Новости

Технико-экономическое обоснование использования дирижаблей нового поколения в различных отраслях российской экономики.

Александр Николаевич Кирилин,
Генеральный директор-Генеральный конструктор АО «Аэростатика»
Руководитель отделения «Воздухоплавание»
Академии наук авиации и воздухоплавания, д. т. н.
Сегодня дирижабли не являются столь популярными и знакомыми людям, как самолеты, вертолеты или ракеты. Но не следует забывать, что именно аэростатические летательные аппараты, а именно: тепловые (монгольфьеры) и газовые свободные аэростаты (шарльеры), а затем и управляемые аэростаты (дирижабли) являются первооткрывателями воздушного океана. Максимальный же расцвет воздухоплавательной техники соответствует тому периоду, когда летательные аппараты легче воздуха являлись практически единственно возможными средствами полета. Так называемый «золотой век» дирижабле строения – это первая треть прошлого столетия. В те времена дирижабли достигали в длину до 250 метров и могли перевозить до 100 тонн полезной нагрузки, активно работали регулярные пассажирские воздухоплавательные линии, в том числе межконтинентальные. Из Европы в Северную и Южную Америку можно было перелететь только на дирижабле, но уже тогда с завидным комфортом: в 1-2 местных каютах, гуляя по просторным прогулочным палубам, обедая в ресторане «под живую музыку». Такой комфорт даже близко не достижим для современных воздушных лайнеров. Дерзкие технические решения были реализованы на воздушных авианосцах – дирижаблях «Акрон» и «Мекон». Внутри каждого из них (в ангаре) располагалось по 5 самолетов-истребителей, которые имели возможность взлетать с дирижабля и на него же возвращаться после выполнения боевого задания.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ

Однако, открыв первые яркие страницы в истории освоения воздушного океана и, казалось бы, надежно в нем прописавшись, затем дирижабли уступили «пальму первенства» более компактным и скоростным аппаратам тяжелее воздуха. Но в конце 20 столетия люди снова увлеклись летательными аппаратами легче воздуха. Воздухоплавание стало массовым видом туризма и спорта. Нет недостатка и в голосах, пророчащих массовое возвращение в небо дирижаблей. Во всяком случае, есть все основания полагать, что в первой половине текущего столетия следует ожидать возрождения воздухоплавательной техники как одного из видов транспорта будущего.

В современной технике используются четыре принципа полета летательных аппаратов: аэростатический, аэродинамический, ракетодинамический и баллистический. Полеты дирижаблей базируются преимущественно на аэростатическом способе создания подъемной силы и, отчасти, аэродинамическом. Аэростатический принцип полета является самым энергетически экономичным, потому что для создания архимедовой подъемной силы энергия вообще не нужна. Применительно к дирижаблям «Архимед» выступает в роли антигравитатора и как бы держит аппарат за корпус и не дает ему упасть. Для преодоления же силы сопротивления горизонтального полета требуется сравнительно незначительная энергия.

На простых алгебраических формулах легко показать (разделы 3.1, 3.2 монографии: Кирилин А.Н. Дирижабли – М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2013. – 416 с.: ил.), что плавать по воздуху энергетически многократно экономичнее, чем плавать морским судам по воде. А, как известно, именно морской транспорт является на сегодня самым экономичным вследствие своих низких удельных энергетических затрат. Конечно, вода и воздух – разные стихии. Их плотность отличается почти в тысячу раз. Потому для создания большой аэростатической подъемной силы требуются воздушные корабли большой и сверхбольшой размерности со всеми вытекающими отсюда проблемами. Однако эти проблемы на современном уровне развития науки и техники вполне разрешимы.

Архимедова подъемная сила, выступающая в роли антигравитатора, далеко не единственное достоинство дирижаблей. Важно также, что аэростатическая подъемная сила не зависит от скорости полета, а значит, даже выход из строя всех двигателей и аэродинамических систем управления не катастрофичен для дирижабля. Учитывая, что центр приложения аэростатической подъемной силы находится выше центра масс, мы имеем эффект «Ваньки-встаньки», благодаря которому дирижабли являются статически и динами чески устойчивыми в диапазоне околонулевых и малых скоростей. Дирижаблям не грозит опасно накрениться или свалиться в штопор.

Использование в качестве подъемного газа флегматизированного водорода позволяет применять его также в качестве горючего для топливных элементов, и как средство балластировки дирижабля. Сочетание же большой омываемой поверхности корпуса дирижабля с малой потребной удельной энерговооруженностью позволяет применять в большом объеме солнечные батареи. Поэтому в перспективе дирижабли будут летать исключительно на экологически чистом топливе – водороде и солнечной энергии.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что дирижаблям свойственны уникальные энергетические, летно-технические и эколого-экономические параметры, такие как:

- Экологичность и экономичность;

- Естественная безопасность полетов и отсутствие ограничений по маршрутам передвижения, каковыми для других видов транспорта являются аэродромы, шоссейные и железные дороги, реки, моря и океаны;

- Большая дальность и продолжительность полетов;

- Безаэродромная эксплуатация благодаря вертикальному взлету и посадке; возможность перевозки «от двери до двери» тяжелых и крупногабаритных грузов.

Применение данного класса летательных аппаратов может изменить парадигму в транспортной логистике.

Проведенный структурно-параметрический анализ и синтез дирижаблей с различными типами конструкции и силовой установки в широком диапазоне размерностей подтвердил, что транспортные дирижабли ближайшего будущего грузоподъемностью от 10 до 200 тонн будут иметь перед летательными аппаратами тяжелее воздуха и другими видами транспорта немало важных преимуществ.

Сегодня человечеству по силам строить такие аппараты.

Но уже в ближайшей перспективе, по мере накопления опыта, можно будет создавать воздухоплавательные летательные аппараты длиной до 500 метров и грузоподъемностью до 1000-1500 тонн, что эквивалентно железнодорожному составу до 25 вагонов по 60 тонн.

Такие воздушные супергрузовики способны будут выполнять транспортные операции в 5-10 раз экономичнее, чем самолеты и в 20-30 раз экономичнее, чем вертолеты. С высокой рентабельностью на них можно будет перевозить на большие расстояния практически любые грузы.

Акционерное общество «Аэростатика» и ООО «Научно-производственная фирма «Аэростатика» располагают большим объемом патентов, ноу-хау, научными и конструкторско-технологическими заделами по не имеющим аналогов в мире многоцелевым, транспортным, туристическим, пассажирским и стратосферным дирижаблям нового поколения. Реализация 2-3 из выше перечисленных проектов позволит России занять твердое лидирующее положение в мире в инновационной высокотехнологичной области воздухоплавательной техники. НПФ «Аэростатика» уже построила несколько экспериментальных дирижаблей (в том числе два для Министерства Обороны) и имеет восьмилетний опыт их эксплуатации, включая трехлетний опыт коммерческой эксплуатации над Москвой. Подробно с разработками АО «Аэростатика» можно ознакомиться на сайте aoaerostatica.com.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ

Основными потенциальными областями приме нения дирижабля являются:

- комплексное экологически чистое освоение российских лесов;

- оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров;

- контейнерная транспортировка грузов, сжиженного природного газа и гелия;

- транспортировка «от двери до двери» тяжелых и крупногабаритных грузов;

- доставка социально значимых грузов в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера;

- доставка вахтовых бригад нефтяников и газовиков;

- высоко комфортабельная перевозка пассажиров «из центра города в центр города»;

- передача информационных потоков посредством стратосферных дирижаблей;

- туризм, в том числе, полеты на Северный полюс и вокруг земного шара;

- выполнение специальных задач в интересах МО РФ, МЧС, Росатома, Роскосмоса.

ОПИСАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ ДИРИЖАБЛЯМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

МЕГАПРОЕКТ 1. КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ ПОСРЕДСТВОМ
БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ДИРИЖАБЛЕЙ

Россия занимает по запасам древесины первое место в мире – 82,8 млрд. м3 или 21%.

Текущие энергетические запасы лесных ресурсов:

- превышают запасы нефти (10 млрд. т);

- сопоставимы с запасами природного газа (30 млрд. т).

В перспективе двух столетий суммарный энергетический потенциал российских лесов превышает по теплотворной способности все разведанные запасы нефти и газа.

Лесные ресурсы имеют два важных преимущества перед нефтью и газом:

- являются возобновляемыми (достигают эксплуатационного возраста через 40-100 лет);

- экологически чистыми (нулевой цикл по СО2).

Расчетная лесосека в России составляет 730 млн. м3 деловой древесины в год.

Вследствие труднодоступности Российские леса осваиваются:

- в Европейской части - на 30-50%;

- в регионах Сибири и Дальнего Востока - на 20-25%;

- в целом по стране – около 30%.

Широкомасштабное комплекcное освоение российских лесов возможно с использованием дирижаблей. Технико-экономические параметры транспортных дирижаблей нового поколения, построенных на базе современных достижений науки и техники и эвристических решений, позволят выполнять транспортные операции с высокой эффективностью.

Для освоения посредством дирижаблей дополнительно 30% расчетной лесосеки (более 200 млн. м3 в год) потребуется построить порядка 100 крупных лесокомбинатов с производительностью 2 млн. м3 в год. Такой объем леса безболезненно (с полным восстановлением в течении 100 лет) можно освоить с территории лесного массива с годовым приростом 2 м3/га, эквивалентного квадрату со стороной 100 км. Ежегодно, на протяжении 100 лет, будут осваиваться участки размером 10х10 км и так сто лет. Через 100 лет начнут осваиваться вновь выращенные леса. И так на протяжении столетий и тысячелетий.

Среднее расстояние доставки леса будет составлять всего лишь 35 км. Затраты на доставку леса к лесокомбинатам – незначительные. Один лесокомбинат будут обслуживать 5-7 дирижаблей грузоподъемностью 10 и 35-40 тонн. Общее потребное количество дирижаблей для обслуживания 100 лесокомбинатов – 500-700 ЛА.

Строительство 100 крупных лесокомбинатов подразумевает и строительство 100 эко-городов с воздухоплавательными транспортными компаниями, с заводами по производству древесных гранул и моторного топлива, мини-ТЭЦ, фармацевтических предприятий, животноводческих и растениеводческих комплексов. Мини-города будут практически на самообслуживании, исключая промышленные товары, зерновые культуры и рыбные деликатесы. Вывоз готовой продукции лесопереработки, доставка промышленных товаров, некоторых видов продуктов, как и воздушные перевозки жителей мини-городов будут осуществляться транспортными и пассажирскими дирижаблями.

РОЛЬ ПРОЕКТА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Проект имеет исключительное значение для развития ряда отраслей:

1. Дирижаблестроительной отрасли (мировое лидерство);

2. Воздухоплавательного транспорта на основе новой транспортной логистики (мировое лидерство);

3. Лесной промышленности, включая лесохимию, биосинтез, фармацевтику, оперативное обнару жение и тушение пожаров с помощью высоко эффективных способов и средств, в т. ч. мелко дисперсного водяного тумана и водяных бомб (мировое лидерство);

4. Производства строительных материалов и мало-этажного жилья;

5. Производства возобновляемых источников энергии (древесных гранул, моторного топлива);

6. Малой и средней энергетики (мини-ТЭЦ) на основе продуктов переработки древесных отходов.

Ожидаемый общий объем продукции лесопереработки и деревообрабатывающего машиностроения – не менее 4 трлн. руб. в год. Энергетический эквивалент перерабатываемого леса соответствует 65-75 млн. тонн нефти.

МЕГАПРОЕКТ 2. ОСВОЕНИЕ СТРАТОСФЕРЫ ВЫСОТНЫМИ БЕСПИЛОТНЫМИ

АЭРОСТАТИЧЕСКИМИ ПЛАТФОРМАМИ

Стратосферные дирижабли (H=12-15 км) являются особым классом воздухоплавательной техники. Они могут длительное время (недели, месяцы, а в перспективе - годы) находиться в автономном полете. Высотные дирижабли способны будут покрыть земную поверхность информацией в битах в расчете на квадратный метр в 1000 раз большей, чем искусственные спутники Земли. Их стоимость будет во много раз ниже стоимости существующих космических технологий. В отличие от спутников связи, аэростатические платформы могут периодически возвращаться на Землю для технического обслуживания, ремонта и замены целевой нагрузки. Менее 100 стратосферных дирижаблей, находящихся на квазистационарных орбитах в прямой видимости друг от друга, способны будут «покрыть» всю территорию Российской Федерации информационными потоками (интернет, связь; мониторинг мегаполисов, земной поверхности, воздушного и водного пространств; охрана границ). (Рис.1)

Фрагмент системы транспортировки информационных потоков посредством стратосферных дирижаблей

В перспективе на базе высотных дирижаблей может быть реализована технология передачи энергетических потоков по стратосферным магистралям, что позволит внести серьезный вклад в решение проблемы энергообеспечения северных регионов страны. Предлагаемая технология может быть реализована с использованием морских атомных электростанций и стратосферных средств беспроводной передачи энергии.

ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТЕРРИТОРИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Россия имеет колоссальные пространства, связь с которыми чрезвычайно затруднена, а в некоторые периоды времени года даже невозможна. Прежде всего это значительные территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатые природными ресурсами, где сегодня формируются крупные территориально-производственные комплексы.

В этих регионах отсутствуют аэродромы, железные дороги, автомобильные дороги с твердым покрытием. Использование вертолетов имеет жесткие ограничения из-за высокой стоимости перевозки грузов и малой дальности полетов. Применение речного транс порта также крайне ограничено как территориально, так и периодами навигации.

Дирижабль - единственный вид транспорта, который не имеет ограничений по маршрутам передвижения и обладает хорошими эколого-экономическими характеристиками.

Доставка грузов и вахтовых бригад в труднодоступные регионы

Сопоставление затрат на транспортировку грузов по традиционной (по зимникам) и инновационной (с помощью дирижаблей) технологиям на примере объектов Газпромнефти показало: применение дирижаблей позволяет:

- в 2-4 раза снизить затраты на доставку пасса жиров и грузов;

- уйти от сезонности работ;

- значительно уменьшить антропогенное воздействие человека на хрупкую природу северных территорий.

Обеспечение связанности территорий

Вертикальный взлет и посадка дирижаблей (безаэродромная эксплуатация) в сочетании с естественной безопасностью и комфортом позволят им внести достойный вклад в обеспечение связанности территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Многоцелевой транспортный дирижабль грузоподъемностью до 10 тонн в пассажирском варианте способен будет перевозить на расстояние до 1500 км до 100 человек, в грузопассажирском – до 60 человек, а в высоко комфортабельном пассажирском (туристическом) – до 40 человек. (Рис.2-4). Себестоимость выполнения транспортных операций будет в 3,5-5 раз меньше по сравнению с транспортным вертолетом Ми-8 и его модификациями.

Варианты исполнения многоцелевого дирижабля грузоподъемностью до 10 тонн

Конструктивно-силовая схема транспортного дирижабля грузоподъемностью до 10 тонн

Варианты компоновки гондолы транспортного дирижабля грузоподъемностью до 10 тонн

Доставка посредством дирижаблей сжиженного гелия с Амурского ГПЗ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Индию и Европу

По оценке Академии конъюнктуры промышленных рынков мировое потребление гелия к 2030 году вырастет почти вдвое: с текущих 180 млн. до 300 млн. м3.Произойдет это за счет быстрорастущих рынков потребления гелия странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому российский гелий будет самым конкурентоспособным. В этих условиях Россия может увеличить долю в мировом производстве гелия до 50%. Амурский ГПЗ, при необходимости, может втрое нарастить свои мощности – с 60 до 180 млн. м3 гелия в год. Временной горизонт планирования продаж жидкого гелия за рубеж – более 100 лет.

В настоящее время зарубежные компании «по дешевке» скупают российский газ и перевозят его в 40-футовых контейнерах-цистернах объемом 40000 литров по всему миру. При создании инновационной отечественной логистической инфраструктуры на базе транспортных дирижаблей грузоподъемностью 10 и 35-40 тонн, производящих оперативную доставку сосудов Дьюара объемом 500-1000 литров в режиме от «двери до двери», государство будет получать от продажи стратегического сырья в текущих ценах от 1,5 до 4,5 млрд. долл. в год в зависимости от объема продаж.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ДИРИЖАБЛЕЙ В ИНТЕРЕСАХ РОСКОСМОСА (КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»)

Транспортировка блоков ракет-носителей среднего (до 40 т), тяжелого (до 65 т) и сверх тяжелого класса (до 280 т) с заводов-изготовителей до г. Циолковский.

Определение и передача параметров космического корабля в момент старта посредством измерительного комплекса, установленного на дирижабле.

Поиск и спасение экипажей космических кораблей над акваторией Охотского моря и Тихого океана, доставка спускаемого аппарата.

Транспортировка возвращаемой первой ступени ракеты-носителя из района посадки (о. Сахалин) до г. Циолковский.

Вывоз отработавших элементов ракет-носителей на утилизацию.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ В ИНТЕРЕСАХ РОСАТОМА

Транспортировка сверхтяжелых грузов массой до 400 тонн (реакторы, парогенераторы, турбины).

Транспортировка сверхтяжелых крупногабаритных грузов при переходе на технологию крупноблочного строительства АЭС. Общее количество грузов массой 200-400 тонн для строительства 1 энергоблока: 30-50. Потребное количество дирижаблей при существующих объемах строительства АЭС – 2. Экономический эффект от применения новой технологии строительства АЭС – не менее 1 млрд. $ в год при сокращении сроков строительства в 2-3 раза, что также позволит существенно увеличить долю российского рынка в строительстве АЭС.

Обеспечение безопасности АЭС посредством использования беспилотных стратосферных дирижаблей. Количество ЛА – по одному на АЭС.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ТУРИЗМ

Экскурсионные полеты

Проект первой очереди – многоцелевой пилотируемый/беспилотный дирижабль с гибридной силовой установкой «Летающая яхта AURUS» с количеством посадочных мест до 6 человек и продолжительностью барражирующего полета не менее 24 часов (Рис 5-6).

Цель проекта - Реализация демонстратора техно логий дирижаблей нового поколения, обладающих уникальными летно-техническими и эколого-экономическими параметрами.

Многоцелевой дирижабль «Летающая яхта AURUS»

Компоновка гондолы на 6 посадочных мест (туристический вариант)

Задачи проекта

Разработка прорывных критических технологий, необходимых для создания многоцелевых и транс портных дирижаблей, воздухоплавательных аэростатических комплексов специального назначения нового поколения, в том числе стратосферных.

Создание производственно-эксплуатационной базы (дирижабледрома), включая эллинг для производства и ремонта малоразмерных дирижаблей.

Разработка и сертификация многоцелевого дирижабля полужесткого типа малой грузоподъемности (до 1000 кг, до 6 посадочных мест, включая пилота).

Мелкосерийное производство на продажу (4 ЛА в год) дирижаблей.

Создание школы подготовки пилотов и техников дирижаблей.

Подготовка кадров в области воздухоплавательной техники, профориентация молодежи: Международный лагерь АРТЕК, Образовательный центр СИРИУС; производственная и летная практика студентов; подготовка инженеров-механиков по дирижаблестроению.

Коммерческая эксплуатация 4-х малоразмерных дирижаблей в рекламном и туристическом бизнесе.

Области применения дирижабля

В качестве экспериментального ЛА для отработки и внедрения новых конструктивно-технологических решений, материалов, проверки новых концепций, а также для отработки новых способов наземной и около земной эксплуатации дирижаблей нового поколения.

В качестве учебно-тренировочного ЛА для обучения и подготовки летных экипажей.

В качестве транспортного средства для перевозки пассажиров (аэротакси, воздушные экскурсии).

Коммерческое использование в рекламном бизнесе.

Несение патрульной службы (охрана сухопутных территорий и акваторий, связь, инструментальная разведка: радиолокационная, радиотехническая, инфракрасная).

Спасение и помощь в чрезвычайных ситуациях.

Оперативное обнаружение лесных пожаров.

Дистанционное зондирование земной поверхности с целью поиска залежей полезных ископаемых, определения их объемов.

Экологический мониторинг, контроль нефте- и газопроводов.

Высоко комфортабельные

воздушные перевозки пассажиров

Дирижабль с двухъярусной гондолой, выполненный на базе транспортного аппарата грузоподъемностью до 40 тонн, лучше других проектов подходит для перевозки пассажиров на средние расстояния (500-3000 км) (Рис.7-8).

Двухъярусный пассажирский (туристический) дирижабль

Компоновка гондолы пассажирского (туристического) дирижабля

Второй ярус гондолы оборудован 20-ю двух-четырёх местными каютами класса люкс с панорамным остеклением на 40-70 посадочных мест, рестораном на 10 посадочных мест, носовой смотровой площадкой, кормовой открытой прогулочной палубой.

На первом ярусе располагается салон-кинозал (конференц-зал) на 30 посадочных мест, прогулочные палубы, ресторан-бар на 20 посадочных мест, танцевальная площадка, лифт на 1-й и 2-й ярусы.

Пассажирские дирижабли должны летать на высотах в несколько сот метров от земли. В этом случае полет превращается в захватывающее воздушное путешествие.

Воздушные круизы вокруг земного шара

В арсенале фирмы «Аэростатика» есть проект высоко комфортабельного многоярусного туристического дирижабля, предназначенного для континентальных и межконтинентальных круизов, полетов вокруг земного шара. (Рис. 9).

Многоярусный туристический дирижабль для полетов вокруг земного шара

Воздушный корабль оборудован просторными каютами, 2-х ярусным рестораном, барами, танцевальной площадкой, киноконцертным залом, солярием. Предусмотрена посадка воздушного корабля на воду. Летательный аппарат снабжен двумя морскими катерами. Реализация такого проекта и трех-четырехнедельные кругосветные круизы по туристическим меккам мира, включая Северный полюс, безусловно, способствовали бы ренессансу дирижаблестроения в мире. Уходить в полет такой воздушный круизный лайнер мог бы с крыши отеля «Москва», с территории парка «Зарядье» или с территории Кремля.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ДИРИЖАБЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ

В первоочередном порядке предлагается реализация двух проектов:

– многоцелевого пилотируемого/беспилотного дирижабля с гибридной силовой установкой «Летающая яхта AURUS» с массой полезной нагрузки до 1000 кг и количеством посадочных мест до 6 человек;

– многоцелевого пилотируемого/беспилотного транспортного дирижабля с гибридной силовой установкой, с массой полезной нагрузки до 10 тонн в грузовом, грузопассажирском и туристическом вариантах.

Оба проекта предусматривают строительство производственно-эксплуатационной базы с крупно габаритным эллингом для разработки, общей сборки, летно-конструкторских и сертификационных испытаний, серийного производства и ремонта дирижаблей.

Оба проекта могут быть реализованы на коммерческой основе. Бизнес-планы на проекты имеются. Проект дирижабля грузоподъемностью 10 тонн в 2019-2020 годах прошел все этапы согласования со структурными подразделениями Корпорации «РОСТЕХ» и был утвержден к исполнению Правлением Корпорации. Потребный объем финансирования проекта «Летающая яхта AURUS» - 1,9 млрд. рублей, 10-тонника – 2,3 млрд. рублей.
Содержание пояснительной записки к письму Президенту РФ Путину В. В. полностью совпадает с текстовой частью статьи А. Н. Кирилина "Технико-экономическое обоснование использования дирижаблей нового поколения в различных отраслях российской экономики"

Президенту Российской Федерации ПУТИНУ В.В.


Уважаемый Владимир Владимирович!


Возрождение дирижаблестроения в мире на новой научно-технической базе «не за горами». Аэростатические летательные аппараты нового поколения будут обладать уникальными энергетическими, летно-техническими и эколого-экономическими параметрами. Применение данного класса летательных аппаратов может изменить парадигму в транспортной логистике.

Особым классом воздухоплавательной техники станут беспилотные стратосферные (H=12-20 км) аэростатические платформы, которые могут длительное время (недели, месяцы, а в перспективе - годы) находиться в автономном полете. Высотные дирижабли способны будут покрыть земную поверхность информацией в битах в расчете на квадратный метр в 1000 раз большей, чем искусственные спутники Земли. Их стоимость будет во много раз ниже стоимости существующих космических технологий. В отличие от спутников связи, аэростатические платформы могут периодически возвращаться на Землю для технического обслуживания, ремонта и замены целевой нагрузки. Менее 100 стратосферных дирижаблей, находящихся на квазистационарных орбитах в прямой видимости друг от друга, способны будут «покрыть» всю территорию Российской Федерации информационными потоками (интернет, связь; мониторинг мегаполисов, земной поверхности, воздушного и водного пространств; охрана границ).

Основными потенциальными областями применения дирижабля являются:

- комплексное экологически чистое освоение российских лесов;

- оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров;

- контейнерная транспортировка грузов, сжиженного природного газа и гелия;

- транспортировка «от двери до двери» тяжелых и крупногабаритных грузов;

- доставка социально значимых грузов в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера;

- доставка вахтовых бригад нефтяников и газовиков;

- высоко комфортабельная перевозка пассажиров «из центра города в центр города»;

- передача информационных потоков посредством стратосферных дирижаблей;

- туризм, в том числе, полеты на Северный полюс и вокруг земного шара;

- выполнение специальных задач в интересах МО РФ, МЧС, Росатома, Роскосмоса.

Академия наук авиации и воздухоплавания совместно с Акционерным обществом «Аэростатика» и ООО «Научно-производственная фирма «Аэростатика» провели большой объем научных и проектных исследований по дирижаблям нового поколения:

- разработано научное обеспечение проектирования транспортных дирижаблей грузоподъемностью до 1500 тонн;

- предложены новые конструкторско-технологические решения по транспортным и стратосферным дирижаблям;

- предложены принципиально новые решения по околоземной и наземной эксплуатации дирижаблей;

- разработаны проекты по не имеющим аналогов в мире многоцелевым, транспортным, туристическим, пассажирским и стратосферным дирижаблям нового поколения. Реализация 2-3 из этих проектов позволит России занять устойчивое лидирующее положение в мире в инновационной высоко технологичной области воздухоплавательной техники.

В первоочередном порядке предлагается реализация двух проектов:

- многоцелевого пилотируемого/беспилотного дирижабля с гибридной силовой установкой «Летающая яхта AURUS» с массой полезной нагрузки до 1000 кг, количеством посадочных мест до 6 человек и продолжительностью беспосадочного полета более 24 часов;

- многоцелевого пилотируемого/беспилотного транспортного дирижабля с гибридной силовой установкой, массой полезной нагрузки до 10 тонн в грузовом, грузо-пассажирском и туристическом вариантах.

Оба проекта предусматривают строительство производственно-эксплуатационных баз с крупногабаритными эллингами для разработки, общей сборки, летно-конструкторских и сертификационных испытаний, серийного производства и ремонта дирижаблей. Оба проекта могут быть реализованы на коммерческой основе. Бизнес-планы проектов имеются. Проект 10-тонника прошел все этапы согласования со структурными подразделениями Корпорации «Ростех» и был утвержден Правлением корпорации к исполнению.

Просим Ваших поручений:

1) Дополнить в Транспортную стратегию Российской федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в перечень «перспективный подвижный состав» пункт «транспортные дирижабли нового поколения»;

2) Разработать Комплексную целевую программу «Развитие дирижаблестроения в России на период до 2035 года».

Приложение

1. Пояснительная записка на 9 л.
2. Разработки АО «Аэростатика» (сайт aoaerostatica.com).

Генеральный директор-Генеральный конструктор АО «Аэростатика»
Руководитель научного отделения «Воздухоплавание»
Академии наук авиации и воздухоплавания, д.т.н.
Кирилин А. Н.
Новости Академии