Авторы:
Василий Шапкин,
Первый заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук, профессор, академик Академии наук авиации и воздухоплавания.
Владислав Гласов,
Директор проектного комплекса «Интеллектуальный борт» НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», кандидат технических наук. Доцент.
Василий Шапкин,
Первый заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук, профессор, академик Академии наук авиации и воздухоплавания.
Владислав Гласов,
Директор проектного комплекса «Интеллектуальный борт» НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», кандидат технических наук. Доцент.

Анализ причин летных происшествий в коммерческой авиации по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) показал, что первое место занимает «человеческий фактор» и составляет порядка 80%.
Цели и задачи интеллектуализации
К перспективным воздушным судам (ВС) гражданской авиации (ГА) сейчас предъявляются жесткие требования, вызванные необходимостью использования новых технологий и процедур для повышения безопасности, эффективности, доступности, пропускной способности, гибкости, предсказуемости и устойчивости при одновременном снижении воздействия авиации на окружающую среду [1–3]. В связи с этим, одной из главных целей проектирования перспективного комплекса бортового оборудования (КБО) является увеличение его функциональности. В начале 2000-х гг. количество функций на борту стало превышать усредненную нагрузку на пилота ВС ГА (рис. 1).

В то же время:
- ограничение времени на обучение экипажа;
- рост числа типов ВС и их модификаций;
- снижение времени на переучивание экипажа формирует еще одну важную цель проектирования перспективного КБО – уменьшение нагрузки на пилота и её нормализация.
Стоит отметить, что ранее применялся подход, заключающийся в компенсации недостатков машины работой и опытом человека. Но на сегодняшний день из-за технологической сложности ВС предел возможностей человека по управлению уже достигнут. Представленные на рис. 1 цели противоположны. Для достижения этих противоречивых целей вектор научных исследований направлен на максимальную автоматизацию функций и оптимальное снижение человеко-машинного взаимодействия. Заштрихованная область на графике является полем работы в части интеллектуализации КБО.
Читать полностью...
Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз" №3/4 2024г.
- ограничение времени на обучение экипажа;
- рост числа типов ВС и их модификаций;
- снижение времени на переучивание экипажа формирует еще одну важную цель проектирования перспективного КБО – уменьшение нагрузки на пилота и её нормализация.
Стоит отметить, что ранее применялся подход, заключающийся в компенсации недостатков машины работой и опытом человека. Но на сегодняшний день из-за технологической сложности ВС предел возможностей человека по управлению уже достигнут. Представленные на рис. 1 цели противоположны. Для достижения этих противоречивых целей вектор научных исследований направлен на максимальную автоматизацию функций и оптимальное снижение человеко-машинного взаимодействия. Заштрихованная область на графике является полем работы в части интеллектуализации КБО.
Читать полностью...
Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз" №3/4 2024г.