Искусственный интеллект в задачах повышения уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Авторы: Василий Шапкин, Первый заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук, профессор, академик Академии наук авиации и воздухоплавания. Владислав Гласов, Директор проектного комплекса «Интеллектуальный борт» НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», кандидат технических наук. Доцент.
Анализ причин летных происшествий в коммерческой авиации по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) показал, что первое место занимает «человеческий фактор» и составляет порядка 80%.
Цели и задачи интеллектуализации
К перспективным воздушным судам (ВС) гражданской авиации (ГА) сейчас предъявляются жесткие требования, вызванные необходимостью использования новых технологий и процедур для повышения безопасности, эффективности, доступности, пропускной способности, гибкости, предсказуемости и устойчивости при одновременном снижении воздействия авиации на окружающую среду [1–3]. В связи с этим, одной из главных целей проектирования перспективного комплекса бортового оборудования (КБО) является увеличение его функциональности. В начале 2000-х гг. количество функций на борту стало превышать усредненную нагрузку на пилота ВС ГА (рис. 1).
В то же время: - ограничение времени на обучение экипажа; - рост числа типов ВС и их модификаций; - снижение времени на переучивание экипажа формирует еще одну важную цель проектирования перспективного КБО – уменьшение нагрузки на пилота и её нормализация.
Стоит отметить, что ранее применялся подход, заключающийся в компенсации недостатков машины работой и опытом человека. Но на сегодняшний день из-за технологической сложности ВС предел возможностей человека по управлению уже достигнут. Представленные на рис. 1 цели противоположны. Для достижения этих противоречивых целей вектор научных исследований направлен на максимальную автоматизацию функций и оптимальное снижение человеко-машинного взаимодействия. Заштрихованная область на графике является полем работы в части интеллектуализации КБО.