Автор:
Андрей Ельчанинов, первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос».
Андрей Ельчанинов, первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос».
35 лет назад, 15 ноября 1988 года, состоялся первый и последний полёт системы «Энергия-Буран». Разработка этой универсальной ракетно-космической транспортной системы стала самым масштабным проектом советской космонавтики. Она до сих пор оказывает влияние на российскую ракетно-космическую технику и промышленность, хотя и была закрыта вскоре после триумфального полёта…
Подготовленный успех
Изначально проект замышлялся в логике «холодной войны» как ответ на американский Space Shuttle. Будучи внешне похожей, советская система «Энергия-Буран» отличалась рядом принципиальных решений и концептуально была совершенно новым словом не только в отечественном, но и мировом ракетостроении. До окончательного определения облика системы советские инженеры проработали несколько десятков вариантов компоновок, выбрав в конечном итоге схему комби нации сверхтяжёлой ракеты и крыла того орбитального корабля. Такое решение гарантировало универсальность: носитель мог не только выводить на орбиту советский «челнок», но и запускать широкий спектр тяжёлых космических объектов – от уникальных спутников и крупногабаритных модулей орбитальных станций до пилотируемых лунных кораблей. У американцев шаттл составлял единое целое с ракетой, и его компоненты нельзя было использовать по отдельности без коренной переработки.
Для достижения требуемых характеристик в проекте практически всё пришлось создавать на новом техническом уровне, впервые решая задачи комплексно. Не будет преувеличением сказать, что по своим масштабам и технической сложности «Энергия-Буран» превзошла все советские космические программы, в том числе лунные УР-500К – Л1 и Н1 – Л3. Соответственно, пришлось полностью изменить подход к организации нового проекта, де-факто получившего статус общенационального. Непосредственно в проекте были задействованы свыше тысячи пред приятий и организаций из 86 министерств и ведомств, а также более двух с половиной миллионов человек по стране!
Читать полностью...
Источник:
Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
Подготовленный успех
Изначально проект замышлялся в логике «холодной войны» как ответ на американский Space Shuttle. Будучи внешне похожей, советская система «Энергия-Буран» отличалась рядом принципиальных решений и концептуально была совершенно новым словом не только в отечественном, но и мировом ракетостроении. До окончательного определения облика системы советские инженеры проработали несколько десятков вариантов компоновок, выбрав в конечном итоге схему комби нации сверхтяжёлой ракеты и крыла того орбитального корабля. Такое решение гарантировало универсальность: носитель мог не только выводить на орбиту советский «челнок», но и запускать широкий спектр тяжёлых космических объектов – от уникальных спутников и крупногабаритных модулей орбитальных станций до пилотируемых лунных кораблей. У американцев шаттл составлял единое целое с ракетой, и его компоненты нельзя было использовать по отдельности без коренной переработки.
Для достижения требуемых характеристик в проекте практически всё пришлось создавать на новом техническом уровне, впервые решая задачи комплексно. Не будет преувеличением сказать, что по своим масштабам и технической сложности «Энергия-Буран» превзошла все советские космические программы, в том числе лунные УР-500К – Л1 и Н1 – Л3. Соответственно, пришлось полностью изменить подход к организации нового проекта, де-факто получившего статус общенационального. Непосредственно в проекте были задействованы свыше тысячи пред приятий и организаций из 86 министерств и ведомств, а также более двух с половиной миллионов человек по стране!
Читать полностью...
Источник:
Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"