа, единственной задачей которого было работать определенное время на заданных режимах, имитируя работу в условиях реального производства. В течение двух лет мы поочередно устанавливали в этот макет комплектующие из нашего альтернативного списка и нещадно их тестировали. В результате этой работы нами был получен список, почти целиком состоящий из комплектующих и материалов, произведенных в России, которые в настоящий момент мы используем при производстве нашего оборудования.
Пригодность каждого из изделий для целей нашего производства, его качество и надежность подтверждены опытным путем. При проведении эксперимента ни один наш заказчик не пострадал.
Кроме очевидного патриотического эффекта, нам удалось:
– снизить себестоимость продукции за счет более низкой цены на отечественные комплектующие по сравнению с импортными;
– сократить срок изготовления оборудования за счет более коротких сроков поставки на некоторые виды комплектующих, в первую очередь на элементы автоматических систем;
– выяснить, что ресурс надежности на комплектующие, успешно прошедшие наше тестирование, лежит далеко за пределами одного, двух и даже трех лет, что позволило нам увеличить стандартный срок гарантии на наше оборудование до 24 месяцев, а на некоторые серийные приборы – даже до 36 месяцев;
– уверенно себя чувствовать в середине 2022 года, называя цену и срок изготовления оборудования.
Проводя описанную выше работу по импортозамещению, мы ожидали получение экономического эффекта в масштабах нашего бизнеса, однако 2022 год заставил увидеть глобальность эффекта от идеи покупать российское.
То, что мы отдаем предпочтение отечественным производителям, это не дань моде, это шанс на развитие для каждого из тех, с кем мы работаем. Оснащая свои дефектоскопы комплектующими иностранного производства, мы в своей стране прокормим лишь небольшую кучку людей, обеспечивших логистику запрещенного к ввозу оборудования, а большая часть денег уйдет из страны.
Покупая российские комплектующие (повторюсь, достойного качества), мы даем их производителям ресурсы на дальнейшее развитие их изделий, на улучшение сервиса, на проведение научно исследовательских работ. В конечном итоге, возвратный эффект от этого получим и мы, и наши заказчики.
Дефектное изделие в процессе магнитопорошкового контроля
Может ли хорошее оборудование быть дешевым?
Обычно с такого вопроса начинают рассуждения о том, почему оборудование, которое вам предлагают купить, такое дорогое. Выше я упоминала, что нам удалось снизить себестоимость продукции за счет использования более дешевых комплектующих при сохранении качества и надежности конечного изделия. При сохранении уровня цен более низкая себестоимость позволяет нам зарабатывать больше, больше тратить на совершенствование своей продукции, разработки, рост, найм высококвалифицированного персонала. В условиях же тендера низкая себестоимость позволяет нам предлагать заказчику более низкую цену при сохранении качества исполнения нашего оборудования, быть конкурентоспособными по цене. Однако падение цены в условиях тендера в два, три, а иногда и в четыре раза неизменно вызывает у заказчиков опасения, будет ли оборудование изготовлено на должном уровне. При этом никто не задается вопросом, а не была ли при формировании первоначальной цены заложена супермаржа.
Безусловно, высокая цена может быть установлена производителем на инновационную продукцию, и это объясняется, с одной стороны, масштабными вложениями в разработки, с другой – высоким экономическим эффектом, который получит заказчик от внедрения этой инновационной продукции. Однако, наблюдая за нашим рынком, иногда вопрос стоит даже не в экономической эффективности, а в экономической целесообразности использования дорогостоящих изобретений. Открытым зачастую остается вопрос, решают ли вообще эти разработки те задачи, которые должны решать.
Ничего нового, только надежное выявление дефектов
Сердце любого магнитопорошкового дефектоскопа – источник тока. Пропуская ток через деталь по определенной схеме и нанеся суспензию, содержащую частицы оксида железа, можно обнаружить дефекты, не видимые глазом. Уметь управлять током в магнитопорошковой дефектоскопии – это ключевое умение. Два года мы потратили на разработку специализированного источника. И на данный момент мы – одна из немногих компаний в мире, имеющих специализированный генератор тока. Наш БАЛТИЕЦ позволяет формировать токи любого рода и любой формы, необходимые для магнитопорошкового контроля, переключаться между родами тока, управляя этим процессом электронно.
В последние несколько лет в России начали звучать заявления о разработках новейших супертехнологий, позволяющих выявлять любые дефекты на любых деталях. Мы внимательно следим за всеми подобными заявлениями и тщательно проверяем каждое на эффективность в надежном выявлении дефектов. И пока можем с уверенностью сказать только одно – к сожалению, супертехнологий не существует. По крайне мере, на данный момент. Хотелось бы призвать специалистов, работающих на предприятиях авиационной отрасли, так же критически подходить к любым разработкам, преподносимым как инновационные и суперэффективные, а еще – внимательнее читать российские и мировые источники информации по неразрушающему контролю за прошлый век.
А пока надежно работает только система:
– правильно подобранный дефектоскоп от надежного производителя, подходящий для решения задач контроля конкретных деталей;
– грамотный персонал, который разработает правильные карты контроля и будет ответственно и с понимаем процесса подходить к работе;
– расходные материалы, позволяющие обнаруживать дефекты с нужным уровнем чувствительности.
Каким бы прекрасным ни было оборудование, в дефектоскопии многое решает человеческий фактор. В 2022 году на базе нашего производственного предприятия мы открыли класс практической подготовки специалистов по магнитопорошковому и капиллярному контролю. Персонал заказчика в ходе практических занятий на реальных объектах контроля получает:
– базовые необходимые знания о физике методов;
– практический опыт разработки карт контроля деталей;
– алгоритм подбора необходимого оборудования и расходных материалов, исходя из задач контроля;
– навыки работы со средствами контроля: от элементарных приборов до полноценных дефектоскопов.
Этих знаний достаточно для ежедневной практической работы дефектоскописта. Дальнейшее обучение с получением аттестации и прохождением квалификационных экзаменов возможно в специализированных учебных центрах, имеющих соответствующую аккредитацию.
Мобильные генераторы тока БАЛТИЕЦ
Итоги 2022
С сентября 2022 года мы, производители оборудования, неразрывно связанного с технологическим, наблюдаем резкий рост спроса на нашу продукцию. Он выражается и в увеличении количества объявленных конкурсных процедур на ЭТП, и в сокращении «проектного» периода: времени, проходящего между первым контактом с потенциальным заказчиком и приобретением оборудования, и в сложности задач, которые ставят перед нами заказчики, и в очевидном увеличении количества денег, вкладываемых в отрасль.
Все это, безусловно, служит общей цели, поставленной перед отраслью и Правительством, и геополитической ситуацией.
Мы много работаем и надеемся, что наша работа тоже станет маленьким шажком на пути возрождения отечественной авиации.
Источник: журнал "Крылья Родины" (генеральный информационный партнёр АНАиВ)