Илья Вайсберг, журнал "Авиасоюз"
15 июня 2023 г. на 85 году ушел из жизни известный авиаконструктор, один из активных участников создания первых сверхзвуковых самолетов «Ту» Александр Леонидович Пухов.
Будущий авиаконструктор после окончания средней школы с золотой медалью поступил в Московский авиационный институт, который окончил с красным дипломом в 1962 г. По собственному желанию Александр Пухов распределился в ОКБ А.Н. Туполева в подразделение «К», которым руководил его сын А.А. Туполев.
С первых дней работы в ОКБ А.Л. Пухов занимался компоновкой и общими видами сверхзвуковой авиационной техники (Ту-22М, Ту-135, Ту-144 и др.). 11 лет он непосредственно работал под руководством Андрея Николаевича Туполева и Алексея Андреевича Туполева.
15 июня 2023 г. на 85 году ушел из жизни известный авиаконструктор, один из активных участников создания первых сверхзвуковых самолетов «Ту» Александр Леонидович Пухов.
Будущий авиаконструктор после окончания средней школы с золотой медалью поступил в Московский авиационный институт, который окончил с красным дипломом в 1962 г. По собственному желанию Александр Пухов распределился в ОКБ А.Н. Туполева в подразделение «К», которым руководил его сын А.А. Туполев.
С первых дней работы в ОКБ А.Л. Пухов занимался компоновкой и общими видами сверхзвуковой авиационной техники (Ту-22М, Ту-135, Ту-144 и др.). 11 лет он непосредственно работал под руководством Андрея Николаевича Туполева и Алексея Андреевича Туполева.
80–летие А.Н.Туполева. Справа налево: сидят юбиляр, министр авиационной промышленности П.В. Дементьев. Стоят: Э.В. Елян, А.Л. Пухов, В.И. Близнюк, А.С. Благовещенский, Ю.Н. Попов, А.П. Якимов
Участвовал в проектировании, производстве и летных испытаниях всех модификаций самолета Ту-144: от нулевки «044», серийных «004» до Ту-144ЛЛ. Один из активных инициаторов первого проекта стратегического бомбардировщика Ту-160 со сверхзвуковой дальностью полета. В 1980-е гг. А.Л. Пухов руководил работами по созданию сверхзвукового пассажирского самолета следующего поколения (СПС-2, Ту-244). В конце 1980-х гг. инициировал разработку программы гиперзвукового воздушно-космического самолета Ту-2000. В 1990-е гг. – главный конструктор программы легкомоторного самолета-такси Ту-34, получившего в 1992 г. золотую медаль в Брюсселе.
В 1992-1999 гг. в качестве главного конструктора А.Л. Пухов реализовал уникальную научно-исследовательскую программу по заказу NASA на сверхзвуковой летающей лаборатории Ту-144ЛЛ с двигателями НК-321. Он стал единственным не американцем, отмеченным золотыми буквами в истории NASA.
В 1992-1999 гг. в качестве главного конструктора А.Л. Пухов реализовал уникальную научно-исследовательскую программу по заказу NASA на сверхзвуковой летающей лаборатории Ту-144ЛЛ с двигателями НК-321. Он стал единственным не американцем, отмеченным золотыми буквами в истории NASA.
Выкатка Ту-144ЛЛ. 1996 год
Самолет Ту-144 в полете
В 1998-2003 гг. занимался разработкой проектов сверхзвуковых деловых самолетов с континентальной дальностью полета Ту-344, Ту-444 и др. С 2002 г. до ухода на пенсию в 2010 г. работал главным конструктором по модернизации и поддержанию летающего парка ракетоносцев Ту-22М3.
На протяжении многих лет поддержанию отличной профессиональной формы способствовало активное занятие спортом: Александр Леонидович увлекался баскетболом, водными лыжами, шахматами и др.
А.Л. Пухов имел 32 авторских свидетельства на изобретения и пять международных патентов (в т. ч. на самолет Ту-144). Автор трех монографий: «Глазами гигантов», «Алексей Туполев» и «Два Маха». Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалью А.Н. Туполева и др.
Профессор А.Л. Пухов долгие годы преподавал по совместительству в МАТИ и воспитал более сотни высококлассных специалистов-туполевцев, имел двух сыновей – докторов наук, занимался воспитанием пяти внуков и трех правнуков...
Дело Александра Леонидовича достойно продолжает его сын – Андрей Пухов, доктор технических наук, более 20 лет работал конструктором в ОКБ А.Н. Туполева, а в настоящее время возглавляет проектный комплекс «Гражданская авиационная техника» ФГБУ «НИЦ имени Н.Е. Жуковского». Его статьи публиковались в журнале «АвиаСоюз».
Имя Александра Леонидовича Пухова, одного из создателей отечественных стратегических сверхзвуковых самолетов, навсегда останется в истории российской авиации.
На протяжении многих лет поддержанию отличной профессиональной формы способствовало активное занятие спортом: Александр Леонидович увлекался баскетболом, водными лыжами, шахматами и др.
А.Л. Пухов имел 32 авторских свидетельства на изобретения и пять международных патентов (в т. ч. на самолет Ту-144). Автор трех монографий: «Глазами гигантов», «Алексей Туполев» и «Два Маха». Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалью А.Н. Туполева и др.
Профессор А.Л. Пухов долгие годы преподавал по совместительству в МАТИ и воспитал более сотни высококлассных специалистов-туполевцев, имел двух сыновей – докторов наук, занимался воспитанием пяти внуков и трех правнуков...
Дело Александра Леонидовича достойно продолжает его сын – Андрей Пухов, доктор технических наук, более 20 лет работал конструктором в ОКБ А.Н. Туполева, а в настоящее время возглавляет проектный комплекс «Гражданская авиационная техника» ФГБУ «НИЦ имени Н.Е. Жуковского». Его статьи публиковались в журнале «АвиаСоюз».
Имя Александра Леонидовича Пухова, одного из создателей отечественных стратегических сверхзвуковых самолетов, навсегда останется в истории российской авиации.